Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:
- определение и понятие стратегического управления;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- проектирование организации в соответствии с известными признаками планирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………02
1. Стратегическое планирование…………………………………………….04
1.1. Стратегическое планирование как наука……………………………….04
1.2. Сущность и задачи стратегического планирования……………………05
1.3. Цели организации. ……………………………………………………….11
1.4. Оценка анализа внешней среды…………………………………………13
1.5. Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………15
1.6. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии…………….17
2. Разработка стратегии развития ОАО «СППЖТ»………………………..22
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………22
2.2. Анализ макросреды предприятия……………………………………….24
2.3. Анализ контактной среды предприятия………………………………..27
2.4. Анализ внутренней среды предприятия………………………………..29
2.5. Определение миссии и целей организации…………………………….31
2.6. Выбор стратегии на основе SWOT–анализа……………………………32
3. Реклама предприятия………………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

 

Стратегия выбирается после того, как определены миссия и цели организации.

Стратегия выражает общую концепцию  того, какими путями достигаются поставленные цели.

В настоящее время можно говорить об использовании на ОАО СППЖТ  нескольких стратегий, т.е. на предприятии проводится комбинированная стратегия.

  1. Стратегия развития рынка, когда предприятие ищет новые рынки сбыта, не изменяя при этом тот продукт, который предлагается потребителю. Предприятие находится в постоянном поиске новых рынков сбыта своей продукции.
  2. Стратеги развития продукта. Предприятие концентрирует свои усилия на расширение предлагаемых услуг и выходит на уже освоенный в прошлом рынок.

 

Выбор стратегии на основе SWOT - анализа.

Прежде чем приступать к процессу выбора стратегии на основании SWOT – анализа, необходимо привести краткий список эталонных стратегий. Из этого списка в дальнейшем будут выбраны те стратегии, реализация которых позволит достигнуть целей организации.

Эталонные стратегии  развития бизнеса:

1 . Стратегии концентрированного роста (продукт и (или) рынок изменяется: отрасль, положение внутри отрасли и технология не изменяются):

- стратегия усиления позиций на рынке (проникновения на рынок): фирма с данным продуктом на данном рынке старается завоевать лучшие позиции;

- стратегия развития рынка: поиск новых рынков для уже производимого продукта,

- стратегия развития продукта: производство нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке,

2.  Стратегии интегрированного роста: фирма расширяется за счет добавления новых структур:

- стратегия обратной вертикальной интеграции: рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;

-  стратегия вперед идущей вертикальной интеграции: рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над системами распределения и продажи;

- стратегия горизонтальной интеграции: слияние или поглощение однородных предприятий.

3.  Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирма не может дальше развиваться на данном рынке в рамках данной отрасли с данным продуктом:

-  стратегия центрированной диверсификации: поиск и использование дополнительных возможностей для производства новых продуктов, заключенных в существующем бизнесе:

-  стратегия горизонтальной диверсификации, рост на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии (новый продукт должен быть сопутствующим уже производимому продукту);

- стратегия конгломеративной диверсификации: рост за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми, которые реализуются на новых рынках.

4. Стратегии целенаправленного  сокращения  реализуются когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике:

- стратегия ликвидации: фирма не может дальше вести свой бизнес;

- стратегия "сбора урожая": отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе;

- стратегия  сокращения: фирма закрывает или продаёт одно из своих подразделений или бизнесов для того чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса;

- стратегия сокращения расходов: поиск возможностей уменьшения издержек.

Для успешного осуществления SWOT – анализа необходимо построить матрицу угроз и матрицу возможностей. Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы.

Табл.

Матрица возможностей

Вероятность использовать возможность

Степень влияния

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

 З - выход  на новые рынки 

В - широкая известность  в регионе

 

Средняя вероятность

И - развитие технической  базы

Б - близость к  крупнейшим предприятиям , Д - накопленный опыт работы по перемещению опасных грузов

 

Низкая вероятность

 

А - развитие промышленности, Г - стабилизация экономической ситуациии  в стране

 

 

По результатам построения матрицы выделим возможности, имеющие  наибольшее значение для организации и которые обязательно нужно использовать при разработке стратегии:

- возможность работы  с новыми покупателями,

- широкая известность  в регионе,

- монополия в данном  производстве,

- наличие квалифицированного  персонала.

