Стратегическое управление агропромышленным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить перспективы развития АПК в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо рассмотреть цели и задачи стратегического управления в АПК;
определить принципы, формы и методы стратегического управления;
рассмотреть стратегию управления агропромышленным комплексом на современном этапе;
изучить аграрную политику в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
1.1 Понятие, цели и задачи стратегического управления 3
1.2 Принципы, формы и методы стратегического управления агропромышленным комплексом 3
Глава 2. Аграрная политика Российской Федерации. 3
2.1 Стратегия управления и развития АПК на современном этапе 3
2.2 Государственное управление в сфере АПК во Владимирской области 3
Заключение 3
Список использованных источников литературы 3

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегия управления АПК.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Обновление машинно-тракторного  парка в отрасли осуществлялось с привлечением средств в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Вместе с тем, влияние последствий  засухи 2009-2010 годов привело к снижению доходности  сельскохозяйственных товаропроизводителей и в значительной степени сдержало темпы обновления машинно-тракторного парка. Сельхозорганизациями приобретено тракторов 169 штук (в  пересчете на эталонные единицы) против 340 по плану, зерноуборочных комбайнов  – 25 штук (63 – по плану), кормоуборочных комбайнов – 59 штук (59 – по плану). Коэффициент обновления по тракторам, зерно- и кормоуборочным комбайнам  составил соответственно 5,7%, 4,9% и 16,3% (по программе – 9,5%, 9,4% и 16,7% соответственно). Энергообеспеченность сельскохозяйственного производства составила 182,7 л.с. на 100 га посевной площади (196 л.с. по программе).

В сложившейся ситуации, удельный вес прибыльных крупных и средних  сельхозорганизаций в их общем числе  составил 73,5% (90,7% - по Программе).

В 2011 году государственная поддержка  сельскохозяйственного производства области составила 1601,8 млн. руб. или 124,3% к уровню 2010 года. На реализацию мероприятий ДЦП «Развитие сельского  хозяйства Владимирской области  на 2009-2012 годы» направлено 96,6% бюджетных  средств, на ДЦП «Социальное развитие села на период 2009–2013 годов» - 3,4%. Расходы  консолидированного бюджета области  на сельское хозяйство в расчёте  на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции составили  0,02 рублей (0,03 руб. - по программе).

В отчетном году сельхозтоваропроизводители области получили 1147,7 млн. руб. субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам. Это позволило просубсидировать 4155,9 млн. руб. краткосрочных, 12057,2 млн. руб. инвестиционных кредитов и 280,5 млн. руб. кредитов, привлеченных малыми формами  хозяйствования. За 2011 год индекс физического  объема инвестиций в основной капитал  сельского хозяйства составил 107,1% (106,5% - по программе), что объясняется активным участием сельхозтоваропроизводителей в строительстве, реконструкции животноводческих помещений и приобретении племенного скота. В целях получения бюджетом области субсидий в Комиссию по координации вопросов кредитования АПК при Минсельхозе России было направлено 78 заявок для включения их в перечень инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих помещений, овоще- и картофелехранилищ, приобретение племенного скота, утверждено 75 заявок.

Развитие сельского хозяйства  определяет необходимость повышения  уровня благосостояния сельских жителей  и развития социальной инфраструктуры села. По данным Росстата средняя заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве в декабре 2011 года составила 15062,7 руб. или 140,5% к целевому показателю Программы.

В целях повышения эффективности  реализации мероприятий Госпрограммы и достижения целевых индикаторов  департаментом сельского хозяйства и продовольствия области проводилась деятельность в соответствии с соглашениями, заключенными администрацией области с Минсельхозом России, а также с соглашениями, заключенными департаментом с муниципальными образованиями, на основании которых в муниципалитетах приняты свои программы развития сельского хозяйства. Кроме того, с основными банками региона заключены соглашения о сотрудничестве в повышении финансовой устойчивости сельхозорганизаций.

Для реализации программы Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов на период до 2020 года и постановления  Губернатора области от 30.12.2010 № 1390 «О мерах реализации Закона Владимирской области «Об областном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в Департаменте приказом от 11.05.2011 № 117 утвержден План по повышению  эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и график его реализации.

В рамках расширения программно-целевого метода государственного управления департаментом сельского хозяйства разработана долгосрочная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 2012-2014 годы». В 2012 году планируется  разработка ДЦП «Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2013-2020 годы», которая объединит имеющиеся долгосрочные целевые и ведомственные программы в сфере сельского хозяйства.

 

 

 

 

Заключение

 

Стратегическое  управление АПК – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое  и социальное положение в аграрном секторе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические  меры существенно не изменили условий  сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические  ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение  цен на продукцию сельского хозяйства  и промышленных предприятий стали  следствием неэффективного сельскохозяйственного  производства в целом. Большая часть  сельскохозяйственных товаропроизводителей убыточна. Это говорит о том, что  требуется глубокое осмысление стратегии  и тактики проведения аграрных реформ. Основные направления аграрной политики, методы и формы их проведения, нуждаются  в постоянном мониторинге их эффективности, непрерывном совершенствовании.

Ситуация  в АПК неоднородна в разрезе  регионов. Это обусловлено ролью  стратегического управления АПК в возрождении сельского хозяйства. Это также свидетельствует о действенности государственных мер, предпринятых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК,  по поддержке товаропроизводителей сельского хозяйства».

Также, государство должно определить ориентиры и стратегию развития отечественного АПК для всех через новую государственную программу на 2013-2020 гг., обеспечить соответствующую правовую базу, механизм реализации программы стратегического развития, обеспечить контроль за их соблюдением и использовать достигнутые результаты для совершенствования стратегического управления АПК и экономики в целом. Без обратной связи, без анализа полученных результатов управления государством оно регулярно будет сталкивать с необходимостью решения одной и той же задачи несколько раз, что сегодня и происходит в России. Необходимо постоянное государственное управление по результатам. Именно этот принцип должен стать основой при разработке государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. и экономики страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
  2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон  от 29.12.2006 №264-ФЗ//
  3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
  4. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».
  5. Доклад Министра сельского хозяйства РФ «Об итогах реализации в 2010 году Госпрограммы на 2008-2012 годы и об эффективности использования средств государственной поддержки из федерального и региональных бюджетов»
  6. М., Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие Изд. 2-е. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008
  7. Современное состояние  агропромышленного комплекса России – стратегия управления / Управление в АПК/. вып.,  2009, № 7. с.12
  8. Стратегическое управление в региональных АПК / Управление в АПК/. вып.,  2008,  № 2, с.24
  9. Особенности  формирования управления в АПК / Управление в АПК/. вып.,  2007, № 9, с.29
  10. Адуков Р. Х. Качество государственного управления как фактор оценки прогнозов и развития АПК / АПК: экономика, управление/вып., 2011.
  11. Минасов М. М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса/АПК: экономика, управление/. вып., 2010.
  12. Ушачев И. А. Основные направления аграрной политики Российской Федерации/ АПК: экономика, управление/. вып., 2009.
  13. Шутьков А. С. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса /АПК: экономика, управление/. вып., 2010.
  14. Экономика сельского хозяйства/И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова.-М.: Колос, 2009.
  15. Хорохорин А.М. О проблемах функционирования АПК и путях их решения/ Экономист/. вып., 2008.
  16. Трушин Ю. К. Национальный проект по АПК / Экономист/вып., 2006.
  17. Трушин Ю.К Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист/ вып., 2008

 

 




Информация о работе Стратегическое управление агропромышленным комплексом