Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке стратегического плана развития предприятия и внедрения его результатов.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и значение стратегии предприятия;
2. Изучить этапы и методологию анализа среды при разработке стратегического плана;
3. Провести анализ существующего положения и деятельности ООО "ДонИнвест";
4. Разработать стратегический план развития предприятия на основе результатов анализа внешней и внутренней среды.
5. Разработать инвестиционный проект развития предприятия и обосновать его привлекательность.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ
• ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
o 1.1 Сущность и значение стратегии предприятия
o 1.2 Этапы стратегического планирования
o 1.3 Анализ среды при разработке стратегического плана
• ГЛАВА 2. Разработка стратегического плана для ООО "ДонИнвест"
o 2.1 Краткая характеристика организации
o 2.2 Анализ состояния и деятельности предприятия
o 2.3 Оценка возможностей и угроз хозяйственно-экономической деятельности предприятия
o 2.4 Обоснование привлекательности предприятия как объекта инвестирования
• ГЛАВА 3. Внедрение результатов стратегического планирования на предприятии
o 3.1 Финансовое обоснование инвестиционного проекта развития ООО "ДонИнвест"
o 3.2 Создание структурного подразделения для реализации стратегического плана ООО "ДонИнвест"
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

контрольная по стратегическому планированию 29.09.2011.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов  В.И. Микроэкономика. - СПб: Экономическая  школа, 1994. -295 с.

5. Глинн Дж., Маркова В., Перкинс  Д. Учебные материалы по курсу "Стратегия бизнеса". - Новосибирск: Российская академия наук. Сибирское отделение, 2003. -347 с.

6. Гончаров В.В. В поисках совершенства  управления: руководство для высшего  управленческого персонала: Опыт  лучших предприятий США, Японии и стран Зап. Европы. - М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2005. -464 с.

7. Дойль П. Менеджмент: стратегия  и тактика. -- СПб.: Питер, 1999.

8. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. -- М.: Финпресс, 1998. -286 с.

9. Зайцев Л.Г. Стратегический  менеджмент: Учебник для вузов по спец. 061100 "Менеджмент организации". - М.: Юристъ, 2002. -268 с.

10. Зайцева О.А. Основы менеджмента:  Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2008. -342 с.

11. Игошин Н.В. Инвестиции: Организация  управления и финансирование: Учеб. для вузов по эконом. спец. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -432 с.

12. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников  А.В. Стратегическое планирование  и анализ эффективности инвестиций. - 2-е изд., стер. - М.: ИИД "Филинъ", 1997. -354 с.

13. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. и напр. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое Знание, 2006. - 635 с.

14. Карлоф Б. Деловая стратегия:  концепция, содержание, символы:  Пер. со швед. М.: Экономика, 1991. -420 с.

15. Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 2003. -482 с.

16. Корпоративное управление. Владельцы,  директора и наемные работники  акционерного общества: Пер. с  англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 2001. -327 с.

17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, практика, внедрение, контроль. -- СПб.: Питер, 1999. -289 с.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга; пер. с англ. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993. 316 с.

19. Круглова Н.Ю. Инновационный  менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: РДЛ, 2007. -456 с.

20. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный  проект: методы подготовки и анализа:  Учебно - справ. пособие. - М.: БЕК, 1996. -537 с.

21. Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга. -- СПб., 2000. -214 с.

22. Маркова В.Д., Кузнецова С.А.  Стратегический менеджмент. -- М.: Инфра-М,  Сибирское соглашение, 2001. -420 с.

23. Мелкумов Я.С. Организация  и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. -521 с.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф. Основы менеджмента: Пер.  с англ. М.: Дело, 2004. -240 с.

25. Москвин В.А. Разработка качественного  бизнес-плана реализации инвестиционного  проекта: (Методика разработки) // Деньги  и кредит. - 2008. - № 3. -С. 50-62

26. Мыльник В.В. Инвестиционный  менеджмент: Учеб. пособие для вузов  и колледжей по экон. спец. / В.В.  Мыльник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. -326 с.

27. Немченко Г. Диверсификация  производства. - Благовещенск: Дальневосточное отделение РАН. - 2004. -266 с.

28. Нефедкин В.И. Бизнес-план: инструмент  правления или способ получения  денег?: Методические рекомендации  по составлению бизнес-плана предпринимательского  проекта // Сибирская финансовая  школа: АВАЛЬ. - 2006. - № 12. -С. 110-117

29. Новицкий Е. Стратегическое  планирование в высокодиверсифицированных  корпоративных структурах: о мировой  практике и опыта АФК "СИСТЕМА" // Российский экономический журнал. - 2007. - № 8. -С. 68-74

30. Панферов Г. Совершенны ли  методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов?: (Экономико-математический анализ) // Российский экономический журнал. - 2007.- № 2. -С. 39-43

31. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учеб. - метод. пособие. - М.: Маркетинг, 2006. -356 с.

32. Попов В.М. Бизнес-план: Отечественный  и зарубежный опыт. - Чебоксары:  Ассоциация росс. вузов, 2005. -112 с.

