Стратегическое управление агропромышленным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить перспективы развития АПК в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо рассмотреть цели и задачи стратегического управления в АПК;
определить принципы, формы и методы стратегического управления;
рассмотреть стратегию управления агропромышленным комплексом на современном этапе;
изучить аграрную политику в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления 3
1.2 Принципы, формы и методы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации. 3
2.1 Стратегия управления и развития АПК на современном этапе 3
2.2 Государственное управление в сфере АПК во Владимирской области 3
Заключение 3
Список использованных источников литературы 3

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегия управления АПК.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

В большинстве  остальных предприятий производство придется вести при минимуме ресурсов, то есть относительно экстенсивно. В  настоящее время процесс экстенсификации  сельского хозяйства в большинстве  регионов протекает стихийно, вызывая  крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести  в целенаправленное русло. В качестве цели может быть определено формирование стабильного сельского хозяйства. Под стабильным сельским хозяйством мы понимаем экономически и биологически устойчивую и экономически безопасную развивающуюся агросистему.

Такие свойства системы обеспечиваются:

  • созданием в границах сельскохозяйственных предприятий диверсифицированных производственных систем с относительно замкнутым циклом производства;
  • использованием ресурсосберегающих технологий, в том числе основанных на применении дешевых источников энергии (ветра, воды и пр.);
  • отбором и сочетанием видов (сортов) сельскохозяйственных культур и пород скота, максимально адаптированных к местным почвенно-климатическим условиям;
  • максимально возможной заменой химических удобрений и средств защиты растений на органические и биологические;
  • максимальным использованием природных кормовых угодий.

Уровень интенсивности сельскохозяйственного  производства на предприятиях может  существенно колебаться в зависимости  от их платежеспособности.

В стратегическом отношении в качестве «точек роста» можно также рассматривать предприятия  перерабатывающей промышленности, воздействие  на которые с помощью инвестиций позволит управлять становлением и  развитием всей технологической  цепи, обеспечивая мультипликативный  эффект в АПК в целом. В дальнейшем они сами должны будут выступать  источниками инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и сети по реализации продукции.

Стратегическое  управление носит сложный характер и требует учета множества  факторов. Вместе с тем он позволяет  выявить круг проблем, стоящих перед  предприятием и некоторый набор  различных способов их решения. Чтобы  стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему.

1.2 Принципы, формы и  методы стратегического управления  агропромышленным комплексом

 

Государство является неотъемлемой составной частью политической структуры страны. Основное предназначение государственных органов  управления на федеральном и региональном уровнях состоит в обеспечении  приемлемого для жизни общества социально-экономического порядка. Это  осуществляется посредством воздействия  на определенные стороны жизнедеятельности  соответствующими методами. Обобщенно  государственное управление можно  определить как процесс воздействия  на какую-либо общественную систему  с целью поддержания её определенных параметров или перевода в новое  состояние с учетом свойственных ей объективных законов.

Среди российских ученых тоже исторически существуют различные точки зрения в отношении  допустимости государственного регулирования  экономики. Одни ученые считают недопустимым участие государства в экономической  сфере. Однако другие ученые придерживаются иной точки зрения. Большинство из них считает объективной необходимостью участие государства в управлении экономикой. Научный анализ практики государственного управления, сделанный  компетентными специалистами России и стран с развитой рыночной экономикой, позволяет сделать вывод о  необходимости госрегулирования в  рыночной экономике.

Стратегическое управление АПК в целом осуществляется в настоящее время преимущественно через законодательно-правовой и экономический механизм, обеспечивающий регулирование поведения людей и организацию их деятельности.

По воздействию  на управляемый объект выделяется:

  • отраслевое
  • территориальное государственное управление.

Отраслевое  управление предполагает наличие вертикали  от центральных органов до хозяйствующих  субъектов на местах. Оно реализуется  через министерства, которые осуществляют техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые отраслевые и межотраслевые, пропорции.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное  развитие регионов, выравнивание уровней  их экономического и социального  развития, решение других задач государственной  региональной политики.

По способу  учета интересов объектов управления различают:

  • административное гос. управление;
  • экономическое гос. управление.

Административное  управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью  разрешения, запрета, принуждения и  т.д. В государственном регулировании  экономики администрирование реализуется  в форме лицензирования видов  деятельности, квотирования экспорта, импорта, другом.

Экономическое государственное управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, то есть через финансовую, денежную и кредитную государственную  политику. При этом отсутствует прямое директивное принуждение. Объект управления свободен в выборе варианта действии. Но его действия не должны противоречить  действующему законодательству.

Многие  функциональные обязанности госорганов обусловлены необходимостью поддержания  рациональной системы взаимоотношений  между субъектами АПК, а также  наличием государственного сектора  в соответствующих отраслях и  сферах АПК и значением его  в осуществлении хозяйственной, социально-экономической, структурно-инвестиционной политики, повышении эффективности  внешнеэкономической деятельности государства и др. При этом ученые-экономисты и специалисты-практики считают  вполне правомерным наличие государственного сектора и доли государственной  собственности в хозяйственных  организациях, в том числе со 100% или контрольным пакетом акций  государства.

Экономические и хозяйственно-организаторские функции государства в сфере АПК основываются на использовании объективных законов развития сельского хозяйства и являются определяющим фактором развития всех отраслей в системе единого агропромышленного комплекса.

В условиях становления рыночных отношений, значение хозяйственно-организаторской функции государства для развития отраслей АПК возрастает в связи с необходимостью урегулирования интересов аграрных предпринимателей и иных структур АПК с интересами органов государственного управления, координирования их деятельности с целью удовлетворения интересов и потребностей всего общества.

Значимость  стратегического управления АПК возрастает, также, в условиях рыночной экономики, в связи с необходимостью решения задач организационно-экономического, научно-технического, социально-культурного и политического характера.

Ещё большую  значимость в стратегическом управлении АПК, приобретают государственное регулирование и особенно его составная часть - господдержка для АПК с развитием многоукладной экономики и вступлением стран, включая Россию, в различные международные организации. В данном случае государство становится определенным гарантом для своих товаропроизводителей по защите их интересов в условиях глобализации рыночной экономики и расширения международных связей.

Рассматривая  совокупность инструментов и средств  государственного воздействия на АПК, их можно сгруппировать следующим образом:

  • правовое регулирование, осуществляемое разработкой и принятием федеральных и региональных законов, других нормативно-правовых документов, формирует позицию государства в решении ключевых вопросов АПК, определяет условия экономического и финансового регулирования через механизм реализации принятых законов;
  • экономическое регулирование, осуществляемое путем государственного воздействия через законы и иные нормативно-правовые акты на порядок и условия ценообразования, кредитования, налогообложения и другие экономические инструменты;
  • поддержка, реализуемая непосредственным вливанием государственных федеральных и региональных бюджетных средств или обеспечением благоприятных условий для хозяйственной деятельности;
  • административное регулирование, осуществляемое методами внеэкономического принуждения в дополнении к вышеперечисленным формам госрегулирования (фитосанитарный, ветеринарный, экологический контроль; лицензирование, квотирование, стандартизация производства).

Таким образом, стратегическое управление развитием АПК представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность товаропроизводителей путем издания нормативно-правовых актов, посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также производственно-техническое обеспечение агропромышленного производства.

 

Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации.

2.1 Стратегия управления  и развития АПК на современном  этапе

 

В России в начале 90-х годов была принята  рыночная модель, основанная на либерализации  экономических отношений, отказе государства  от своей регулирующей роли, резком сокращении поддержки реального  сектора экономики и социальной сферы. В основу указанной модели легло упрощенное понимание рынка  и рыночных отношений как системы, функционирующей исключительно  на свободной купле-продаже, без  какого-либо государственного вмешательства. Такой подход никак не был обоснован, что привело к негативным социально-экономическим  последствиям, к нарастанию кризисных  явлений в экономике и социальной сфере.

Имеющийся мировой опыт дает основание утверждать, что новейшая история не знает  ни одного примера, во-первых, высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей  экономики без рынка и, во-вторых, высокоэффективной социально ориентированной  рыночной экономики без регулирующей роли государства. При этом следует  отметить, что имеется в виду современное  понимание рынка как атрибута социально ориентированной модели экономики, а не как ее всеохватывающая  характеристика.

Национальная  экономика - это многоуровневая, многоцелевая и многофункциональная система, в которой не только различные  отрасли и хозяйствующие субъекты, но и регионы имеют свои особенности  и достаточно противоречивые интересы. При этом рыночный механизм не способен направить их развитие к одной  общей цели, для чего требуется  активное макроэкономическое регулирование  со стороны государства.

И здесь  особое значение имеет стратегическое управление АПК в условиях становления и развития рыночных отношений.

Стратегическое  управление АПК представляет собой органичное сочетание государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами рыночного саморегулирования.

Цели  и принципы стратегического управления в аграрном секторе формирует аграрная стратегия, которая характеризует основные положения деятельности государства в аграрной сфере, вопросах собственности на землю и средства производства, увеличении производства и потребления продуктов питания, путях увеличения эффективности производства, вопросах повышения доходов сельских жителей и охраны окружающей среды. В перспективе - развитие агропромышленного комплекса должно способствовать достижению главной цели - формированию эффективного и устойчивого агропромышленного производства, соответствующего по отдельным параметрам мировому уровню. Только при этом условии будет обеспечена продовольственная безопасность страны, произойдет насыщение внутреннего рынка доступным для всех слоев населения качественным продовольствием, можно будет достичь выравнивания доходов и уровня социального развития населения отдельных регионов, города и деревни.

Аграрная  стратегия, как правило, опирается  на соответствующее законодательство и находит свое конкретное воплощение в аграрной политике. Последнюю мы рассматриваем как конкретизацию  целей и принципов аграрной стратегии  в законах, планах, программах, организационно-экономических  мероприятиях, направленных на преобразование агропромышленного комплекса. Государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Таким образом, цель стратегического управления АПК - обеспечить устойчивое развитие агропромышленного производства и на этой основе удовлетворить внутренний спрос на продовольствие, а промышленности в сырье, создать условия для социального развития села.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи, предусматривающие  повышение доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществление структурных изменений  в АПК; стимулирование роста объемов  производства и расширение сбыта  продукции; повышение технологического уровня аграрного производства; обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции на внутреннем и внешнем  рынке; развитие социальной сферы села.

Основные  положения аграрной политики Российской Федерации установлены федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». В ст. 5 закона изложены основные принципы аграрной политики Российской Федерации:

  • доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
  • единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
  • последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
  • участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Государственная аграрная политика Российской Федерации, прежде всего, направлена на поддержание  стабильности обеспечения населения  продовольственными товарами, путем  регулирования и поддержки российских агропромышленных производителей.

Цели  и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий  определяются «Государственной программой развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». Данная программа разработана в   соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ и содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам.

Информация о работе Стратегическое управление агропромышленным комплексом