Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием. Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области………………………………………………………………….…….12-15
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……………………16-18
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-22

Заключение……………………………………………………………….......23-24
Список литературы ………………………………………………….…...….25-29

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word (3).docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. № 1 Динамика объема инвестиций в основной капитал(млрд. руб.)[3]

 

Между тем, по своей инвестиционной привлекательности для частных  инвесторов Тюменская область (без автономных округов) немного превышает среднероссийский уровень, отличаясь существенно более низким, чем в России интегральным уровнем инвестиционного риска - на 30%, но, в то же время, чуть уступая среднему интегральному уровню инвестиционного потенциала (на 5%). Одним из главных факторов, оказывающих понижающее воздействие на инвестиционный потенциал области, является недостаточный объем внутренних инвестиционных ресурсов региона – прибыли и амортизационных отчислений организаций. 
 В Тюменской области имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в настоящее время единично и, главным образом, на крупных предприятиях, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Наблюдается разобщенность в работе субъектов инновационной деятельности. Показатели инновационного развития экономики области отстают от средних значений по России и УФО.  
 


Сдерживающими факторами  инновационного развития региона являются недостаточная степень коммерциализации интеллектуальной собственности и  неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов. 
 
5.Высокий уровень преступности .

 В Тюменской области остаются высокими показатели преступности, число зарегистрированных преступлений за 2009 год составило 4103 единиц на 100 тыс. населения (1 место по Уральскому федеральному округу). В то же время по темпам роста преступности Тюменская область не входит в число 10-ти регионов с наибольшими темпами прироста числа зарегистрированных преступлений по итогам 2009 года, а в 2010 году обеспечено снижение количества зарегистрированных преступлений на 12,2% к уровню 2009 года (УФО – 11,1%, Российская Федерация – 7,1%). 
 
6.Негативное воздействие на окружающую природную среду. 
 
          Отмечается рост объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные водные объекты. Количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за период 2010-2012 гг. возросло на 22%, при этом на очистных сооружениях улавливается и обезвреживается лишь около 30% от общего объема загрязняющих веществ. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме стоков в 2012 году составила 28%. Существующие объемы рекультивации нарушенных земель не обеспечивают должный уровень их восстановления.[4]

 

2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год

 

          В 2012году в экономике региона продолжался восстановительный рост. Существенно возросли объемы промышленного производства, увеличено производство продукции животноводства, отмечалось восстановление объемов строительных работ. Продолжена реализация ряда крупных инвестиционных проектов.

          Более благоприятная, чем в предыдущем году, экономическая ситуация   способствовала восстановлению потребительского спроса. Поддерживался низкий уровень регистрируемой безработицы.

          В нормальном режиме работали учреждения социальной сферы и системы жизнеобеспечения. Осуществлена своевременная подготовка объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2011-2012годов.

          В полном объеме осуществлялось финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы бюджетникам, социальным и лекарственным обеспечением населения. Продолжался рост численности населения.

 

Промышленность Тюменской  области

          По итогам 2012 года индекс промышленного производства составил 128,2% (в среднем по России - 108,2%), в том числе в добыче полезных ископаемых - 160,7%, в обрабатывающих производствах - 121,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 103%.

 

Добыча полезных ископаемых

          Добыто 5,2 млн. тонн нефти, что в 1,6 раза больше, чем в 20010 году. Добыча нефти в промышленных масштабах начата на новом Тямкинском месторождении. Добыча местных строительных материалов (песка, глины) увеличилась на 10,8%.

 

Обрабатывающие производства

          В обрабатывающем секторе прирост производства достигнут по большинству видов экономической деятельности, в том числе в производстве нефтепродуктов на 55,7%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 35,6%,  прочих неметаллических минеральных продуктов - на 34,2%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 29,9%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 23%, пищевых продуктов - на 9,6%, в производстве машин и оборудования - на 7,4%.  

          Производство дизельного топлива возросло в 2,4 раза, фанеры клееной - на 24,5%, древесно-стружечных плит - на 11,1%, минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий - на 63,3%, строительных металлических конструкций - на 41,3%, товарного бетона - на 31,2%, сборных железобетонных конструкций и деталей - на   11,5%.

          Значительно увеличился выпуск автомобильных аккумуляторов (на 44,7%), контрольно-измерительных приборов и инструментов - в 1,9 раза (в фактически действовавших ценах).

          Возросло на 49,6% производство труб и фитингов из полимерных материалов, в 2,1 раза лекарственных средств (в фактически действовавших ценах).