Построим матрицу угроз:

Матрица угроз

Вероятность возникновения

Уровень угрозы

Разрушение

Критическое состояние

Тяжёлое состояние

Лёгкие  потери

Высокая вероятность

 

П - усиление давления со стороны конкурентов,(Автомобильного транспорта, О - влияние поставщиков  и потребителей

К - тенденция  к физическому и моральному старению основных средств

 

Средняя вероятность

   

Л - низкий спрос, специфика оказываемых услуг

Р - нехватка трудовых ресурсов

Низкая  вероятность 

     

Н - высокий уровень  сборов и пошлин


 

Угрозы, представляющие наибольшую опасность для организяции и требующие немедленного и обязательного устранения:

- усиление давления  со стороны конкурентов,

- влияние поставщиков  и потребителей.

Следующие угрозы также  должны находиться в поле зрения руководства  и как можно быстрее устранены:

- тенденция к физическому  и моральному старению основных  средств, 
- низкий спрос на услуги, специфика организации.

Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для ОАО СППЖТ. Здесь необходимо учитывать возможности и угрозы, содержащиеся в макро и микроокружении организации в совокупности с сильными и слабыми сторонами рассматриваемого предприятия.

Табл 

Матрица "SWOT" для ОАО СППЖТ

Внутренние  факторы

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

А - развитие промышленности, Б - близость к крупнейшим внутренним рынкам, В - широкая известность в регионе, Г - стабилизация экономической ситуациии в стране, Д - накопленный научно - инженерный потенциал,  З - выход на новые рынки

К - тенденция  к физическому и моральному старению основных средств, Л - низкий спрос, Н - высокий уровень сборов и пошлин, О - влияние поставщиков и потребителей, П - усиление давления со стороны конкурентов, Р - нехватка трудовых ресурсов, С - высокая концентрация производства и уровень конкуренции.

Сильные стороны

СиВ : А, Б, В, Г, Д, З - 1, 2, 3, 4

СиУ : П, С, О, К, Л - 1, 2, 3, 4

1. Увеличение  относительной доли рынка, 2. Достаточно  высокая производительность оборудования,3. Высокий уровень качества продукции, 4. Строгий конкурентный отбор специалистов,

Слабые  стороны

СлВ : А, Б,  З - 5, 6, 7, 9, 8, 11

СлУ : Н, П, Р, С - 7, 8, 9, 10, 11

5. Неудовлетворительная  структура баланса, 6. Высокая вероятность  банкротства, 7. Убыточная деятельность, 8. Рост задолженностей (дебиторская и кредиторская), 9. Недостаток собственных оборотных средств, 10. Высокая текучесть кадров, 11. Устаревшее оборудование


 

 

На каждом из полей  были рассмотрены все возможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.

Поле  СиВ: Предприятию следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон:

Рост относительной  доли рынка,

Высокие темпы роста  производства,

Достаточно высокая  производительность оборудования,

Высокий уровень качества продукции,

Строгий конкурентный отбор  специалистов.

Сотруднечество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями, пользующиеся услугами .

Возможности, которые  появляются во внешней среде:

Развитие промышленности, близость к крупнейшим внутренним рынкам, широкая известность в регионе, стабилизация экономической ситуациии  в стране, накопленный научно - инженерный потенциал, ускорение темпа роста  рынка кондитерской продукции, выход на новые рынки, развитие кондитерской промышленности.

Поле  СлВ: Организация должна преодолеть слабости за счёт следующих появившихся возможностей:

Близость к крупнейшим внутренним рынкам,.

Преодолеваемые слабости:

Неудовлетворительная  структура баланса, высокая вероятность банкротства, убыточная деятельность, рост задолженностей (дебиторская и кредиторская), недостаток собственных оборотных средств, устаревшее оборудование, выпускаемая продукция нерентабельна.

