Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием. Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области………………………………………………………………….…….12-15
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……………………16-18
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-22
Заключение……………………………………………………………….......23-24
Список литературы ………………………………………………….…...….25-29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Кафедра Маркетинга и Муниципального Управления
Курсовая работа
По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»
на тему: «Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе.»
Тюмень, 2013
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического
развития Тюменской области……………………………………………………………
2.2 Социально-экономическая
ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………….…...….25-
Введение
Экономическая политика представляет
собой процесс реализации определенных
целей. Жизнь экономические
Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.
Интересно отметить, что в экономической теории понятие «благосостояние» активно разрабатывалось экономистами США и Англии, где возник даже специальный научный термин «экономика благоденствия». В качестве ведущей цели это понятие было определено и в рамках прежней, нерыночной советской экономики.
Однако практика показала,
насколько сложным в
Актуальность темы. В современных
условиях развития России на ряду с
социально-экономическим
Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.
Объект исследования данной курсовой работы является социально-экономическая система Тюменской области в территориальном аспекте, территориальные социально-экономические подсистемы экономики
Предметом исследования является Тюменская область
Глава1. Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1Цели и критерии социально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.[1]
Соответственно целям развития региона строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека (ИРЧ), разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
ИРЧ определяется как средняя арифметическая трех указанных показателей.
Наряду с интегральным показателем можно использовать отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
Целесообразно выделять долгосрочные
и краткосрочные цели и соответствующие
им критерии экономического развития
страны. Среди долгосрочных целей
– становление и развитие постиндустриального
общества, создание рабочих мест высшей
квалификации для будущих поколений,
повышение уровня жизни всех граждан
страны, включая уровень
Критерии экономического развития не всегда играют роль целевых ориентиров. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения – ВНП, ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.
Для оценки динамики развития
целесообразно использовать показатели,
оценивающие темпы
Чисто экономические показатели,
какими являются ВВП, душевой доход,
производительность труда и темпы
их роста, не могут в полной мере
оценить уровень социально-
Социально-экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.[2]
Так называемые базовые отрасли
перестают быть таковыми и никогда
не станут базовыми опять. Потребление
индивидуализируется, тиражность производства
падает происходит так называемая демассификация
производства. Углубляется его
Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организацией. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического развития страны в целом.
Стандартным способом оценки экономического развития регионов является оценка уровня производства (как правило, материального производства). Такая оценка сегодня является недостаточной и односторонней. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
При управлении развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений, а также уровень образования и квалификации людей – важнейшие параметры развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке – это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
Информация о работе Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе