Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие знаменовалось в России разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике страны, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методология стратегического планирования
в органах местного самоуправления
Сущность стратегического планирования на муниципальном уровне
Принципы и этапы стратегического планирования
Характеристика основных элементов стратегических планов Миссия Городов
Формулировка целей развития в стратегиях городов
Основные направления экономического развития городов
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
2.1. Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени
Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
2.2 Формулировка основных целей развития и миссии города.
2.3 Основные направления стратегического плана развития города
2.4 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
2.5 Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
2.6 Сильные стороны стратегических планов развития городов.
2.7 Слабые стороны стратегических планов развития городов.
2.8 Общее и особенное в стратегических планах.
2.9 Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
3. Проблемы при разработке документов стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
•показатель хода экономических реформ отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и выражается через количество кредитных организаций, величину доли частных и смешанных предприятий, а также величину среднедушевого размера бюджетных доходов на развитие экономики.
2.5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории. Риски и неблагоприятные факторы развития обозначены в аналитической части планов, как например: неопределенность, непредсказуемость в экономической деятельности, слабая защищенность субъектов экономических отношений, угрозы города в SWOT-анализе (план Екатеринбурга), или риски в развитии выделенных в плане Тюмени программ развития (доля нелегальной неконтролируемой миграции).
Но показатели для оценки инвестиционного риска территории отсутствуют в стратегических планах обоих городов.
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности является рейтинг журнала Euromoney22, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:
•эффективность экономики;
•уровень политического риска;
•состояние задолженности;
•неспособность к обслуживанию долга;
•кредитоспособность;
•доступность банковского
•доступность краткосрочного финансирования;
•доступность долгосрочного
•вероятность возникновения
Экстраполяция данных показателей на уровень территории (города) могла бы существенно улучшить качество стратегического плана.
2.6. Сильные стороны стратегических планов развития городов.
Екатеринбург. Учет результатов «научных
исследований, проводимых специалистами
в области стратегического
Тюмень. «За основу разработки комплекса показателей оценки устойчивого развития г. Тюмени принята методология ООН. Это позволило выполнить работу на современном уровне, используя международный опыт и сравнение с различными городами мира».
Екатеринбург. На первом этапе исследований была проведена организационная работа, направленная на создание тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп). Для обсуждения результатов первого этапа были проведены Межрегиональный научно-практический семинар «Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации» и Международная научно-практическая конференция «Российские города на пороге XX в.: теория и практика стратегического управления».
Тюмень. Для анализа исходной ситуации в городе была подобрана группа экспертов, состоящая из ведущих ученых города, специалистов предприятий, представителей администрации, экологических служб и общественных организаций.
Екатеринбург. Принятая в Екатеринбурге схема стратегического планирования подразумевает, что Программный совет является единственной легитимной структурой, осуществляющей экспертизу стратегических направлений, программ и проектов, в силу принципиально максимальной представленности в нем общественности. Любой горожанин, занимающий активную гражданскую позицию, или творческий коллектив, имеющий уже готовые разработки, или желающий поучаствовать в написании или экспертизе плана, могут реализовать свои намерения, подав соответствующее заявление.
Все пожелания, рекомендации и заявки принимаются в письменном виде в специально созданном органе - Секретариате. Такой механизм позволяет создать в нашем городе эффективный механизм общественно-частного партнерства.
Программный совет является достаточно объемной и сложной структурой, т.к. включает в себя представителей от четырех условных общественных групп города (Экспертных советов - наука, общественность, бизнес, администрация), которые делятся по стратегическим направлениям плана развития города. Созданы графики рабочих встреч отдельных направлений, круглых столов каждого из экспертных советов. Рассматриваются возможности совместных совещаний представителей разных направлений. Определенные организационные сложности обусловили необходимость создания в рамках Программного совета таких органов, как Координационный совет и Правление. Правление возглавляется мэром города, а в его состав входят руководители экспертных советов от науки, бизнеса, общественности и администрации. Кроме того, для увязки мероприятий Стратегического плана с деятельностью областных властей в состав Правления Программного совета включаются представители Правительства Свердловской области.
В обоих городах проведен предплановый анализ, анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT). В Тюменском плане дополнительно проанализировано качественное влияние возможностей и потенциальных угроз на точки роста по подсистемам.
Тюмень. По всем точкам роста установлены четкие количественно измеряемые показатели.
2.7. Слабые стороны стратегических планов развития городов.
Екатеринбург. Анализ микроокружения ограничивается списком слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. Он не устанавливает связей факторов микроокружения, что можно было достичь путем составления матрицы SWOT. На каждом из полей матрицы разработчики стратегического плана должны были рассмотреть все возможные парные комбинации сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии города.
