Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
- определение и понятие стратегического управления;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- проектирование организации в соответствии с известными признаками планирования.
Введение………………………………………………………………………02
1. Стратегическое планирование…………………………………………….04
1.1. Стратегическое планирование как наука……………………………….04
1.2. Сущность и задачи стратегического планирования……………………05
1.3. Цели организации. ……………………………………………………….11
1.4. Оценка анализа внешней среды…………………………………………13
1.5. Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………15
1.6. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии…………….17
2. Разработка стратегии развития ОАО «СППЖТ»………………………..22
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………22
2.2. Анализ макросреды предприятия……………………………………….24
2.3. Анализ контактной среды предприятия………………………………..27
2.4. Анализ внутренней среды предприятия………………………………..29
2.5. Определение миссии и целей организации…………………………….31
2.6. Выбор стратегии на основе SWOT–анализа……………………………32
3. Реклама предприятия………………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Характеристики целей
ОАО Скопинское ППЖТ в составе Российских железных дорог было создано в 1922 году. В период приватизации было преобразовано в Открытое акционерное общество. Главный пакет акций сосредоточен у одного акционера, по своей сути ОАО ППЖТ находится в частной собственности. ОАО СППЖТ является монополистом на своей территории, никакая более организация не имеет на данной территории железнодорожного полотна, Большая часть железнодорожных путей в период 1995-96 года была разобрана и сдата в металлолом, и на данный момент общая потяженность сотавляет 16.7 м. ОАО СППЖТ имеет 3 действующих тепловоза, но 2 уже полностью амортизированы.
К основным видам продукции относится:
- оказание услуг по аренде.
Анализ макросреды предприятия.
Макроокружение создаёт общие условия среды нахождения организации. Любые фирмы, поставщики, покупатели, конкуренты и общественность в целом - все работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и формируются возможности и угрозы. Действующие в маркетинговой среде силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них.
Экономические, правовые, политические и социальные компоненты макроокружения – это основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации. Проведём анализ макросреды ОАО СППЖТ.
Экономическая составляющая макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При анализе данного вопроса необходимо рассмотреть ряд характеристик, таких как темпы роста промышленного производства, темпы роста экономики в целом.
Следует учесть, что Скопинский регион, в котором ОАО СППЖТ осуществляет свою деятельность, значительно отстаёт в развитии и занимает далеко не ведущие позиции в рейтинге регионов России. Таким образом, можно сказать, что не смотря на общую благноприятную ситуацию в экономике страны, рассматриваемое предприятие фунуционирует в более жёстких условиях сложившейся экономики региона.
Далее рассмотрим политико – правовые факторы макроокружения организации. Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность без учета сложившейся в государстве политико-правовой среды. Эта среда определяется: законами и нормативными актами по регулированию предпринимательской деятельности, а также установленной системой контроля со стороны государственных учреждений за соблюдением имеющихся законов.
Знание законов
позволяет организации
Основными законами, правилами, несомненно влияющими на реализацию продукции, являются :
Также следует отметить что в вопросах ценообразования ОАО СППЖТ подчиняется Администрации Рязанской области, которая ежегодно на основании прилагаемых документов пересматривает и утверждает тарифы на перевозки. Следуеет иметь ввиду, что это отрицательно влияет на экономику предприятия, так как утвержденные тарифы значительно ниже декларируемых.
Особое влияние на деятельность организаций оказывает налоговое законодательство. Налоговые выплаты поглощают значительную часть финансовых ресурсов предприятия.
Роль политико – правовых факторов в деятельности организации нельзя недооценивать. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию надёжного производителя и партнёра.
Анализ социально – демографических факторов макроокружения позволяет выявить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: существующие в обществе обычаи, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования и т.п.
Но в данном ситуации, коллектив предприятия старый, обновления кадров не наблюдается. Из-за низкой заработанной платы квалифицированные молодые специалисты не идут работать на предприятие. Основная часть работников уже предпенсионного возраста.
Социально – демографический аспект имеет важное значение при анализе макросреды организации. Проведя анализ макросреды ОАО СППЖТ, можно выделить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие организации. Данные тенденции могут быть рассмотрены как потенциальные возможности и угрозы.
Среди факторов макросреды, оказывающих положительное влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:
- стабилизация
экономической ситуации в
- развитие промышленности,
- ускорение темпа роста рынка.
К отрицательным факторам макросреды относятся:
- низкий спрос на услуги данного предприятия,
Анализ контактной среды
Изучение контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Для того, чтобы оценить контактную среду ОАО СППЖТ необходимо дать характеристику поставщиков, потребителей, конкурентов.
