Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием. Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области………………………………………………………………….…….12-15
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……………………16-18
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-22
Заключение……………………………………………………………….......23-24
Список литературы ………………………………………………….…...….25-29
Рис. № 1 Динамика объема инвестиций в основной капитал(млрд. руб.)[3]
Между тем, по своей инвестиционной
привлекательности для частных
инвесторов Тюменская область (без автономных
округов) немного превышает среднероссийский
уровень, отличаясь существенно более
низким, чем в России интегральным уровнем
инвестиционного риска - на 30%, но, в то
же время, чуть уступая среднему интегральному
уровню инвестиционного потенциала (на
5%). Одним из главных факторов, оказывающих
понижающее воздействие на инвестиционный
потенциал области, является недостаточный
объем внутренних инвестиционных ресурсов
региона – прибыли и амортизационных
отчислений организаций.
В Тюменской области имеются предпосылки
активизации инновационного процесса,
проявляющиеся в настоящее время единично
и, главным образом, на крупных предприятиях,
имеющих собственную научно-исследовательскую
базу. Наблюдается разобщенность в работе
субъектов инновационной деятельности.
Показатели инновационного развития экономики
области отстают от средних значений по
России и УФО.
Сдерживающими факторами
инновационного развития региона являются
недостаточная степень
5.Высокий уровень преступности .
В Тюменской области остаются
высокими показатели преступности, число
зарегистрированных преступлений за 2009
год составило 4103 единиц на 100 тыс. населения
(1 место по Уральскому федеральному округу).
В то же время по темпам роста преступности
Тюменская область не входит в число 10-ти
регионов с наибольшими темпами прироста
числа зарегистрированных преступлений
по итогам 2009 года, а в 2010 году обеспечено
снижение количества зарегистрированных
преступлений на 12,2% к уровню 2009 года (УФО
– 11,1%, Российская Федерация – 7,1%).
6.Негативное воздействие на окружающую
природную среду.
Отмечается
рост объемов выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные
водные объекты. Количество стационарных
источников выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу за период 2010-2012 гг. возросло
на 22%, при этом на очистных сооружениях
улавливается и обезвреживается лишь
около 30% от общего объема загрязняющих
веществ. Доля загрязненных сточных вод
в общем объеме стоков в 2012 году составила
28%. Существующие объемы рекультивации
нарушенных земель не обеспечивают должный
уровень их восстановления.[4]
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год |
В 2012году в экономике региона продолжался восстановительный рост. Существенно возросли объемы промышленного производства, увеличено производство продукции животноводства, отмечалось восстановление объемов строительных работ. Продолжена реализация ряда крупных инвестиционных проектов. Более благоприятная, чем в предыдущем году, экономическая ситуация способствовала восстановлению потребительского спроса. Поддерживался низкий уровень регистрируемой безработицы. В нормальном режиме работали учреждения социальной сферы и системы жизнеобеспечения. Осуществлена своевременная подготовка объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2011-2012годов. В полном объеме осуществлялось финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы бюджетникам, социальным и лекарственным обеспечением населения. Продолжался рост численности населения.
Промышленность Тюменской области По итогам 2012 года индекс промышленного производства составил 128,2% (в среднем по России - 108,2%), в том числе в добыче полезных ископаемых - 160,7%, в обрабатывающих производствах - 121,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 103%.
Добыча полезных ископаемых Добыто 5,2 млн. тонн нефти, что в 1,6 раза больше, чем в 20010 году. Добыча нефти в промышленных масштабах начата на новом Тямкинском месторождении. Добыча местных строительных материалов (песка, глины) увеличилась на 10,8%.
Обрабатывающие производства В обрабатывающем секторе прирост производства достигнут по большинству видов экономической деятельности, в том числе в производстве нефтепродуктов на 55,7%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 35,6%, прочих неметаллических минеральных продуктов - на 34,2%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 29,9%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 23%, пищевых продуктов - на 9,6%, в производстве машин и оборудования - на 7,4%. Производство дизельного топлива возросло в 2,4 раза, фанеры клееной - на 24,5%, древесно-стружечных плит - на 11,1%, минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий - на 63,3%, строительных металлических конструкций - на 41,3%, товарного бетона - на 31,2%, сборных железобетонных конструкций и деталей - на 11,5%. Значительно увеличился выпуск автомобильных аккумуляторов (на 44,7%), контрольно-измерительных приборов и инструментов - в 1,9 раза (в фактически действовавших ценах). Возросло на 49,6% производство труб и фитингов из полимерных материалов, в 2,1 раза лекарственных средств (в фактически действовавших ценах). Обеспечен прирост производства пищевой продукции: мяса и субпродуктов убойных животных - на 13,6%, мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы - на 6,4%, полуфабрикатов мясных замороженных - на 15,5%, полуфабрикатов мясных охлажденных - на 23,5%, колбасных изделий - на 5,9%, сыров - на 22,2%, товарной пищевой рыбной продукции - на 11,9%, муки - на 18,9%, цельномолочной продукции - на 10,8%, минеральной воды - на 17,5%.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды В 2012 году выработано 11,7 млрд. кВт-час электроэнергии (101,6% к уровню 20011 года). Производство теплоэнергии возросло на 9,6% до 16,2 млн. Гкал.
Агропромышленный комплекс Тюменской области Положительные тенденции в аграрном секторе экономики во многом обусловлены эффективной государственной поддержкой. В животноводстве продолжалось внедрение инновационных технологий с использованием лучших отечественных и зарубежных племенных ресурсов, строительство современных молочных комплексов. Для комплектования новых молочных комплексов и действующих товарных ферм в область с начала года завезено почти 2,3 тысячи голов племенных животных молочных пород зарубежной селекции. В результате на новую технологию содержания переведено более одной трети дойного поголовья общественных хозяйств, а доля племенного высокопродуктивного скота составляет в маточном стаде около 60%.[5]
|
Концепция социально-экономического развития Тюменской области разработана до 2015 года и на перспективу до 2020 года. Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил региона.
Стратегические приоритеты Тюменской области:
Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области подразумевает решение следующих задач:
Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2015 и 2020 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2015 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.
В этой связи параметры
внешней среды для развития Тюменской
области – тенденции и динамика
национальной экономики и
Сценарное представление
перспектив развития Тюменской области
предполагает идентификацию в каждом
из сценариев: целевой ориентации; институциональной
структуры (экономических условий
и механизмов, интересов различных
субъектов регионального
Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объёмами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области в частности.
Инновационный сценарий. Перспективы
инновационного роста Тюменской
области связаны с
Перспективное развитие Тюменской области будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики России.
Конкурентоспособность Тюменской области в долгосрочной перспективе будет определяться, в первую очередь, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих отраслей и видов деятельности её социальной и производственной сферы.
Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области:
1. Развитие научного потенциала Тюменской области. В этом направлении приоритетно решение следующих задач:
2. Развитие региональной инновационной инфраструктуры. В этом направлении приоритетно решение следующих задач:
3. Содействие развитию регионального инновационного кластера путём поддержки проектов по созданию инжиниринговых и сертификационных центров.
4. Разработка и реализация прорывных, мирового уровня технологических и научно-исследовательских инициатив и проектов. [6]
Заключение
Информация о работе Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе