Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке стратегического плана развития предприятия и внедрения его результатов.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и значение стратегии предприятия;
2. Изучить этапы и методологию анализа среды при разработке стратегического плана;
3. Провести анализ существующего положения и деятельности ООО "ДонИнвест";
4. Разработать стратегический план развития предприятия на основе результатов анализа внешней и внутренней среды.
5. Разработать инвестиционный проект развития предприятия и обосновать его привлекательность.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ
• ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
o 1.1 Сущность и значение стратегии предприятия
o 1.2 Этапы стратегического планирования
o 1.3 Анализ среды при разработке стратегического плана
• ГЛАВА 2. Разработка стратегического плана для ООО "ДонИнвест"
o 2.1 Краткая характеристика организации
o 2.2 Анализ состояния и деятельности предприятия
o 2.3 Оценка возможностей и угроз хозяйственно-экономической деятельности предприятия
o 2.4 Обоснование привлекательности предприятия как объекта инвестирования
• ГЛАВА 3. Внедрение результатов стратегического планирования на предприятии
o 3.1 Финансовое обоснование инвестиционного проекта развития ООО "ДонИнвест"
o 3.2 Создание структурного подразделения для реализации стратегического плана ООО "ДонИнвест"
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

контрольная по стратегическому планированию 29.09.2011.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Актуальность. На сегодняшний день первоочередной задачей высшего  руководства российских предприятий  становится нахождение путей более  эффективной финансово-хозяйственной деятельности в условиях усиливающейся турбулентности и непредсказуемости внешней среды, усложняющейся конкуренции. Сегодня предприятие должно само определять и прогнозировать параметры его окружения, ассортимент продукции и цены; находить поставщиков, рынки сбыта, строить свои долгосрочные цели и определять способы их достижения. При этом активно развиваются интеграционные процессы в экономике, усиливается глобализация бизнеса, резко изменяются и становятся более требовательными вкусы и потребности потребителей, ускоряется процесс дифференциации запросов и доходов покупателей.

Соответственно, эффективность производственной деятельности компаний во многом становится зависимой от состояния внешней  среды и уровня потребительской  удовлетворенности продукцией, производимой предприятием. Это, в свою очередь, стимулирует необходимость использования более совершенных подходов к управлению компанией, позволяющих значительно повышать конкурентоспособность предприятия. Особое значение в решении данной задачи приобретают инструменты и методы, не только дающие возможность сформировать ориентиры движения предприятия и привести в соответствие внутренний потенциал организации с условиями внешней среды, но и предоставляющие возможность адекватно оценивать и развивать потенциал компании в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы. При этом особое внимание должно быть направлено на исследование закономерностей построения такой стратегии предприятия, которая бы развивала отличительные компетенции компании для выполнения организацией своей миссии, что требует тщательного изучения особенностей процесса стратегического планирования и выделения основных направлений его модификации в целях построения комплексной системы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях.

Методологические основы стратегического  планирования достаточно широко представлены сегодня в исследованиях как  зарубежных, так и отечественных  авторов. Так, вопросы построения системы  стратегического планирования занимают ключевое место в работах М. Портера, И. Ансоффа, Г. Минцберга, Ф. Селзника, К. Эндрюса, А. Чандлера, Ф. Котлера, М. Мескона, А. Томпсона и т.д., и целого ряда российских экономистов: С. Лаврова, О. Черемных, Н. Туленкова, С. Злобина, А. Бочкарева и других исследователей.

Тем не менее, несмотря на обширную литературу по стратегическому менеджменту, ощущается  необходимость обобщения и систематизации различных фундаментальных исследований, проведения комплексного анализа отдельных  методологических подходов к трактовке тех или иных понятий теории стратегического планирования ввиду существующих принципиальных различий между ними. Недостаточно разработанной остается методология формулирования миссии организации. Ощущается необходимость в конкретизации фундамента конкурентоспособной стратегии предприятия.

С учетом способностей отдельных элементов  среды предприятия влиять на организацию  и ее конкурентоспособность, ощущается  необходимость определения роли отраслевого анализа в формировании конкурентных преимуществ предприятия. Кроме того, сложившийся односторонний подход к использованию портфельного анализа в стратегическом планировании компании, включающий оценку портфеля предприятия с целью вложения средств в прибыльные бизнес-единицы и сокращения инвестиций в неэффективные проекты, уменьшает, на наш взгляд, возможности применения данной методики в формировании оптимального набора деловых стратегий организации.

Все это способствовало выбору темы настоящей работы и определению  целей, задач исследования, его предмета и объекта.

Цель исследования состоит в  разработке стратегического плана  развития предприятия и внедрения  его результатов.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность и значение  стратегии предприятия;

2. Изучить этапы и методологию  анализа среды при разработке  стратегического плана;

3. Провести анализ существующего  положения и деятельности ООО  "ДонИнвест";

4. Разработать стратегический план  развития предприятия на основе  результатов анализа внешней и внутренней среды.

5. Разработать инвестиционный проект  развития предприятия и обосновать  его привлекательность.

Предметом исследования является разработка и реализация стратегического плана  развития ООО "ДонИнвест".

Объект исследования - процесс стратегического планирования.

Методологической и теоретической  основой настоящей дипломной  работы явились научные знания современной  теории предпринимательства, теории организации, внутрифирменного планирования, экономики  и организации производства, стратегического менеджмента, маркетинга. Кроме того, при создании работы использовались диалектический метод познания экономических процессов и явлений, методы системного и сравнительного анализов и др.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, учетная и отчетная документация отдельного предприятия, данные национальной и международной статистики по состоянию холодильной и молочной промышленности в России и др.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

1.1 Сущность и значение стратегии предприятия

На сегодняшний день первоочередной задачей высшего руководства  российских предприятий становится нахождение путей более эффективной  финансово-хозяйственной деятельности в условиях усиливающейся турбулентности и непредсказуемости внешней среды, усложнения и интенсификации конкуренции при ограниченности ресурсов, а также в условиях ускорения НТП.

Сегодня предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней  среды, ассортимент продукции и  услуг, цены; находить поставщиков, рынки сбыта; а самое главное, определять свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Это, в свою очередь, стимулирует необходимость нахождения и использования более совершенных методов, систем и подходов к управлению предприятием, и тем самым обусловливает важность использования знаний и методов стратегического управления компанией. Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активно процесс образования ФПГ. Важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Продукция глобальных предприятий - Mars, Siemens, Indesit, Sony, Procter&Gamble, L'Oreal, и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на глобальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных предприятий можно, только действуя методами, значительно повышающими и развивающими конкурентоспособность российских предприятий, что, в свою очередь, ведет к необходимости использования методов и подходов стратегического менеджмента. С другой стороны, резко изменяются и становятся более требовательными вкусы и потребности потребителей, ускоряется процесс дифференциации запросов и доходов покупателей, соответственно, эффективность производственной деятельности компаний во многом становится зависимой от состояния потребительского спроса, уровня покупательской способности и степени потребительской удовлетворенности продукцией, производимой предприятием. В этой связи особое значение для российских компаний приобретают методы повышения конкурентоспособности производимых товаров, что также обусловливает необходимость использования технологий стратегического менеджмента отечественными менеджерами. Что же представляет собой стратегический менеджмент? Как взаимосвязаны понятия "стратегический менеджмент", "стратегическое планирование" и "стратегия предприятия"?

Следует отметить, что с 1960-х гг. стратегический менеджмент (strategic management) как научная область прошел достаточно долгий путь развития. Поначалу исследования и практика в области формирования стратегии компании развивались относительно медленно, а затем произошло существенное ускорение и к настоящему времени накоплен немалый объем научных и практических знаний в данной динамично развивающейся сфере. Причем, большинство экономистов достаточно близки в понимании сущности стратегического управления. Так, К. Боумэн представляет стратегическое управление как "деятельность, связанную с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям". Аналогичной точки зрения придерживаются И. Ансофф, А.Н. Люкшинов, А.А. Томпсон [196. С. 34] и др.

При этом, общими чертами данных подходов к стратегическому менеджменту является выделение таких его характеристик, как: стратегическое намерение (то есть, стратегическое управление предполагает определение миссии и целей развития компании); стратегическое соответствие (приведение в соответствие внутренних ресурсов компании с изменениями внешней среды, адаптация к изменениям среды предприятия). Но, делая акцент на выработке организационной миссии и стратегии, стратегический менеджмент, тем не менее, уделяет и значительное внимание ресурсному потенциалу, необходимому для обеспечения успешной деятельности компании. То есть, не менее важной характеристикой стратегического менеджмента является нахождение способов и путей распределения ограниченных ресурсов компании для достижения целей компании и выполнения ею своей миссии. Неслучайно, Кантер (Kanter) видит предназначение стратегического менеджмента в "выявлении сегодня действий для формирования будущего" и превращении их в "действенное средство -- интегрированный и институционализированный механизм перемен".

Таким образом, стратегический менеджмент воплощает в себе одновременно и  цель, и средство. Как цель он описывает  видение будущего компании через  несколько лет. Как средство он показывает, какими способами это видение  достигается. Не отрицая важность и правомерность данного подхода, мы поддерживаем точку зрения О.С. Виханского на стратегическое управление, согласно которой стратегическое управление - это управление организацией, которое "опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей". То есть, еще одной немаловажной характеристикой стратегического управления является ориентация деятельности компании на удовлетворение нужд потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами, и развитие ее внутреннего (и, прежде всего, человеческого) потенциала для повышения конкурентоспособности предприятия.

Особенности стратегического управления особенно очевидны в сравнении с  оперативным управлением. Деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. Оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции предприятия с целью достижения целей организации. Стратегический подход к управлению связан с развитием будущего потенциала предприятия, а оперативный, реализует существующий потенциал в доходы и рост предприятия. Стратегический менеджмент имеет дело с политическими решениями, влияющими на всю компанию, и руководствуется общей целью ее позиционирования для эффективного взаимодействия с внешним окружением. Одновременно стратегический менеджмент обладает и эмпирическим характером, поскольку менеджеры принимают практические решения в процессе реализации целей компании.

Следует отметить, что стратегическое управление включает две взаимодополняющие  системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времени. Соответственно, стратегическое управление принимает две дополнительные формы: управление стратегическими возможностями, которое является логическим продолжением стратегического планирования, и управление проблемами в реальном масштабе времени.

Таким образом, стратегическое управление является более масштабной категорией по сравнению с другим понятием - "стратегическое планирование", являющимся составной частью системы стратегического управления.

Подобно теоретическим подходам к  трактовке понятия "стратегическое управление", многие экономисты близки в своих позициях в отношении понятия "стратегическое планирование". Анализ экономической литературы показывает, что стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование должно быть направлено на долгосрочное развитие предприятия, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Таким образом, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в  рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

При этом основная задача стратегического  планирования состоит в обосновании  важнейших целей и выработке  правильной стратегии долгосрочного развития предприятия.

Кроме того, стратегическое планирование -- это логический, аналитический  процесс определения будущего положения  предприятия в зависимости от внешних условий деятельности. То есть, стратегическое планирование выступает процессом моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития организации. Более того, стратегическое планирование предстает в виде управленческого процесса создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Это адаптивный процесс, в результате которого происходят регулярные корректировки решений, оформленные в виде планов, пересмотр мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование