Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие знаменовалось в России разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
Сущность стратегического планирования на муниципальном уровне
Принципы и этапы стратегического планирования
Характеристика основных элементов стратегических планов Миссия Городов
Формулировка целей развития в стратегиях городов
Основные направления экономического развития городов

ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
2.2 Формулировка основных целей развития и миссии города.
2.3 Основные направления стратегического плана развития города
2.4 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
2.5 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
2.6 Сильные стороны стратегических планов развития городов.
2.7 Слабые стороны стратегических планов развития городов.
2.8 Общее и особенное в стратегических планах.
2.9 Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
3. Проблемы при разработке документов стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Cтратегическое планирование в органах местного самоуправления7.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Стратегия развития г.Тюмени20, исследования проведенные для ее разработки, опираются на материалы ненормативного характера, большинство из которых международные источники: «Показатели устойчивого развития: структура и методология.», «Показатели устойчивого развития: теория, методика, практическое использование, Хартмут Боссель», другие методические материалы и отчеты, доклады  ООН, Хартия городов Европы по устойчивому развитию и т.п.

В обоих документах по сути отсутствует перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработан стратегический план. В качестве правовой основы могли бы быть использованы ратифицированные РФ международные правовые акты, Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, которые бы укрепили соответствие содержания стратегического плана, а именно:

- Декларация прав человека и  иные международные документы;   

- Конституция РФ;  

- ФЗ № 131 «Об общих принципах  организации МСУ в РФ» (в  части вопросов  местного значения);

- иные (локальные) концептуальные  документы по стратегическому  планированию.

Можно заключить, что стратегический план Екатеринбурга имеет более  основательное нормативно-правовое обеспечение, так как цель и подцели  стратегии развития города корреспондируют с основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок, а также с идеями «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.). Основополагающие принципы развития Екатеринбурга находятся в русле требований Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по изучению населенных пунктов (HABITAT).

2.2. Формулировка основных целей развития и миссии города. Под целями стратегического плана, или стратегическими целями, понимаются действия, направленные на решение существующих проблем или уменьшение их остроты.

Декларируемая главная стратегическая цепь развития города Екатеринбурга  заключается в «обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан. Качество жизни в стратегическом плане определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга  осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение динамического равновесия между различными сферами, секторами  и видами деятельности, на обеспечение  гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов всех тех, кто работает или учится в городе, кто посещает его в поисках развлечений, культуры, информации, знаний.

Одним из важных элементов городской  политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством  и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.».

Глобальная цель разбивается на пять подцелей, критерием деления служит сфера деятельности: социальная цель, инновационная, социально-экономическая, хозяйственная и управленческая цели. 

«Миссия Екатеринбурга в обозримой  перспективе видится, как трансформация  города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.»

Цель стратегии развития г.Тюмени сформулирована как «власть, взаимодействуя с бизнесом и населением города, должна стремиться организовать кластер  «город, привлекательный для жизни, отдыха, бизнеса», ориентируясь на «северный» рынок». Дерево целей развития, в основании которого идея города, привлекательного для определенных категорий населения, содержит цели:

- повысить качество жизни горожан;

- центр привлекательный для  определенных категорий населения;

- центр высоких медицинских  технологий;

- устойчивое развитие;

- столица нефтегазового комплекса  области.

Стратегический план г. Тюмени не формулирует  миссии города. Но миссия муниципального управления и не должна обязательно  входить в состав стратегического плана, так как она предшествует ему, выполняет роль ориентира при его составлении.

Одно из основных требований к миссии и основным стратегическим целям  заключается в том, что они  не должны быть расплывчатыми и абстрактными. Миссии в концентрированной форме выражают смысл существования организаций, городов, их предназначение. По стилю и содержанию миссия, должна быть понятной, пригодной к использованию, сочетаться с целями. Однако, миссия Екатеринбурга (трансформация в многофункциональный центр с научно-производственно-финансово-информационным ядром), на мой взгляд, плохо сочетается с главной стратегической целью (обеспечение устойчиво повышающегося качества жизни). Кроме того, миссия Екатеринбурга, имеют весьма общий и слишком объемный характер, не хватает в миссии местной специфики.

Местной специфики хватает в  определении цели стратегии развития г. Тюмени, однако, ее формулировка не отвечает простому требованию: ясности и понятности. Что значит ориентация на «северный» рынок? Понятна ли будет любому горожанину, какой кластер, хотят организовать, и что это вообще такое?

 

2.3. Основные направления стратегического плана развития города. Стратегический план г.Екатеринбурга 2005 - 2015 г.г. концентрируется на восьми ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях, выявленных на основе анализа конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества. На основе ключевых направлений, охватывающих социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, предложены 27 программ, которые должны реализовываться через систему конкретных проектов:

 

Направление 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала.