Поле  СиУ:

Угрозы, которые необходимо устранить:

Усиление давления со стороны конкурентов, высокая концентрация производства и уровень конкуренции, влияние поставщиков и потребителей, тенденция к физическому и  моральному старению основных средств.

Поле  СлУ: Организация должна разработать стратегию, которая одновременно позволит избавиться от слабостей и предотвратить угрозу.

Таким образом, на основании  данных SWOT – анализа из вышеперечисленных эталонных стратегий выберем те, которые обеспечат достижение целей организации.

Для ОАО СППЖТ наиболее приемлемыми будут стратегии концентрированного и интегрированного роста. В соответствии с наиболее явными угрозами (влияние поставщиков и потребителей) и возможностями (возможность выхода на новые рынки, широкая известность в регионе,) сделаем выбор.

Предприятию необходимо использовать комбинацию стратегий: стратегию  усиления позиций на рынке (используемая возможность - широкая известность  в регионе, устраняемая угроза - усиление давления со стороны конкурентов), стратегию  развития рынка (используемая возможность - выход на новые рынки, устраняемая угроза - высокая концентрация производства и уровень конкуренции). Также возможно использование стратегии обратной вертикальной интеграции, при помощи которой устанавливается контроль над поставщиками. Но первостепенной стратегией, на реализацию которой необходимо прежде всего направить усилия будет стратегия усиления позиций на рынке, т.к. её усапешная реализация позволит сформировать необходимую устойчивую базу для дальнейшего развития предприятия.

 

Реклама

Основной целью рекламной  кампании является формирование и стимулирование роста объема оказываемых услуг  ОАО СППЖТ на рынке. Реклама в  печатных изданиях даст покупателям  достаточно широкое представление  о деятельности ОАО СППЖТ. Рекламный  материал должен убедить потребителя, что ОАО СППЖТ производит и реализует продукцию в интересах покупателя, а его услуги – решение его проблем.

 Отсюда главная  задача менеджмента предприятия  – организовать в прессе эффективную  рекламную   кампанию. Реклама  будет направлена: на формирование благоприятного общественного мнения по отношению к деятельности ОАО СППЖТ; на формирование представления о предприятии  как об организации с высокой гражданской ответственностью. Материал призван произвести запоминающееся действие на уровень общественного сознания.

В рекламном материале  необходимо отразить конкурентные преимущества ОАО СППЖТ: технические преимущества (лцензированность деятельности и услуг, возможность работы с опасными грузами, прогрессивность технологического оборудования). Таким образом, рекламная информация предоставит клиентам сведения не только о качестве самого товара, но и качестве сервиса потребителей продукции,. Потенциальный клиент с профессиональной точки зрения обязательно учтет гарантии и другие показатели товара, что и приведет в конечном счете к укреплению имиджа, рыночной позиции ОАО СППЖТ.

При рекламировании продукции  ОАО СППЖТ, в тексте рекламы требуется  указать наиболее «выпуклые» (выигрышные) свойства оказываемых услуг: ее дешевизну, качество, практичность, необходимость. Реклама в газетно–медийных изданиях должна убедить клиента в том, что ему выгодно пользоваться услугами именно ОАО СППЖТ.

На всех этапах реализации стратегии ОАО СППЖТ необходим  маркетинговый анализ положения  и возможностей предприятия на рынке, который включает в себя следующие моменты: изучение потребительских нужд, исследование оказываемых услуг (с точки зрения стоимости, современности технологии производства, перспективности и времени удержания на рынке), анализ объемов сбыта продукции (изучение потребностей на рынке своей области и регионах)

 Для получения максимального  эффекта от рекламы нужно тщательно  спланировать рекламную компанию, которая включает с себя следующие  вопросы:

  1. Выделить целевую группу воздействия.
  2. Определить задачи компании.
  3. Определить рекламный бюджет, который предполагает решение следующих вопросов:

Информация о работе Стратегическое планирование