Стратегическое управление агропромышленным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить перспективы развития АПК в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо рассмотреть цели и задачи стратегического управления в АПК;
определить принципы, формы и методы стратегического управления;
рассмотреть стратегию управления агропромышленным комплексом на современном этапе;
изучить аграрную политику в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления 3
1.2 Принципы, формы и методы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации. 3
2.1 Стратегия управления и развития АПК на современном этапе 3
2.2 Государственное управление в сфере АПК во Владимирской области 3
Заключение 3
Список использованных источников литературы 3

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегия управления АПК.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

В «Государственной программе развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» установлены следующие цели  аграрной политики на 5-летний период:

  • повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и их продукции, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
  • обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
  • сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
  • формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
  • создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
  • наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Также для  повышения качества и устойчивости стратегического управления АПК и эффективности функционирования агропромышленного комплекса в рамках реализации аграрной политики необходимо развитие науки и инновационной деятельности в этой сфере; совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

В Программе  предусмотрены следующие меры реализации государственной аграрной политики:

  • предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
  • регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;
  • антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
  • проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;
  • другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим  основным направлениям: обеспечение  доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и  оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное  хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие системы страхования рисков в  сельском хозяйстве; развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства; обеспечение производства продукции  животноводства; обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению  плодородия почв; обеспечение устойчивого  развития сельских территорий, в том  числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих  населенные пункты автомобильных дорог; предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; информационное обеспечение при реализации государственной  аграрной политики.

В соответствии с Программой на реализацию указанных  мер планируется выделить за счет средств федерального бюджета за 2008 - 2012 годах 551,3 млрд. рублей.

Финансирование  мероприятий по реализации государственной  аграрной политики осуществляется в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, на поддержку  сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов  Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает  условия предоставления за счет средств  федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения  объема субсидий, предоставляемых субъектам  Российской Федерации. То есть средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Реализация  государственной программы развития сельского хозяйства осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского  хозяйства Российской Федерации, - осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере агропромышленного  комплекса и рыболовства, а также  уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  посредством осуществления целевых  программ, иных мероприятий в области  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Субъекты Российской Федерации на основе Программы разрабатывают и утверждают региональные программы развития сельского  хозяйства и регулирования рынка  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия.

Реализация  мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным  заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы. Органы, уполномоченные на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать  с участниками мероприятий Программы  в регионах соглашения о комплексном  участии в Программе. Эти соглашения предусматривают предоставление государственной  поддержки на приобретение удобрений, семян и современной сельскохозяйственной техники в интересах концентрации и эффективного использования средств  федерального бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского  хозяйства должны существенно улучшиться.

Для оценки результатов реализации подпрограмм  государственной программы создается  экспертная комиссия, в состав которой  входят независимые эксперты, представители  отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители федеральных органов  исполнительной власти, представители  органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Экспертная комиссия составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и  эффективности каждой из подпрограмм  государственной программы, степени  достижения целей государственной  аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких подпрограмм.

Таким образом, специфика стратегического управления и рыночных отношений в АПК обуславливают необходимость и обязательность выработки научно обоснованной системы государственного регулирования и поддержки развития аграрного сектора. Без господдержки сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства вынуждены будут свернуть традиционные виды хозяйствования. Если прекратится производство сельхозпродукции, то для выплаты пособий безработным и обеспечения занятости сельского населения другими видами деятельности государству потребуется гораздо больше расходов, чем на поддержание и развитие агропромышленного производства.

2.2 Государственное управление  в сфере АПК во Владимирской  области

 

На основе государственной программы  разработана и утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие сельского  хозяйства Владимирской области  на 2009 – 2012 годы", которая предусматривает  обеспечение повышения конкурентоспособности  региональной сельскохозяйственной продукции  на основе финансовой устойчивости и  модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского  хозяйства; сельских территорий, повышения  занятости и уровня жизни сельского  населения.

Достижение цели по созданию общих  условий для повышения конкурентоспособности  продукции агропромышленного комплекса  предусматривает работу по следующим  направлениям:

1. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства:

- развитие животноводства (поддержка  племенного, мясного, молочного скотоводства, коневодства);

- развитие растениеводства (поддержка  элитного семеноводства, производства  рапса, закладки многолетних насаждений);

2. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства (повышение доступности кредитов, повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, снижение рисков в сельском хозяйстве, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства);

     3. Создание общих  условий функционирования сельского  хозяйства (научное обеспечение  сельскохозяйственного производства  и пропаганда передового опыта,  оказание консультационной помощи  сельскохозяйственным товаропроизводителям  и переподготовка специалистов  для сельского хозяйства

Реализация мер, предусмотренных  этими направлениями, должна привести к повышению эффективности и  рентабельности сельскохозяйственного  производства, ускорению развития животноводства, стимулированию развития малых форм хозяйствования, росту инвестиционной привлекательности отрасли, появлению  новых рабочих мест, повышению  уровня занятости сельского населения, росту средней заработной платы.

     Все это в значительной  степени будет способствовать  реализации цели по созданию  условий для развития сельских  территорий, достижение которой  будет осуществляться в рамках  федеральной целевой программы  "Социальное развитие села  до 2012 года" и долгосрочной целевой  программы Владимирской области  "Социальное развитие села  на период 2009-2012 годы", учитывая  продолжение программных мероприятий  до 2012 года включительно.

     Комплекс мер, предусматривающий  достижение цели по созданию  условий по воспроизводству используемых  сельским хозяйством природных  ресурсов, будет реализован в  рамках федеральной целевой программы  "Сохранение и восстановление  плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения и агроландшафтов  как национального достояния  России на 2006 - 2010 годы и на период  до 2013 года".

Об эффективности вложения бюджетных  средств в 2011 году, направленных на реализацию программных мероприятий, свидетельствуют достигнутые результаты.

Объем валовой продукции сельского  хозяйства в хозяйствах всех категорий  увеличился в сопоставимой оценке к  соответствующему уровню 2010 года и  составил 129,0% в то время как целевой показатель равен 102,9%, в том числе продукции растениеводства – 163,0%, животноводства – 105,0%. 

Сельское хозяйство региона  главным образом сориентировано на развитие отрасли животноводства (54,3% в структуре сельскохозяйственного  производства), основные мероприятия  которой направлены на увеличение производства молока и мяса.

За 2011 год хозяйствами всех категорий  произведено 62,9 тыс. тонн мяса (63,7 тыс. – программный показатель), что  на 1,3% меньше 2010г.,  333,5 тыс. тонн молока (339,0 тыс.), на 6,9% больше 2010г. Увеличение производства молока обеспечено сельскохозяйственными  организациями (108,2% к 2010г., 101,1% к целевому показателю) за счет роста продуктивности дойного стада (103,3% к 2010г., 105,4 – к  целевому показателю) и поголовья  коров (103,9% к 2010г.).

Выполнение программных мероприятий  по поддержке племенного животноводства позволили увеличить реализацию племенного молодняка на 15%, довести  удельный вес племенного скота в  общем поголовье  до 25,4%  (до 17,1% - по программе). Продолжается строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов для дойного стада в 21 хозяйстве области на 13,5 тыс. скотомест, для свиней - на 21,5 тыс. В 2011г. введено в эксплуатацию 4 животноводческих объекта, закуплено 6,5 тыс. голов племенного крупного рогатого скота, из них 5,1 голов импортного.

Основными мероприятиями по развитию отрасли растениеводства являются:  развитие семеноводства, поддержание  плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельхозугодий в сельскохозяйственный оборот.

В хозяйствах всех категорий намолочено 164,1 тыс. тонн зерна в весе после  доработки (148,8% к уровню 2010г. и 86,4% к  целевому показателю).   Накопано 371,9 тыс. тонн картофеля (в 2,4 р. больше 2010 г.), собрано 167,0 тыс. тонн овощей (138,5% к 2010 г. и 87,9% к целевому показателю).

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади  посевов в 2011 году составил 12,0% при  плановом задании 15%.

Под урожай текущего года закуплено  и внесено 12,0 тыс. тонн  минеральных  удобрений (85,7% к целевому показателю). Сдерживающим фактором по увеличению объемов приобретения минеральных  удобрений является незначительная государственная поддержка, из федерального бюджета возмещено 11% от стоимости  удобрений, областного – 5%.

Доля обрабатываемой пашни в  общей площади пашни составила 63,1% вместо 71,0%, предусмотренных программой.

Введено в оборот 8,8 тыс. га неиспользуемой пашни (6,5 тыс. - целевой показатель). Сельхозтоваропроизводителям оказывается  поддержка из областного бюджета  на компенсацию части затрат по окультуриванию неиспользуемой пашни.

Информация о работе Стратегическое управление агропромышленным комплексом