          Обеспечен прирост производства пищевой продукции: мяса и субпродуктов убойных животных - на 13,6%, мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы - на 6,4%, полуфабрикатов мясных замороженных - на 15,5%, полуфабрикатов мясных охлажденных - на 23,5%, колбасных изделий - на 5,9%, сыров - на 22,2%, товарной пищевой рыбной продукции - на 11,9%, муки - на 18,9%, цельномолочной продукции - на 10,8%, минеральной воды - на 17,5%.

 

 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

          В 2012 году выработано 11,7 млрд. кВт-час электроэнергии (101,6% к уровню 20011 года). Производство теплоэнергии возросло на 9,6% до 16,2 млн. Гкал.

 

 

Агропромышленный  комплекс Тюменской области

          Положительные тенденции в аграрном секторе экономики во многом обусловлены эффективной государственной поддержкой.

          В животноводстве продолжалось внедрение инновационных технологий с использованием лучших отечественных и зарубежных племенных ресурсов, строительство современных молочных комплексов. Для комплектования новых молочных комплексов и действующих товарных ферм в область с начала года завезено почти 2,3 тысячи голов племенных животных молочных пород зарубежной селекции. В результате на новую технологию содержания переведено более одной трети дойного поголовья общественных хозяйств, а доля племенного высокопродуктивного скота составляет в маточном стаде около 60%.[5]

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Стратегия развития Тюменской области

 

 

Концепция социально-экономического развития Тюменской области разработана до 2015 года и на перспективу до 2020 года. Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил региона.

 

Стратегические приоритеты Тюменской области:

  1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области.
  2. Повышение уровня и качества жизни населения.
  3. Повышение уровня здоровья населения.
  4. Обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры.
  5. Повышение безопасности жизни населения.
  6. Повышение эффективности государственного управления.

Обеспечение динамичного  и устойчивого экономического развития области подразумевает решение  следующих задач:

  • повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счёт усиления инновационной активности предприятий;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики;
  • развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров;
  • развитие эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса;
  • развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной);
  • развитие малого предпринимательства;
  • развитие туристско-рекреационной отрасли;
  • обеспечение сбалансированного территориального развития области.

Прогноз развития Тюменской  области на перспективу до 2015 и 2020 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2015 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.

В этой связи параметры  внешней среды для развития Тюменской  области – тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических  условий – заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых  также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.

Сценарное представление  перспектив развития Тюменской области  предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной  структуры (экономических условий  и механизмов, интересов различных  субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.

Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объёмами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области в частности.

Инновационный сценарий. Перспективы  инновационного роста Тюменской  области связаны с модернизацией  традиционной промышленности, созданием  ряда новых секторов в нефтегазосервисе, высокотехнологичных производств  в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, развитием региональной инновационной  и социальной системы. Развитие базовых  секторов экономики Тюменской области  в долгосрочной перспективе будет  связано с развитием нефтедобычи, глубокой переработки углеводородного  сырья и обслуживанием нефтегазового  комплекса ХМАО-Югры и ЯНАО.

Перспективное развитие Тюменской  области будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики России.

  • Первый этап (до 2015 года) базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях специализации Тюменской области.
  • Второй этап (2016 – 2020 годы) предполагает диверсификацию экономики области, повышение конкурентоспособности обрабатывающих и сервисных отраслей, улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды.
  • Третий этап (2021 – 2030 годы) – интенсивный качественный рост экономики области на новой технологической базе, высокий уровень и качество жизни населения.

Конкурентоспособность Тюменской  области в долгосрочной перспективе  будет определяться, в первую очередь, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих отраслей и видов деятельности её социальной и производственной сферы.

Основные направления  развития научно-инновационной сферы  Тюменской области: 

     1.    Развитие научного потенциала Тюменской области. В этом направлении приоритетно решение следующих задач:

  • определение приоритетных научных, научно-технических секторов, привлекательных для инвестирования;
  • увеличение расходов на НИОКР (преимущественно за счёт средств частных инвесторов), осуществление мер государственной поддержки фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок из областного бюджета;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы;
  • формирование единой региональной информационно-аналитической системы в целях проведения статистического учёта, инвентаризации и каталогизации результатов научных исследований, прикладных разработок и технологий, полученных организациями и предприятиями за счёт бюджетных средств.

 

      2.    Развитие региональной инновационной инфраструктуры. В этом направлении приоритетно решение следующих задач:

  • создание и развитие эффективной системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и разработок, выполняемых на базе технопарков;
  • развитие технопарка « Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменский технопарк);
  • создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание «технологических коридоров»), обеспечивающих эффективное продвижение инноваций от этапа НИР к коммерциализации и выпуску промышленной продукции.

 

      3.    Содействие развитию регионального инновационного кластера путём поддержки проектов по созданию инжиниринговых и сертификационных центров. 

     4.    Разработка и реализация прорывных, мирового уровня технологических и научно-исследовательских инициатив и проектов. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе