Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке стратегического плана развития предприятия и внедрения его результатов.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и значение стратегии предприятия;
2. Изучить этапы и методологию анализа среды при разработке стратегического плана;
3. Провести анализ существующего положения и деятельности ООО "ДонИнвест";
4. Разработать стратегический план развития предприятия на основе результатов анализа внешней и внутренней среды.
5. Разработать инвестиционный проект развития предприятия и обосновать его привлекательность.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ
• ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
o 1.1 Сущность и значение стратегии предприятия
o 1.2 Этапы стратегического планирования
o 1.3 Анализ среды при разработке стратегического плана
• ГЛАВА 2. Разработка стратегического плана для ООО "ДонИнвест"
o 2.1 Краткая характеристика организации
o 2.2 Анализ состояния и деятельности предприятия
o 2.3 Оценка возможностей и угроз хозяйственно-экономической деятельности предприятия
o 2.4 Обоснование привлекательности предприятия как объекта инвестирования
• ГЛАВА 3. Внедрение результатов стратегического планирования на предприятии
o 3.1 Финансовое обоснование инвестиционного проекта развития ООО "ДонИнвест"
o 3.2 Создание структурного подразделения для реализации стратегического плана ООО "ДонИнвест"
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

контрольная по стратегическому планированию 29.09.2011.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Сократ

Как давно это было сказано и  как актуально это в настоящее  время, потому как каждый предприниматель  и руководитель компании сталкивается с проблемой стратегической направленности бизнеса. Это проблема усугубляется тем, что в настоящее время  каждое предприятие независимо от специфики его деятельности испытает на себе давление динамических факторов внешнего окружения.

Изменения в законодательстве, ценах  на товары, услуги, в технологии, организационных  формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными предприятиями говорит о том, что мы живем в мире, который быстро изменяется и очень часто не в тех направлениях, которые нас бы устраивали. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда традиционные подходы к управлению и планированию не могут обеспечить правильной ориентации и подготовки предприятия к будущему, а значит к выживанию. Становится очень важным переход к управлению, которое ориентируется на стратегические направления развития.

Стратегическое управление подготавливает предприятие к успешному функционированию в будущем.

Предпосылки возникновения стратегического  управления:

Повышение уровня нестабильности внешнего окружения. В настоящее время  большинство отечественных предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.

Интеграционные процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся  в создании промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп, эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

3. Глобализация бизнеса. Глобальные  фирмы рассматривают мир как  единое целое, в котором стираются  национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде.

Термин «стратегическое управление»  появился на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства.

Стратегическое управление - это комплекс процессов и способов разработки и реализации портфеля стратегий предприятия с целью осуществления гибкого регулирования и своевременных изменений в предприятии, отвечающих вызову со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ.

Официальным годом рождения стратегического  менеджмента можно назвать 1973 год, когда в г. Нешвилле (США) была проведена  Первая международная конференция  по вопросам стратегического управления, где в 14 докладах были подведены  итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. С этого времени исследования в этой области проводятся во всем мире, большинство процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению стратегического управления. Значительное число корпораций США и Западной Европы имеют квалифицированный персонал, который прошел специальную подготовку по стратегическому управлению.

Предназначение стратегического управления заключается в следующем:

в установлении и ранжировании важных долгосрочных целей предприятия, которые  отвечают требованиям развития экономики  в целом и интересам данной организационной единицы;

в оценке и критическом рассмотрении вероятных путей достижения установленных целей в предполагаемых внешних и внутренних условиях функционирования фирмы в данный период;

в выборе и постепенной реализации решений, обеспечивающих эффективную  адаптацию деятельности фирмы к  неожиданным изменениям.

Сущность стратегического управления раскрывается характерными особенностями, которые существенным образом отличают его от оперативного управления.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления

 

Ключевые характеристики управления

Оперативное управление

Стратегическое управление

 

Миссия

Осуществление деятельности с целью  получения прибыли

Эффективное функционирование предприятия  в долгосрочной перспективе с  целью установления динамического  равновесия с окружающей средой

 

Акцентирова-ние внимания менеджмента

Взгляд вовнутрь организации, поиск  рациональных путей эффективного использования  ресурсов

Перенос центра внимания высшего руководства  на внешнее нестабильное окружение, поиск возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

 

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и  среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

 

Управление персоналом

Отношение к работникам как к  ресурсу организации, исполнителям отдельных функций

Рассмотрение работников как

источник благополучия организации

 

Оценка эффективности

Оценка прибыльности и рациональности использования производственного  потенциала

Оценка степени своевременности  реагирования на изменения внешнего окружения

 
       

Концепция стратегического менеджмента  предусматривает видение долгосрочной перспективы развития предприятия, использование нового подхода к  планированию: от будущего к настоящему, приоритетность анализа внешних  возможностей и опасностей, а также  соответствие организационной структуры предприятия его стратегии.

Характерные черты концепции стратегического  управления:

Основывается на синтезе теории: системном, ситуационном и целевом  подходах к деятельности предприятия, которое рассматривается как  открытая социально-экономическая система.

Ориентирует на изучение условий, в  которых функционирует предприятие.

Концентрирует внимание на необходимости  формирования баз стратегической информации.

Позволяет прогнозировать стратегическое поведение предприятий.

Предполагает использование определенных инструментов и средств развития предприятия (целей, стратегий, стратегических планов, программ и др.).

Основные задачи стратегического  управления:

Формирование стратегических направлений  развития предприятия (т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития).

Превращение общих стратегических целей в конкретные направления  работы.

Эффективная реализация выбранной  стратегии.

Внесение корректив в стратегические направления развития предприятия, в цели, в стратегию на основе оценки проделанной работы с учетом изменившихся условий, новых возможностей.