Поставщики.
Основные поставщики сырья, которое непосредственно используется для производства продукции ОАО СППЖТ", представлены следующими организациями:
По сырью
ОАО Рязаньнефтепродукт
ОООТехноресурс
ОАО Локомотивное депо РЖД
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 2-х лет. Договора заключаются на взаимовыгодных условиях. Хорошо налажено партнерство в отношениях с поставщиками. Однако организация всё же испытывает сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков расположено в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.
Потребители.
Основными потребителями услуг ОАО СППЖТ являются: ОАО ССЗ ; ОАО СААЗ; ООО Ломлит, ООО Щекиноуглесбыт. Многие из этих предприятий работают посезонно. На данном этапе ОАО ССЗ находится на стадии банкротство, что также пошатнуло финансовое состояние предприятия. Но на данной территории существуют предприятия , которые могли бы стать партнерами ОАО СППЖТ (ОАО Строймаш», ОАО «Силикатный»). Исходя из специфики данных предприятий, дальнейшего расширения производства, они тоже заинтересованы в сотрудничестве с ОАО СППЖТ. Но железнодорожные пути к данным предприятиям или разобраны, или находятся в плачевном состоянии и требуют капитального ремонта. При определенных затратах , с имеющимися у ОАО СППЖТ материальными ресурсами, и при заинтересованности в расширении дальнейших связях, данное восстановление приведет в дальнейшем к прибыли, увеличению объема производства.
ВЫВОД:
В результате рассмотрения контактной среды ОАО СППЖТ можно сделать следующие выводы, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения потенциальных возможностей и угроз непосредственного окружения организации. Контактная среда рассматриваемой организации содержит в себе больше угроз, нежели возможностей, среди которых можно выделить следующие:
- влияние поставщиков и потребителей,
- усиление давления со стороны конкурентов,
- высокая концентрация
производства и уровень
Что же касается возможностей, то основными среди них являются:
- широкая известность в регионе,
- поиск новых покупателей,
Анализ внутренней среды ОАО СППЖТ
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. На ОАО СППЖТ работает всего 55человек, из них 12человек – управляющий персонал, все остальные – рабочие.
На фабрике наблюдается высокая текучесть кадров (рабочих) из-за сложных условий труда, низкой оплаты труда. По возрасту рабочие делятся на группы:
Большинство рабочих имеют среднее или среднее профессиональное образование.Высшее образование имеют 2 человек, остальные – среднее техническое. Кроме того, на предприятии при необходимости ведется работа с кадрами, т.е. обучение, развитие.
В производственный срез входят оказание услуг, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. К сожалению, производственная база предприятия очень старая. Это одна из важнейших проблем организации. Руководство в настоящее время разрабатывает мероприятия по проведению модернизации, планируется постепенно заменять давно устаревшее оборудование новым.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Для более наглядного представления коммуникационных процессов необходимо рассмотреть организационную структуру ОАО СППЖТ, представленную на схеме:
Рис.4 Структура предприятия ОАО СППЖТ
Структура данной организации является линейно-функциональной, что наиболее характерно для промышленных предприятий. Этот тип структуры наиболее приемлем для данной организации, поскольку она является средней, дистанция власти при этом минимальна, что в свою очередь свидетельствует о чётком взаимодействии между руководителями и подчинёнными.
Внутренняя среда как
бы полностью пронизывается органи
Анализ внутренней среды ОАО СППЖТ позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно – инженерного потенциала, а угрозой – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
Определение мисии и целей организации.
Миссия организации представляет собой общую цель организации, которая объединяет все аспекты ее деятельности. Она выражает философию и смысл существования организации и выступает как основной ориентир всей деятельности.
Существует два подхода к формулированию миссии организации: краткий и состоящий из трех частей.
1)Миссия –
стать монополистом в сфере
оказания услуг железнодорожног
2)Миссия – мы оказываем
услуги высокого качества. При
этом мы гарантируем
На основе миссии формулируются ключевые цели организации.
Таблица 4.
Ключевые цели по функциональным подсистемам.
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Проведение работы по
привлечению новых |
Производство |
Увеличить перечень оказываемых услуг, сотрудничать с предприятиями аналогичного вида деятельности |
Инновации (НИР) |
Применяя накопленный ранее опыт рабочих, учитывая новые технологии, проводить ремонтные работы, снижая их себестоимость |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, проводить работу по сокращению дебиторской задолженности |
Персонал |
Обеспечить условия
для безопасного труда |
Менеджмент |
Определить проблемы, существующие в области управления и способы их решения для получения запланированных результатов. |