Екатеринбург и Тюмень. Отсутствие других видов анализа внутренней среды (отраслевого анализа, например), ПЕСТ-анализа политических и структурных изменений муниципального и регионального уровня, которые могут оказать влияние на развитие города, моделирование потенциальных результатов их воздействия, а также адекватной оценки.
Екатеринбург и Тюмень. Отсутствуют варианты влияния тенденций, выявленных в SWOT анализе (наличие 3х вариантов развития города: пессимистический, оптимистический, инерционный). Риски и неблагоприятные факторы развития, которые обозначены в аналитической части документов, не стали базой для проигрывания разных сценариев развития города.
Не сформулированы показатели достижения основной стратегической цели (показатели сформулированы только по направлениям стратегического плана), не сформулированы контрольные параметры.
Екатеринбург. Согласно Отчету об исполнении расходов бюджета города за 2009 год в 2009 году были произведены расходы на реализацию 12 целевых программ:
Данные программы хоть и коррелируют
с направлениями
Тюмень. В отчете об исполнении бюджета города Тюмени за 1 полугодие 2009 года не отражены расходы на программы, включенные в состав стратегического плана.
Екатеринбург. В стратегическом плане развития Екатеринбурга читаем: «Основным стратегическим ресурсом развития Екатеринбурга был и остается человеческий потенциал, а рост численности населения – одно из основных условий развития города». Однако он полностью противоречит демографическим прогнозам, даваемым лучшими российскими экспертами, согласно которым даже при самой благоприятной ситуации население страны в целом и городов частности будет сокращаться. В связи с чем возникает необходимость закладывать в стратегический план тенденцию сохранение негативной динамики численности населения. Может ли город обеспечить декларируемое «…высокое и устойчиво повышающееся качество жизни нынешних и будущих поколений горожан» при одновременно растущей численности пенсионеров и стоимости социальных услуг?
Еще одна трудность кроется в размытости представлений о субъекте наших стратегических усилий. Если рост благосостояния местного населения выглядит как естественная цель для «города-центра», то в случае «города-узла» – это далеко не очевидно. Местные жители являются лишь одним из многих субъектов, своего рода субстратом, «обогащающимся» за счет пропускаемого через него потока. Поэтому главным субъектом заботы и основной головной болью становится временный житель или посетитель города – мигрант во всем многообразии его обличий, а не местное население.
Екатеринбург и Тюмень. Основная
причина декларативности
2.8. Общее и особенное в стратегических планах. Городские стратегии представляют собой прогнозные документы, рисующие желаемое будущее города. Они открываются определением основных целей развития и совпадают с приоритетами государственной политики, озвученными в посланиях Президента. Далее следует оценка конкурентных преимуществ города и потенциальных возможностей их реализации при существующих ограничениях и рисках. Центральное место занимают ресурсы развития, которые трактуются как городское «богатство», способное приносить дивиденды, при условии решения имеющихся проблем, по преимуществу финансовых. Стратегическое здание венчается системой конкретных мер (программ) по достижению плановых показателей.
На мой взгляд, в стратегическом плане г. Тюмени для развития города за основу взяты выгодные позиции города в системе экономических и политических связей, а перспективы развития г.Екатеринбурга определяются исходной «неразвитостью» направлений, выбранных в качестве основных, и желанием разработчиков их улучшить.
2.9. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана.
Тюмень «Используя методику, предложенную Х.Босселем, группа экспертов – разработчиков плана сформировала с учетом проблем города 164 показателя для оценки состояния, возмущения и реагирования (состояние, вход, выход) по шести показателям. Данные показатели позволяют более точно контролировать жизнеспособность подсистем г. Тюмени как единого организма.
Каждый из выбранных показателей описан по схеме, рекомендованной Комиссией ООН по устойчивому развитию. Описание показателей – это своего рода инструкция по ведению мониторинга. Для анализа выбранных показателей разработана компьютерная программа. Сегодня управление экономики администрации города Тюмени организовало аналитическую группу, которая осуществляет мониторинг на основе выбранных показателей. Наличие системы показателей и активный мониторинг позволяют в оперативном порядке фиксировать изменения социально-экономической сферы города, выявлять новые проблемы.»
Екатеринбург «Мониторинг стратегического плана базируется на наиболее общих показателях… - перечне основных показателей для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры на 15 лет с разбивкой на пятилетия. Прогнозные показатели даются в двух вариантах: для случая инерционного развития событий (экстраполяция трендов) и желаемое значение показателя в случае реализации плана. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетки позволит оценить правильность выбранных в стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.