Система стратегического управления явилась результатом развития подходов к управлению. В эволюции стратегического  управления можно выделить 4 этапа.

Таблица 2 - Этапы постепенного перехода к стратегическому управлению предприятием

 

Характеристика этапов

Основные ориентиры и особенности  планирования

 

1 этап

Текущее управление «по отклонениям»

Реагирование на ситуацию, которая  сложилась.

Планирование, ориентированное во внутрь организации, ограничивается разработкой бюджетов и текущих планов

 

2 этап 

Управление «от достигнутого»  с элементами предвидения будущего

Использование элементов анализа  и контроля ситуации, которая складывается в предприятии и во внешней среде

Долгосрочное планирование на основе метода экстраполяции 

Разрабатывается стабильная система  целей на 10-15 лет

 

3 этап

Управление «по целям» с ориентацией  на внешнюю среду

Наличие «стратегического мышления», нацеленного на уменьшение воздействия угроз на деятельность предприятия и использование шансов, способствующих успеху организации

Планирование, разрабатывающее стратегические ответы на действия конкурентов. Используется программно-целевой метод 

 

Фаза 4

Стратегическое управление

Подготовка будущего и стремление к будущему

Стратегическое планирование, пронизывающее  все подсистемы деятельности предприятия

Формируется интегрированная система  управления предприятием, обеспечивающая адаптивность и конкурентоспособность  предприятия

 
     

Процесс стратегического менеджмента представлен на рисунке 1

2. Модели стратегического управления  и их характеристика

Стратегическое управление, как  и любая сложная компонента менеджмента, имеет свое модельное построение. В ходе непростого развития теория стратегического менеджмента выработала много разных моделей стратегического управления. Наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Девида, Джона Л. Томпсона и Питера Лоранжа. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами стратегического управления, следует выделить модель стратегического управления Ефремова В.С.

Модель Фреда Р. Девида предполагает последовательное выполнение 3-х этапов: разработка стратегии, внедрение стратегии  и оценка стратегии.

На первом этапе осуществляется определение миссии и желаемых параметров стратегии, внешний и внутренний аудит деятельности предприятия. Второй этап предполагает разработку целей, выработку политики предприятия по достижению этих целей и размещению ресурсов. На третьем этапе осуществляется оценка исполнения стратегии.

Первая стадия -

Вторая стадия -

Третья стадия -

Модель стратегического управления Томпсона состоит из 4-х этапов: стратегический анализ, стратегический выбор, реализация стратегии, мониторинг и оценка.

Моделей СУ Девида и Томпсона имеют  следующие недостатки:

Не дают представления об исходной точке процесса стратегического  управления.

В этих моделях скрыта органическая взаимосвязь стратегического управления с тактическим и оперативным.

Модель стратегического управления Ефремова В.С. рассматривает в качестве исходного пункта бизнес-идею предприятия, на основе которой разрабатываются целевые установки организации. Затем, исходя из оценки позиций предприятия в стратегическом пространстве и целевых установок, разрабатываются стратегии предприятия, которые детализируются системой целей.

На основании поставленных целей  разрабатываются программы, проекты  и система организационного обеспечения  производственно-коммерческой деятельности предприятия. В процессе выполнения намеченных действий контролируются и анализируются полученные результаты. При необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения.

Несмотря на отличия в подходах к моделированию стратегического  управления, в каждой модели можно  выделить три стадии процесса стратегического управления (рис.1.):

Стадия стратегического планирования (стратегического анализа и выбора).На этой стадии определяются стратегии  предприятия путем установления миссии, анализа стратегических позиций  на основе исследования внутренних и внешних факторов.

Стадия стратегической организации  или настройки организационной  системы в соответствии с выбранной  стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии). На стадии выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных  связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией; проводятся необходимые организационные изменения в предприятии и вырабатывается политика каждого из ее структурных подразделений.

Стадия стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии и контроль выполнения стратегических мероприятий).

Для крупных диверсифицированных  компаний, осуществляющих несколько  видов деятельности, целесообразно  использовать трехуровневую модель стратегического управления, предложенную Питером-Лоранжем (рис. 2.).

Рисунок 2 - Модель стратегического  управления Питера-Лоранжа.

 

Литература

Ансофф И. Стратегическое управление /пер. с англ./ - М.: Экономика, 2008.

Ансофф И. Новая корпоративная  стратегия. - М.: Питер, 2007.

Антикризисный менеджмент /Под редакцией проф. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008. - 368 с.

Антикризисное управление: от банкротства  к финансовому оздоровлению (Под  ред. Иванова Г.П.).- М.: Закон и право, ЮНИТИ. 2007.- 320 с.

Ассель Г. Маркетинг: принципы и  стратегия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Боумэн К. Основы стратегического  менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 175 с.

Вайсман А. Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. - М.: Экономика, 2006.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
    • 1.1 Сущность и значение стратегии предприятия
    • 1.2 Этапы стратегического планирования
    • 1.3 Анализ среды при разработке стратегического плана
  • ГЛАВА 2. Разработка стратегического плана для ООО "ДонИнвест"
    • 2.1 Краткая характеристика организации
    • 2.2 Анализ состояния и деятельности предприятия
    • 2.3 Оценка возможностей и угроз хозяйственно-экономической деятельности предприятия
    • 2.4 Обоснование привлекательности предприятия как объекта инвестирования
  • ГЛАВА 3. Внедрение результатов стратегического планирования на предприятии
    • 3.1 Финансовое обоснование инвестиционного проекта развития ООО "ДонИнвест"
    • 3.2 Создание структурного подразделения для реализации стратегического плана ООО "ДонИнвест"
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  •  
  • ВВЕДЕНИЕ

Информация о работе Стратегическое планирование