Программа: Екатеринбург - здоровый город 

Программа: Образование - основа развития, залог успеха 

Программа: Город для души: Екатеринбург - культурный, спортивный и туристический  центр 

Программа: Екатеринбург - город комфортной социальной среды 

Программа: Здоровое поколение Екатеринбурга   

Направление 2. Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов

Программа: Новая жизнь крупных заводов. Промышленная политика города 

Программа: Екатеринбург - межрегиональный  центр инновационной деятельности и инновационных услуг 

Программа: Финансовый центр Урала 

Программа: Занятость. Развитие трудового  потенциала 

Направление 3. Развитие среды проживание горожан 

Программа: Развитие новых форм управления жилищным фондом 

Программа: Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения   

Направление 4. Развитие рынков товаров и услуг 

Программа: Производство потребительских товаров 

Программа: Аграрный комплекс 

Программа: Торговые технологии - современная  культура потребления 

Программа: Высокое качество услуг - новый уровень обслуживания, новое качество индустрии  сервиса 

Программа: Екатеринбург - город для  бизнеса 

Направление 5. Развитие транспорта , складского хозяйства  и связи 

Программа: Международный транспортно-логистический  узел 

Программа: Магистральная улично-дорожная сеть 

Программа: Удобный и доступный  общественный транспорт 

Программа: Связь - вызов века 

Направление 6. Охрана окружающей среды развитие экологической культуры

Программа: Оздоровление окружающей природной  среды 

Программа: Чистый благоустроенный город 

Направление 7. Развитие гражданского общества и местного самоуправления

Программа: Екатеринбург - столичный город 

Программа: Город активных граждан 

Программа: Город общественного  согласия 

Программа: Екатеринбург - безопасный город 

Направление 8. Генеральный план Екатеринбурга - город для человека

Программа: Генеральный план Екатеринбурга - город  для человека 

Программа: Современное жилищное строительство 

Поскольку при разработке стратегического  плана г. Тюмени была использована методика Х. Босселя21, в городе были структурно вычленены 6 подсистем: индивидуальное развитие, социальная, политическое управление, инфраструктура, экономическая, ресурсы и окружающая среда. Основные проблемы города, выявленные экспертами, стали ориентиром шести основных подсистем. На следующем этапе были определены возможные точки роста и сформированы программы развития города Тюмени. Под «точками роста» города понимались центры, вокруг которых организуется или самоорганизуется более эффективное развитие рассматриваемого направления. Ими для города Тюмени стали:

• город, привлекательный для жизни  и бизнеса;

• рынок трудовых ресурсов для  северных территорий области;

• финансовый узел;

• торгово-транспортный терминал для  доставки грузов на Север;

• центр современных нефтегазовых технологий.

Точки роста объединяют 16 программ.

Точка роста

Программы

Тюмень – город, привлекательный  для жизни

«Транспортно-логистический  центр»

«Тюмень — спортивно-оздоровительный  центр области»

«Программа возрождения  историко-архитектурного наследия г. Тюмени»

«Программа развития информационного обеспечения города «Тюменское кольцо»

«Развитие инфраструктуры развлечений и отдыха для жителей  Тюмени и Тюменской области»

Тюмень — центр  современных нефтегазовых технологий

Создание инфраструктуры «Инновационно-промышленного парка  «Юг для севера»

Тюмень — центр  нефтегазовой науки и образования

Инновационно-технологический  комплекс «Новые нефтегазовые технологии»

Тюмень — рынок  трудовых ресурсов для нефтегазовых предприятий Севера

Виртуальный рынок труда

Тюмень — образовательный  центр для Севера

Гастарбайтеры: социальные гарантии труда и проживание иностранных рабочих

«Северный городок»: жилищно-образовательный  центр для студентов и молодых  семей аспирантов

Северные аборигены  в Тюмени: условия труда и этнокультурные связи

Тюмень как финансовый узел

«Развитие системы муниципальных финансовых заимствований»

«Электронная торговля и электронное управление обращением денег»

«Программа привлечения  иностранного капитала в финансовую систему города»


 

2.4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.

Екатеринбург

Тюмень

Объем производства промышленной  продукции 

ИФО в сопоставимых ценах к предыдущему  году           

Объем производства потребительских  товаров

Объем розничного товарооборота   

Объем платных услуг населению    

Строительство жилья за счет всех  источников финансирования  

Численность населения   

Уровень безработицы

Средняя заработная плата

Сводный индекс потребительских цен               

Аспекты:

Территориальное расположение

Рынок и система сбыта

Уровень затрат

Городская и окружающая инфраструктура

Качество жилья

Качество услуг

Развлечения

Показатели:

Количество населения

Миграционный баланс

Количество предприятий (размер, структура  управления)

Количество вакансий (качество групп, тип образовательных требований, категории дохода, качество рабочих мест)

Валовый городской продукт 

Доходы от городских налогов

Секторная структура предприятий  и городская занятость

Относительное число головных офисов


При оценке инвестиционной привлекательности  территорий (как Екатеринбурга, так  и Тюмени) не выделены следующие важные, на мой взгляд, индикаторы, или представленные в планах индикаторы не являются полными:

•природно-ресурсный потенциал, который  характеризует обеспеченность территории балансовыми запасами основных видов  природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;

•трудовой потенциал, который выражается через показатели численности трудоспособного населения, численности экономически активного населения, численности городского населения;

•экономический потенциал – показатель, учитывающий уровень и структуру валового продукта территории, то есть отражающий результат хозяйственной деятельности на анализируемой территории;

•экономическая активность характеризует темпы роста объемов выпуска продукции, а также темпы роста уровня безработицы;

•потребительский потенциал отражает совокупную покупательскую способность  населения региона, измеряется среднемесячной заработной платой работников в экономике  и соотношением среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму;

•финансовый потенциал территории характеризуется прибыльностью  предприятий, состоянием их дебиторской и кредиторской задолженности, объемом налоговой базы, доходностью бюджета территории;

Информация о работе Стратегическое планирование