Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием. Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области………………………………………………………………….…….12-15
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……………………16-18
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-22

Заключение……………………………………………………………….......23-24
Список литературы ………………………………………………….…...….25-29

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word (3).docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

 

 

Масштабное привлечение  в экономику отечественных и  иностранных инвестиций является непременным  условием дальнейшего социально  экономического развития региона. Преодоление  инвестиционного кризиса выдвигается  в число первостепенных задач  современного этапа экономических  реформ. 
          Исходя из вышеизложенного материала, можно сказать, что все авторы единогласно считают Тюменскую область регионом, в котором инвестиционный климат благоприятен и инвестиционная активность находится на достаточно высоком уровне. Но наряду с этим я хотела бы отметить диспропорции инвестиционного потока: на отрасли топливно-энергетического комплекса приходится 78-80% валовых инвестиций, в то время как на остальные отрасли промышленности – только 3%. 
          На мой взгляд область обладает мощным инвестиционным потенциалом. Проблема заключается в том, что в регионе не созданы необходимые условия для реализации существующих возможностей. 
Например, низкая степень развития рыночной инфраструктуры не позволяет широко использовать в качестве источников инвестиций долгосрочные кредиты, средства негосударственных пенсионных фондов, сбережения населения. Это находит отражения в структуре источников инвестиций: на долю привлеченных средств приходится 12%, а на сбережения населения лишь 2% (в то время как собственному финансовому потенциалу отводится 80%). 
          Все авторы, говоря о «точках роста» Тюменской области, выделяют набор отраслей, перспективных с их точки зрения для инвестиций. Это нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесопромышленный комплекс. Но вместе с тем, необходимо помнить, что экономика – понятие комплексное и развитие одних ее частей без соответствующего развития остальных не представляется возможным.       Поэтому не следует забывать и о таких отраслях промышленности как легкая промышленность, машиностроение, стройиндустрия, пищевая промышленность и проч., а также сочетания инвестированной политики с налоговой, бюджетной и др. направлениями госрегулирования. Система мероприятий по привлечению и размещению инвестиций должна быть выстроена с учетом экономической ситуации в стране, в том числе последствий обострения финансово-экономического кризиса прошлого года, который существенно изменил условия и параметры развития на последующие годы. 
          Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации. 
          По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее: 
Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.  
Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест. 
В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.  
В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.  
В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику. 
В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке. 
          Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения. 
          В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально - интегрированных промышленных конгломератов при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.

Список литературы

  1. Аганбегян А.Г. Программно-целевое управление социалистическим производством. – М.: Экономика, 2009.
  2. Алимирзаев Г.Н. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. – 2000. – №3. 
  3. Андрианов А.Я. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 1996. №9
  4. Андрианов А.Я. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 1996. №9
  5. Ашхотова Э.А. Исследование категориального аппарата региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №23 (158).
  6. Аяцков Д.В. Регион и федеральный центр: проблемы взаимоотношений // Проблемы теории и практики управления. – 1999. – №3.
  7. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. – М.: Изд-во стандартов, 1994.
  8. Белова А. Россия лицом к лицу с Кризисом. Что делать? Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Ч.2. – М.: Институт современного развития, 2009.
  9. Беспалов М.В. Повышение конкурентоспособности региональной экономики посредством реализации эффективной государственной и региональной социально-экономической политики // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №19(154).
  10. Бухвальд Е.М. Российский федерализм: стартовая площадка нового тысячелетия // Федерализм. – 2000. – №1.
  11. Валентей С.Д. Маевский В.И. Новый этап в развитии отечественной школы региональных исследований // Федерализм. – 2009. - № 2.
  12. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. Под ред. ЛившицаЛ.Я,Никулиной Л.Н. М.: Высшая школа. 1994.
  13. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. Под ред. ЛившицаЛ.Я,Никулиной Л.Н. М.: Высшая школа. 1994.
  14. Воротилов В.А. Региональная экономика. – СПб.: ИСЭП РАН, 1993.
  15. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 224 с.
  16. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 224 с.
  17. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. – М., 1997.
  18. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. – М., 1997.
  19. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. – М.: Изд-во РАГС, 1999.
  20. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. – М.: Изд-во РАГС, 1999.
  21. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
  22. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
  23. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  24. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  25. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  26. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России // Регион: экономика и социология. – 1994, – №1.
  27. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.
  28. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.
  29. Данилов Н.И. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал. – 2000. – №3.
  30. Золотарева М.В. Модернизация федерализма: необходимость и возможность // Федерализм. – 2000. – №3.
  31. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  32. Информационное издание Lenta.ru (http://lenta.ru/articles/2010/01/20/hlop/).
  33. Копейкин М.А. Государство и институциональные реформы в России // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 4.
  34. Копейкин М.А. Государство и институциональные реформы в России // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 4.
  35. Крянев Ю.В., Кузнецова М.А. Региональное качество // Стандарты и качество. – 1998. – №2.
  36. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 308 с.
  37. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 308 с.
  38. Маркс К. , Энгельс Ф. Сочинения. Изд-е 2-е, Т.19. М.: Изд. политической литературы, 2009.
  39. Мартынов А.С. Применение интуитивных методов в процессе прогнозирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – №39(132).
  40. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Российская газета. – 2009. - № 11.
  41. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М.: Экономика, 1978.
  42. Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 568 с.
  43. Программа социально-экономического развития Тюменской области до 2010 года
  44. Развитие экономики регионов: учебное пособие. Под ред. Н.И. Каширских, И.В. Разорвина, И.Д. Тургель. Екатеринбург, 2002. 
  45. Регион: к новому качеству управления /Под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Падучина. М.: Издательство “Луч”. 2000. Спецкурс, Вып. 9. 320 с.
  46. Саликов М.С. Конституционный федерализм России: опыт десятилетнего развития// Федерализм. – 2003. – №3.
  47. Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Грабова О.Н., Стратегия устойчивого экономического и социального развития региона. –  Кострома: КГУ, 2003.
  48. Соколииский В.М., Исалова М.Н. Экономическая политика. Спецкурс// РЭЖ 1995. № 10, 11; 1996, № 1. 3.
  49. Соколинский В.М., Исалова М.Н. Макроэкономическая политика в переход ный период. — М.: Зенит, 1994.
  50. Солянская К. Интервью президента РФ Д.А.Медведева «Россия – это президентская республика» // Газета. ru, 25 марта 2008.
  51. Струмилин С.Г. Слово об экономических науках // Экономические науки. – 1975. – №1.
  52. Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной вл<span class="No

Информация о работе Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе