Стратегическое управление агропромышленным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить перспективы развития АПК в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо рассмотреть цели и задачи стратегического управления в АПК;
определить принципы, формы и методы стратегического управления;
рассмотреть стратегию управления агропромышленным комплексом на современном этапе;
изучить аграрную политику в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления 3
1.2 Принципы, формы и методы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации. 3
2.1 Стратегия управления и развития АПК на современном этапе 3
2.2 Государственное управление в сфере АПК во Владимирской области 3
Заключение 3
Список использованных источников литературы 3

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегия управления АПК.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение высшего  профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ  РАНХиГС


 

Факультет управления

Направление подготовки: государственное и муниципальное  управление

Специализация/профиль/программа: бакалавриат

Кафедра Государственного и  муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

на тему:

«Стратегическое управление агропромышленным комплексом»

                                                                               

                                                                                               

Автор работы:

студентка 1 курса

очно-заочной  формы обучения

Даутова Зарина Джаудатовна

подпись_________________________

 

Руководитель  работы:

Заведующий  кафедрой, д.и.н., доцент

Аннин Анатолий Геннадьевич

Оценка_________________________

                                                                                           Подпись ________________________

 

                                                                   «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

        Владимир 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                     С.

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом 3

1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления 3

1.2 Принципы, формы и методы стратегического управления агропромышленным комплексом 3

Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации. 3

2.1 Стратегия управления и развития АПК на современном этапе 3

2.2 Государственное управление  в сфере АПК во Владимирской области 3

Заключение 3

Список использованных источников  литературы 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Агропромышленный комплекс России - многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство, пищевую и биологическую промышленность, пищевое, сельскохозяйственное и автотракторное машиностроение, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы. Приведенный далеко не полный перечень составляющих АПК показывает его многоотраслевую структуру с глубокими различиями в специфике отдельных элементов, которая требует выстраивания индивидуальной экономической, технологической и организационной политики по отношению к каждой отрасли.

АПК –  это не только производство, но и  среда обитания значительной части  населения. Уровень сельскохозяйственного  производства напрямую влияет на состояние  продовольственной безопасности страны. Стоящее на более низком уровне развития производительных сил, сельское хозяйство  является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие, приспосабливающейся  к меняющимся экономическим и  технологическим условиям. Поэтому  аграрный сектор России традиционно  занимает особое положение среди  других отраслей народного хозяйства.

Стратегическое управление АПК  представляет собой целенаправленную организационную деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйственными субъектами.

Аграрный сектор России продолжительное время находится в состоянии глубокого кризиса. Существенное отставание по производительности, продуктивности и удельным затратам не позволяет отечественным сельхозтоваропроизводителям успешно конкурировать с зарубежными производителями, у которых производственные показатели лучше, а продукция хорошо субсидируется государством. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономической системы, вступление страны в ВТО делают все более актуальной задачу совершенствования процедур управления для обеспечения конкурентных позиций аграрного сектора страны на мировом агропродовольственном рынке.

Исследования показывают, что процесс развития или отставания экономики, в том числе аграрного сектора, не случаен, а определяется, качеством системы государственного управления. Неудовлетворительное состояние экономики отрасли является следствием того, что данная система не влияет на ситуацию.

Актуальность данной темы обусловлена:

    • необходимостью улучшения качества системы государственного управления в сфере агропромышленного комплекса;
    • необходимостью поиска рычагов, способствующих выводу АПК из кризиса.

Выбор темы направлен, прежде всего, на выявление проблем в развитии  агропромышленного комплекса страны.

Различные проблемы и аспекты стратегического управления АПК отражены в трудах таких авторов как: В.А. Иванов, К.П. Личко, М.А. Коробейников, Ю.Б. Королев, П.Д. Косинский, М.М. Муртузалиев, СБ. Огнивцев, И.Г. Ушачев, И.Ф. Хицков.

Объектом исследования данной курсовой работы является агропромышленный комплекс, в частности сельское хозяйство.

Предметом исследования явились теоретические и прикладные проблемы стратегического управления АПК в современных условиях хозяйствования.

 Цель данной курсовой работы – определить перспективы развития АПК в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • необходимо рассмотреть цели и задачи стратегического управления в АПК;
    • определить принципы, формы и методы стратегического управления;
    • рассмотреть стратегию управления агропромышленным комплексом на современном этапе;
    • изучить  аграрную политику в Российской Федерации.

При написании данной курсовой работы, использовались различные источники информации, такие как: специальная экономическая литература, данные сайтов, на которых приведены сведения о сельскохозяйственных показателях, статистика Министерства сельского хозяйства РФ, доклад Министра сельского хозяйства РФ и т.д.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение  и список использованных источников  литературы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом

1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления

 

Возникновение и практическое использование методологии  стратегического управления АПК  вызваны объективными причинами, вытекающими  из характера изменений, в первую очередь во внешней среде агропромышленного  комплекса. Суть стратегического управления заключается АПК в том, что, с  одной стороны, существует четко  организованное комплексное стратегическое планирование, с другой – структура  управления АПК отвечает «формальному»  стратегическому планированию и  построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии.

В понятии  стратегического управления АПК  можно выделить  несколько этапов.

1. Управление  на основе контроля над исполнением,  при котором реакция АПК на  изменения появляется после совершения  событий. Это реактивная адаптация,  которая наиболее естественна,  но требует много времени на  выработку новой стратегии и  адаптацию к ней системы. В  условиях нарастания темпов изменений  это неприемлемо.

2. Управление  на основе экстраполяции, когда  темп изменений ускоряется, но  будущее еще можно предсказывать  путем экстраполяции прошлых  тенденций (долгосрочное планирование).

3. Управление  на основе предвидения изменений,  когда начали возникать неожиданные  явления и темп изменений ускорился,  однако не настолько, чтобы  нельзя было вовремя предусмотреть  будущие тенденции и определить  реакцию на них путем выработки  соответствуй щей стратегии (стратегическое  планирование).

4. Управление  на основе гибких экстренных  решений, которое складывается  в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи  возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя  предусмотреть (стратегическое управление  в реальном масштабе времени).

Долгосрочное  и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления, хотя последнее внедрялось медленно и с большим трудом в течение 20 лет.

Потеря  управляемости народным хозяйством особенно негативно отражается на агропромышленном комплексе как наиболее сложной  системе, функционирование которой  происходит под влиянием закономерностей  экономического, социального и биологического характера. В значительной степени  это связано с отсутствием  структур управления, адекватных сложности  управляемой системы, а также  необходимых при этом стратегий, концепций и программ развития, что, в свою очередь, приводит к нерациональному  использованию имеющихся финансовых ресурсов.

Основным  звеном в системе обеспечения  стратегии развития агропромышленного  комплекса должны стать органы управления на региональном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных  и стратегических задач следует  разграничить.

Выполнение  стратегических задач - обеспечение  экономического роста и развития - поручается специальным подразделениям, выделяемым по программно-целевому принципу. Они должны располагать необходимыми финансовыми ресурсами (стратегический бюджет) и строить свою деятельность в соответствии с программами (проектами) развития.

 Цель  стратегического управления - создание  потенциала для рентабельного,  конкурентоспособного и устойчивого  функционирования АПК региона  в перспективе.

Для достижения целей и решения задач стратегического  управления должны разрабатываться  три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.

По первому  направлению стратегического управления целесообразно формировать матричную  структуру, сочетающую преимущества линейно-функционального  и программно-целевого управления, которая позволит:

  • оказывать существенное влияние на достижение намеченных конечных результатов региональными органами управления;
  • повышать устойчивость функционирования всей системы и обеспечивать ее развитие;
  • решать территориально-производственные и социальные вопросы;
  • способствовать развитию вертикальной интеграции отраслей АПК;
  • обеспечивать эффективность взаимодействия предприятий и организаций АПК.

При разработке программно-целевой составляющей структуры  управления основное внимание должно уделяться не столько совершенствованию  отдельных управленческих звеньев, сколько организационному взаимодействию элементов системы в целом.

Подразделения стратегического управления должны ориентироваться на ту или иную политику развития регионального АПК, заложенную в таких документах, как концепции  и целевые программы (второе направление  стратегического управления).

В условиях ограниченных финансовых ресурсов в  основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются  и направляются на формирование «точек роста», а также обеспечение мультипликативного эффекта от вложенных средств  и осуществленных мероприятий.

Применимость  стратегии данного типа к региональным АПК определяется тем, что в их составе имеются отрасли и  сферы деятельности, вложения средств  в развитие которых отражается на эффективности большинства производственных структур комплекса, обеспечивая значительный подъем общего уровня научно-технического прогресса, производительности труда, занятости населения и т.д.

Формирование точек  развития региональных АПК:

  • рост и развитие производства - не могут осуществляться без концентрации и экспансии;
  • возникшие полюса концентрируют в одном месте и в одной отрасли; рост и развитие других отраслей на определенное время может даже замедлиться;
  • стихийное развитие может быть обращено в упорядоченное посредством последовательно подготавливаемых нарушений сложившегося нерационального равновесия в системе;
  • условия существования предприятий и отраслей с замедленным развитием должны быть социально терпимыми.

В ближайшей  перспективе объем ресурсов в  сельском хозяйстве будет крайне ограниченным. В этой связи инвестиции в основной капитал и финансирование формирования оборотных средств  необходимо сконцентрировать в точках (полюсах) развития сельского хозяйства, в которых процесс производства будет осуществляться на интенсивной  основе. В качестве точек (полюсов) роста  могут выступать: машинно-технологические  станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства; репродуктивные свиноводческие и птицеводческие предприятия, опытно-производственные и учебные  хозяйства, базовые хозяйства по первоначальному освоению и дальнейшему  распространению нововведений и  т.д.

Информация о работе Стратегическое управление агропромышленным комплексом