Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
- определение и понятие стратегического управления;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- проектирование организации в соответствии с известными признаками планирования.
Введение………………………………………………………………………02
1. Стратегическое планирование…………………………………………….04
1.1. Стратегическое планирование как наука……………………………….04
1.2. Сущность и задачи стратегического планирования……………………05
1.3. Цели организации. ……………………………………………………….11
1.4. Оценка анализа внешней среды…………………………………………13
1.5. Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………15
1.6. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии…………….17
2. Разработка стратегии развития ОАО «СППЖТ»………………………..22
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………22
2.2. Анализ макросреды предприятия……………………………………….24
2.3. Анализ контактной среды предприятия………………………………..27
2.4. Анализ внутренней среды предприятия………………………………..29
2.5. Определение миссии и целей организации…………………………….31
2.6. Выбор стратегии на основе SWOT–анализа……………………………32
3. Реклама предприятия………………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Для Ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Для «многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций».4 В этом случае возможны несколько вариантов:
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Таким образом, можно сделать вывод; цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации – является главной целью.
Следовательно, на этапе
стратегического анализа
Результаты стратегического анализа оформляются в виде информационной базы стратегической решений, которая нуждается в постоянном обновлении и уточнении.
Стратегический выбор, как заключительный этап стратегического планирования, непосредственно связан с разработкой стратегии развития предприятия. Он предполагает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия, а также выбор наиболее предпочтительного варианта его развития.
Рис. 2 - Содержание стратегического выбора
Следует подчеркнуть, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития предприятия представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в процессе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, мероприятия, ресурсы, объемы и источники финансирования, а также ответственные за реализацию намеченных мероприятий.
На этапе стратегического выбора принято выделять: разработку базовой стратегии развития предприятия и разработку функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию базовой стратегии.
Базовые стратегии развития предприятия выбираются в соответствии с циклом его развития (табл 2).
Табл 2 - Характеристика основных базовых стратегий развития предприятия
Стратегия |
Стадия цикла развития предприятия |
Основные средства реализации |
Рост |
Стадия роста (рост объемов продаж и прибыли) |
Проникновение на рынок; Развитие рынка; Разработка товара; Диверсификация. |
Стабилизация |
Стадия нестабильности (падение объемов продаж и прибыли) |
Экономия; Структурная перестройка. |
Выживание |
Стадия выживания (угроза банкротства) |
Перестройка всех сфер деятельности (маркетинг, финансовое производство, управление). |
ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цикл развития предприятия демонстрирует, что наступает в процессе функционирования предприятия ситуация, когда при определенных внешних угрозах и внутренних слабостях оно переходит от успешного развития к ухудшению своей финансово-хозяйственной деятельности. Каждое предприятие в условиях рыночной экономики, как бы успешно оно не функционировало, в течение своей «жизни» проходит через первые две, а иногда и все три, стадии. Задача руководства состоит в минимизации времени на прохождение второй и третьей стадий и максимизации времени экономического роста.
Стратегия маркетинга – детализация маркетинговой части стратегии предприятия, представляющая собой совокупность направлений ее деятельности на рынке и соответствующих принципиальных решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию стратегии предприятия.
В соответствии с комплексом маркетинга обычно разрабатываются следующие стратегии: стратегия товара, стратегия цен, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Стратегия маркетинга разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару), но при этом делается попытка получения системного эффекта с точки зрения экономии затрат.
Финансовая
стратегия предполагает формирование
и определение направлений
Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности предприятия в области выпуска продукции. При этом производственный процесс является наиболее стабильной деятельностью на практике, но и вместе с тем, в случае нестабильности на производстве потрясения для предприятия оказываются наиболее сильными.
Можно выделить три основные стратегические альтернативы стратегии производства на предприятии:
- полное удовлетворение
спроса – предприятие
- производство
продукции по среднему уровню
спроса – накапливая запасы
продукции при падении спроса
и удовлетворяя возрастающую
потребность за счет
- производство продукции по нижнему уровню спроса – когда недостающее на рынке количество товаров производят конкуренты или предприятия-партнеры в рамках фирмы.
Важнейшие составляющие стратегии производства на предприятии отражены на рисунке 2.
Рис.2 - Основные элементы стратегии производства на предприятии.
Таким образом, стратегию можно рассматривать как обобщенную модель долгосрочных действий по управлению предприятием, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки долгосрочных целей и задач научно-технического, производственного, экономического, социального и организационного характера, не только как фактор регулирующий деятельность предприятия до тех пор пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но и одновременно как средство связи объекта с внешней окружающей средой.
Разработка стратегии развития предприятия
ОАО “Скопинское ППЖТ”.
Общая характеристика предприятия. Предприятие представляет собой акционерное общество открытого типа, каждая обыкновенная акция дает владельцу с соблюдением условий, предусмотренных Уставом, право одного голоса при решении вопросов на общем собрании акционеров. Находится в поселке Коготково, города Скопина. Предприятие занимает огромную площадь, его железнодорожные пути находятся и в городских землях и в районных. Так как регистрацию предприятие прошло в районном муниципалитете , то все основные отчисления производит в район. В составе предприятия находятся железнодорожные пути, переезды, вспомогательные цеха: деревопереработка, механические мастерские, депо, гараж, модельный цех. Общая стоимость активной части основных производственных фондов по состоянию на 1 января 2008 года составляет 6479 млн. руб.
Основной целью ОАО
«Скопинское предприятие
Но это все прописано
в Уставе, а реально предприятие
оказывает железнодорожные
Наличие вспомогательных
цехов и вспомогательного
Основные фирмы, пользующиеся услугами ППЖТ, это предприятие которые доставляют сырье и отправляют готовую продукцию по железной дороге, и к подъездным путям которых подходят пути ППЖТ. Данными контрагентами являются : ОАО СААЗ, ОАО «Скопинский стекольный завод», ООО «Техносталь», ООО «Ломлит», ООО «Щекиноуглесбыт».
Численность персонала на 1 января 2008 г. составляла 67 человек.
Основные показатели деятельности предприятия.
Табл.3 Расшифровка доходов по ОАО «СППЖТ» за год 2006 -2007 год
Перевозки ж.д. транспортом | ||||||
Ед.изм. |
Факт 2006г. |
Факт 2007г. |
Результат | |||
Выполнено |
тн/км |
1700103 |
1680259 |
-19844 | ||
тыс.тн |
133,14 |
130,38 |
-2,7 | |||
Доходы |
руб |
10476530 |
11142332 |
665802 | ||
Доходы на 10 т/км |
руб |
61,62 |
66,31 |
4,69 | ||
Расходы |
руб |
11412031 |
11474380 |
62349 | ||
Расходы на 10 т/км |
руб |
67,12 |
68,29 |
1,17 | ||
Прибыль |
руб |
-935498 |
-332049 |
603450 |
.
Прочая деятельность |
||||||
Факт 2006г. |
Факт 2007г. |
Результат | ||||
Доходы |
руб |
318227 |
989013 |
670786 | ||
Расходы |
руб |
284782 |
781946 |
497164 | ||
Прибыль |
руб |
33445 |
207067 |
173622 |