33. Попов С.А. Корпоративная стратегия  в системе прогрессивного менеджмента  // Консультант директора. - 2003. - №2. -С. 68-74

34. Попов С.А. От анализа глобального рынка к стратегии конкретного предприятия // Консультант директора. - 2007. - №6. -С. 38-42

35. Румянцева Е.Е. Инвестиции  и бизнес - проекты: Учебно - практ.  пособие. В 2-х ч. Ч.1. - Минск:  Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2001. - 228 с.

36. Селезнёва Н.Н. Финансовый  анализ: Учеб. пособие / Н.Н. Селезнёва,  А.Ф. Ионова, Т.А. Попова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -260 с.

37. Серов В.М. Инвестиционный  менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004. -380 с.

38. Стратегическое планирование: Учебник / Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ"; Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ЭКМОС, 2004. -278 с.

39. Фатхутдинов Р.А. Стратегический  менеджмент. -- М.: Дело, 2001. -358 с

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ВЫВОДЫ

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема контрольной работы «Развитие  теории конкурентных преимуществ» по дисциплине «Стратегический менеджмент».

В работе определены сущностные положения  теории конкурентных преимуществ, что  позволяет установить тенденцию  нарастания значимости идей нелинейного стратегического управления при их построении и использовании, сформулированы характеристики современной парадигмы конкурентных преимуществ, реализация которых предопределяет формирование инновационного типа конкурентного поведения субъектов ведения хозяйства на основах интеллектуального лидерства.

Изменение природы конкуренции  и форм ее проявления требует рассмотрения теоретических основ построения конкурентных преимуществ на макро- и микроуровнях как основного  источника конкурентоспособности  субъектов хозяйствования. Анализ нынешней практики управления подтверждает растущую актуальность этой проблематики, усиливающуюся постоянными изменениями парадигмы формирования конкурентных преимуществ, отсутствием общепризнанной теории управления ими, а также динамичностью конкурентной среды. Ряд ученых отводят проблематике конкурентных преимуществ главное место в системе стратегического управления. В частности, В. Д. Маркова и С. А Кузнецова подчеркивают, что стратегическое управление целесообразно рассматривать как управление конкурентными преимуществами.

конкурентный преимущество портер

 

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 

Исходя из определения М. Портером конкурентных преимуществ как основы эффективной деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе можно утверждать, что конкурентоспособность субъекта хозяйствования обеспечивается его конкурентными преимуществами, являющимися реализованной компетенцией такого субъекта. Наличие конкурентного преимущества позволяет предложить потребителю товар с очевидной для него ценностью, сохранить его предрасположенность к товарам конкретного субъекта хозяйствования в течение длительного времени и на основе этого обеспечить преодоление сил конкуренции.

Такие традиционные представления  о конкурентных преимуществах требуют дальнейшей конкретизации, а в отдельных аспектах -- пересмотра установившихся подходов и отказа от ряда теоретических обобщений с учетом современных тенденций развития теории и практики управления на макро- и микроуровнях.

Экономическая наука еще не выработана однозначного понимания сущности конкурентных преимуществ, и ученые чаще всего определяют их как:

-- эксклюзивную ценность, которую  имеет объект, дающую ему преимущества  перед конкурентами;

-- уникальные охваченные и неохваченные ресурсы, которыми владеет субъект хозяйствования, а также стратегически важные для него сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе; положение на рынке, дающее возможность преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей;

-- характеристики или свойства, обеспечивающие субъекту хозяйствования преимущества перед прямыми конкурентами;

-- уникальную комбинацию имеющегося  производственного потенциала с  накопленным в прошлом опытом  его использования и сформированным  имиджем, что способствует изготовлению конкурентоспособной продукции, благодаря реализации которой субъект хозяйствования способен обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе;

-- совокупность мер, направленных  на совершенствование собственной  деятельности, ослабление конкурентов и влияние на изменение рыночной среды;

-- факторы конкурентоспособности,  проявляющиеся у конкретных субъектов  хозяйствования;

-- стратегически важные для субъекта  хозяйствования активы и сферы  деятельности, позволяющие ему побеждать  в конкурентной борьбе;

-- концентрированное проявление  преимущества перед конкурентами  в экономической, технической,  организационной сферах деятельности, которое можно измерять экономическими  показателями;

-- совокупность собственных и  приобретенных активов, характеристик деятельности субъекта хозяйствования, использование которых обеспечивает ему эксклюзивную компетентность в определенной сфере деятельности и преимущество перед конкурентами;

-- деятельность, связанную с изменением  рыночной позиции субъекта хозяйствования, приспособлением видов деятельности избранной стратегии, выбором политики отношений с конкурентами, быстрой реакцией на изменения в конкурентной среде деятельности;

-- совокупность отношений являющихся  предметом регулирования с помощью  комплекса правовых норм.

Ряд приведенных определений конкурентных преимуществ не согласуется с  понятиями конкурентоспособности  и конкурентного статуса субъекта хозяйствования, в отдельных случаях  конкурентные преимущества отождествляются  с трактовкой указанных терминов, а также с оценкой эффективности деятельности субъекта хозяйствования.

Актуальность исследования теоретических  основ формирования конкурентных преимуществ  подтверждается и низкими значениями индекса глобальной конкурентоспособности  Украины и формирующих ее факторов, по сравнению с ведущими странами мира (табл.1). В 2009--2010 гг. значение этого индекса для Украины составляло 3,95, что соответствовало 82-й позиции в рейтинге (в предыдущем периоде -- 72-я), причем его падение происходило одновременно со снижением рейтинга его инновационных факторов.

Таблица 1. Рейтинги ведущих стран  по индексу глобальной конкурентоспособности  за 2007-2009 гг.

 
 

Индекс глобальной

                   
 

конкурентоспособности

   

Рейтинг компонентов индекса

             
 

(рейтинг/значение)

                   

Страна

годы

Базовые требования

Повышатели эффективности

Инновационные факторы

             
 

2009-

2008-

2007-

годы

             
 

2010

2009

2008

2009-

2008-

2007-

2009-

2008-

2007-

2009-

2008-

2007-

 
       

2010

2009

2008

2010

2009

2008

2010

2009

2008

 

1.Швейцария

1/5,60

2/5,61

2/5,62

3

2

4

І

8

7

3

2

1

 

2. США

3. Сингапур

2/5,59

3/5,55

1/5,74 5/5,53

1/5,67 7/5,45

28

2

22

3

23

2

1

2

1

2

1

14

1

10

1

11

4

6

 

4. Швеция

5. Дания

6. Финляндия.

4/5,51 5/5,46

6/5,43

4/5,53 3/5,58 6/5,50

4/5.54 3/5,5 6/5,49

5

4

1

6

4

1

6

1

2

7

6

12

9

3

13

8

4

14

4

7

6

6

7

5

5

8

6

 

7. Германия

7/5,37

7/5,46

5/5,51

8

7

9

14

11

11

5

4

3

 

8. Япония.

9. Канада.

10. Нидерланды

8/5,37 9/5.33

10/5,3

9/5,38 10/5,378/5,4

8/5,43

13/5,3

10/5,4

27

10

12

26

8

10

22

11

7

11

4

10

12

5

5

13

5

9

2

12

9

3

16

9

2

17

12

 

82. Украина

82/3,9

72/4,0

73/3,9

94

86

90

68

58

66

80

66

75

 

Всего стран

                         

в исследовании

133

134

131

133

134

131

133

134

131

133

134

131

 
                           

Такая ситуация обусловила необходимость  исследования особенностей развития теории конкурентных преимуществ в контексте глобальной тенденции экспансии нововведений с целью подтверждения гипотезы по нарастанию значимости инновационной составляющей в формировании конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.

За последние десятилетия мировая теория и практика построения конкурентных преимуществ представила значительное количество разработок, среди которых можно выделить такие, которые имеют теоретический, методологический или прикладной характер. Основные их положения целесообразно рассмотреть с целью обоснования концептуальных начал построения системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на макро- и микроуровнях.

Среди указанных теорий базовой  можно считать теорию конкурентных преимуществ М. Портера, которую он сформулировал и развил в работах Стратегия конкуренции" (1980 г.), "Конкурентное преимущество" (1985 г.) и Международная конкуренция" (1990 г.). М. Портер доказал, что конкурентное преимущество субъекта хозяйствования и на внутреннем, и на внешнем рынках обусловливается комплексом факторов, а конкурентоспособность на макро- и микроуровнях отражает производительность использования ресурсов. В соответствии с его концепцией, конкурентные преимущества отдельной страны базируются на так называемом "национальном ромбе", который охватывает четыре детерминанты: параметры материальных и нематериальных факторов; параметры спроса; наличие родственных и поддерживающих отраслей; стратегии компаний, их структуру и соперничество. В этом контексте задачей государственной политики в формировании национальных преимуществ является построение средств влияния на данные детерминанты через инновационную, конкурентную, налоговую, кадровую, миграционную, техническую политику, а также обеспечение эмерджентности таких средств.

Вклад М. Портера в становление и развитие теории конкурентных преимуществ на макроуровне можно свести к следующим положениям.

1. Формирование конкурентных преимуществ  должно базироваться на прогнозировании  привлекательности сферы бизнеса  и ее перспективной прибыльности с учетом пяти основных сил конкуренции: степени интенсивности конкурентной борьбы между существующими в отрасли производителями аналогичной продукции; конкурентного давления потенциальных конкурентов; угрозы появления товаров-субститутов; экономической силы потребителей и экономической силы поставщиков. Дальнейшие исследования ученых сводились, в основном, к попыткам увеличить количество сил конкуренции и их содержательное наполнение. Однако изучение последних исследований зарубежных и отечественных специалистов позволило определить проявления несоответствия указанной модели конкуренции современным реалиям и невозможность объяснения ею новейших тенденций конкурентных отношений.

Информация о работе Стратегическое планирование