Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие знаменовалось в России разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
Сущность стратегического планирования на муниципальном уровне
Принципы и этапы стратегического планирования
Характеристика основных элементов стратегических планов Миссия Городов
Формулировка целей развития в стратегиях городов
Основные направления экономического развития городов
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
2.2 Формулировка основных целей развития и миссии города.
2.3 Основные направления стратегического плана развития города
2.4 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
2.5 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
2.6 Сильные стороны стратегических планов развития городов.
2.7 Слабые стороны стратегических планов развития городов.
2.8 Общее и особенное в стратегических планах.
2.9 Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
3. Проблемы при разработке документов стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
ГЛАВА 2
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
2.2 Формулировка основных целей развития и миссии города.
2.3 Основные направления стратегического плана развития города
2.4 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
2.5 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
2.6 Сильные стороны стратегических планов развития городов.
2.7 Слабые стороны стратегических планов развития городов.
2.8 Общее и особенное в стратегических планах.
2.9 Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
3. Проблемы при разработке документов стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие знаменовалось в России разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.
Западные города, начиная с конца семидесятых, все в большей мере осознавали важность определенного воздействия на рыночные процессы в местной экономике и использования элементов планирования развития городов. Российские местные власти, напротив, по мере приватизации теряли рычаги прямого административного управления экономикой, отказывались от директивных планов социально-экономического развития в пользу рыночных механизмов1.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории стратегического управления внесли известные отечественные ученые А.Г.Аганбегян, О.Т.Богомолов, П.Г.Бунич, А.Г.Гранберг, Т.И.Заславская, Л.В.Канторович, В.В.Кулешов, Д.С.Львов, С.С.Шаталин и др. В то же время в ряде западных государств концепции стратегического планирования были творчески переработаны в трудах зарубежных ученых-экономистов И.Ансоффа, П.Дракера, Ф.Котлера, В.В.Леонтьева, П.Портера, Дж.Стрикленда, А.А.Томпсона и др. Она эффективно реализуется в США, Японии, Германии, Франции, Швеции и других странах2.
Целью исследования является определение теоретических методологических основ стратегического планирования в органах местного самоуправления, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования. Данная цель обусловила постановку следующих практических задач: отразить концептуальные подходы к стратегического планированию в муниципальных образованиях, определив предпосылки и необходимость стратегического планирования, этапы и принципы стратегического планирования, базисные элементы городских стратегий, проанализировать стратегии городов на примере г.Екатеринбурга и г.Тюмени по ряду показателей, описать сильные и слабые стороны данных стратегических документов. Кроме того, одной из практических задач является выявление характерных проблем, которые возникают у органов местного самоуправления при разработке стратегических документов в т.ч. в г.Екатеринбурге
Объектом исследования является система стратегического планирования в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются механизмы разработки и реализации стратегии муниципального развития.
Теоретическая база исследования составляют концепции и теоретические положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов в области разработки стратегии и стратегического планирования развития городов.
Эмпирической базой исследования являются данные материалы из периодических источников и сети Интернет, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, акты муниципальных образований в области стратегического планирования.
Аргументация выводов
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
1.1 Сущность стратегического планирования на муниципальном уровне
Причины перехода к практике стратегического планирования зарубежных городов можно охарактеризовать следующим образом3:
- рост безработицы;
- поляризация доходов и
- дифференциация социальных
- снижение занятости в отраслях промышленности (в 80е годы до 30%).
В обычной практике городские власти видели своим основным политическим вопросом формирование годового бюджета, задающего ключевые параметры деятельности органом местного самоуправления. Недостаточность такого подхода выявилась, во-первых, в связи с ускорением и усложнением процессов развития, во-вторых, в связи с распространением общественно-частного партнерства, потребовавшего координации усилий множества организаций и задания определенного направления приложения усилий.
Стратегическое планирование в современных условиях - это самостоятельная функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды4. Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют.
В отличие от текущего, стратегическое
планирование предполагает учет влияния
внешней среды на современное
и будущее состояние
Осознавая остроту современных
социально-экономических
• выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
• определение вектора развития экономики муниципального образования;
• выяснение в результате дискуссий и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;
• содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Как видим, среди мотивов формулирования
стратегии доминирует потребность
в лучшей координации и нацеленности
действий различных субъектов, работающих
в сфере экономической
Определенную роль в актуализации разработки стратегических планов в российских городах (например, в Санкт-Петербурге) сыграла настоятельная необходимость привлечения заемных средств международных финансовых институтов.
Объекты и субъекты стратегического управления С позиций системного подхода город как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность пяти взаимосвязанных макроподсистем. В состав каждой из них входит несколько подсистем, обеспечивающих решение задач стратегического управления городом, выделенных по признаку отрасли экономики или предмету управления. Взаимосвязь макро- и подсистем проиллюстрирована на схеме6.
Однако, это - не единственный подход. Помимо группы объектов выступать объектом стратегического управления в городе могут территория муниципального образования или муниципальное хозяйство7. Подход к выделению территории муниципального образования в качестве объекта стратегического управления в городе часто критикуется из-за разнородности объектов, находящихся на территории муниципального образования , относящихся к различной подведомственности.
Субъект стратегического управления является сложным, так как представлен разными субъектами по составу и функциям8:
- субъекты-заказчики (население,
- субъекты-исполнители (
Стратегические планы, планы мероприятий
и отраслевые планы должны гибко
реагировать на меняющиеся условия
и максимально учитывать
В общем виде стратегическое управление городами предполагают следование ряду принципов: целенаправленности (прописание целевых ориентиров и их обеспеченность ресурсами), социальности (первостепенность интересов населения, обеспечение определенного качества жизни), комплексности, адаптивности, эффективности (достижение желаемого результата при минимуме затрат), минимизации риска, баланса интересов (между текущими задачами и задачами развития, между отраслями и территориями), легитимности (соответствие законам и соблюдение процедур утверждения), демократичности (отрытости), профессионализма, принципа «первого руководителя» (участие первых ли города), партнерства, единства объекта стратегического управления, единства субъекта стратегического управления, трактовки стратегического плана как единства целей и средств достижения 10.
Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. В основе большинства западных подходов лежит теория конкурентности М.Портера и активное участие в разработке стратегии высших учебных заведений.