Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие знаменовалось в России разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
Сущность стратегического планирования на муниципальном уровне
Принципы и этапы стратегического планирования
Характеристика основных элементов стратегических планов Миссия Городов
Формулировка целей развития в стратегиях городов
Основные направления экономического развития городов
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
2.2 Формулировка основных целей развития и миссии города.
2.3 Основные направления стратегического плана развития города
2.4 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
2.5 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
2.6 Сильные стороны стратегических планов развития городов.
2.7 Слабые стороны стратегических планов развития городов.
2.8 Общее и особенное в стратегических планах.
2.9 Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
3. Проблемы при разработке документов стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
В муниципальных структурах применяются
следующие алгоритмы
Многоступенчатое планирование, используемое агентствами городского развития США.
В Канаде получила распространение методология метрополитенского планирования, предложенная Ф. Хейвудом, состоящая из 6 ступеней.
Коротко эту схему можно сформулировать как «Обзор - анализ — план». Последствием принятия такой методологии стал триединый процесс диалога, в котором участвовали политики, определяющие цели и приоритеты, население, на чью жизнь стратегические планы оказывают непосредственное воздействие, и специалисты-профессионалы, призванные собрать и проанализировать информацию и сделать соответствующие рекомендации.
Алгоритм стратегического планирования, разработанный экспертами РНЦГМ и Института социально-экономического проектирования РАН и реализованный при формировании стратегического плана г. Тольятти Самарской области:
1. Анализ внутренних
2. Анализ стартовых условий развития города, обусловленных факторами местного характера:
1) качество жизни населения
(продолжительность жизни
2) величина и эффективность использования накопленного (стартового) на территории социально-экономического потенциала, в т.ч.
- базовые ресурсные потенциалы развития (природно-ресурсный, экономико-географический, демографический);
- потенциалы, обеспечивающие развитие города (трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный);
-потенциалы готовности к
3) экологическая обстановка на территории города;
4) экономическая ситуация (структура
экономики, институциональные
5) состояние системы городского
самоуправления (правовое обеспечение
деятельности, диспропорции в
3. Анализ внешних факторов, определяющих
перспективное социально-
4. Разработка системы
государственных минимальных
1) система минимальных
муниципальных социальных
2) предложения по
системе муниципальных
5. Интегральная оценка
исходной социально-
6. Выявление и систематизация
предпосылок и ограничений
7. Генерация вариантов стратегического выбора города (информационной базой являются пп.4, 6).
8. Комплексная оценка
вариантов стратегического
9. Определение варианта
(вариантов) стратегического
Список методологических подходов на этом не исчерпывается. Общая методология стратегического планирования, которая находит свое отражение в большинстве городских стратегий предполагает проведение предпланового анализа, SWOT- анализа, определение миссии и целей, формулировку показателей и способов достижения целей, разработку конкретных(ой) программ(ы) для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.
Миссия города Важным базисным элементом стратегического планирования в городе является миссия города. Встречается, что миссию города отождествляют с миссией органов местного самоуправления, а расхожее понимание основной миссии органов местного самоуправления как «предоставление услуг в общественном секторе» и, соответственно, в качестве основного показателя эффективности деятельности муниципалитетов - «качество предоставляемых населению услуг» ведет к определениям миссии города типа «обеспечить предоставление качественных общественных услуг, которые повысят безопасность, улучшат здоровье и качество жизни жителей» или «создавать, адаптировать и продвигать в Россию формирующиеся североевропейские стандарты качества жизни людей и эффективности экономики города12». Чаще всего это формулируется как «Улучшение качества жизни всех слоев населения города» и т.п. Во-первых, предоставление качественных услуг может быть квалифицировано, от силы, как один из механизмов или инструментов реализации миссии муниципалитетов в отношении населения, а сама миссия, в свете нынешних российских реалий, более интересно и перспективно формулируется как, например, эффективное комплексное развитие муниципальных образований.
Существует множество
1) документ, устанавливающий связку, ориентирующий в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают город изнутри, и тех, кто воспринимает его снаружи. Миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия;
2) оценка полезности города субъектами внешней среды во всех аспектах - экономическом, политическом социальном и др. Оценка этой полезности (миссии, предназначения) города для его внешней среды означает возможность притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых и других потоков. Содержание миссии включает в себя оценку конкурентных преимуществ города в целом, его фирм и корпораций на рынках регионального, национального и других уровней;
3) основная суть развития города, которая показывает, как и какие человеческие потребности удовлетворяются в городе, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ресурсы и принимать стратегические управленческие решения.
Значение миссии для городского развития трудно переоценить. В каждом городе установка на улучшение качества жизни населения приобретает свою специфическую форму. Некоторые города, определяя в миссии свое предназначение, опираются на свою производственную специализацию. Например:
Миссия г. Гусь-Хрустальный. Гусь-Хрустальный
– Центр российского
Миссия города Тольятти. Опираясь на градообразующие предприятия и горожан, мы стремимся создать удобный для жизни город, деловой и культурный центр Поволжья.
Другие города ищут свое предназначение в несколько другом контексте – культурологическом, философском, интеллектуальном, иногда даже романтическом, акцентируя внимание на особом укладе жизни, особом менталитете горожан, сохранении самобытности и т. д. Чаще всего они видят себя как интеллектуальную либо культурную столицу того или иного региона.
• повышение уровня занятости:
• создание рабочих мест,
• устранение препятствий для вхождения на рынок труда,
• поддержка специфических групп населения (женщины,
ущемленные);
• экономическое развитие:
• повышение общего уровня экономической активности,
• улучшение функционирования предприятий,
• укрепление и диверсификация общей структуры экономики,
• устранение слабых мест в отдельных секторах,
• улучшение социальных и культурных услуг,
• повышение способности адаптироваться к переменам в экономике;
• укрепление социального партнерства:
• справедливое распределение эффекта от развития между всеми
слоями населения,
• содействие незащищенным социальным группам;
• развитие регионального партнерства:
• усиление целостности и интеграция в регионе;
• обновление отдельных территорий;
• достижение экологической устойчивости экономики города;
• повышение привлекательности города как места для жизни, работы и
инвестирования:
• улучшение качество жизни,
• поддержание качество окружающей среды;
• развитие партнерства в реализации стратегии:
• обеспечение активного
организаций и групп для достижения стратегических целей).
Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Во-первых, приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных городов. Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например:
• быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам),
• стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн),
• развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер),
• стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг),
• создать европейский центр
высококачественного
Такая специфическая цель крайне важна для формирования четкого имиджа города.
В некоторых случаях для
Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности:
• совершенствование инфраструктуры;
• глобальные проекты обновления и развития;
• локальные проекты обновления и развития.
Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития:
• поддержка бизнеса;
• поддержка инноваций, распространение технологий;
• содействие занятости;
• содействие малым и средним предприятиям;
• поддержка профессионального образования;
• экологизация экономики (устойчивое развитие).
Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации:
• поддержка туризма;
• внутрирегиональная кооперация;
• маркетинг города.
Четвертый блок. Совершенствование управления: совершенствование структуры и методов управления городом.
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов. Правовой основой использования методов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Екатеринбурга, как указано в главе «Основные методы разработки стратегии» Стратегического плана Екатеринбурга19, является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В методическом отношении разработчики Стратегического плана развития Екатеринбурга опирались также на «Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований» (Москва, 2002 г.), подготовленные научно-методическим центром «Города России» Минэкономразвития России.