Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием. Цель обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области, обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
Задача определить актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты управления социально-экономическими процессами в регионе
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона ……4-7
1.2. Методы управления региональным развитием……………………....8-11
Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области………………………………………………………………….…….12-15
2.2 Социально-экономическая ситуация в Тюменской области за 2012год…………………………………………………..……………………16-18
2.3 Развитие Тюменской области…………………………………..…….19-22

Заключение……………………………………………………………….......23-24
Список литературы ………………………………………………….…...….25-29

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word (3).docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая  трудно измеримая субстанция, как  культура жизни населения. Положительная  динамика экономического развития региона  возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного  региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную  динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода  каждого, в том числе и в  экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных  мерах, защите прав потребителей, обеспечении  реальной свободы передвижений, которая  обеспечивается развитым рынком жилья.

 

 

 

 

 

1.2 Методы управления региональным развитием

 

Местные органы власти любого уровня – региона, города или района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и  предприятиям (содержание дорог, водотеплоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием  может осуществляться с помощью  многообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых  управленческих решений, посредством  которых местная администрация  стремится стимулировать развитие региона, создавать новые рабочие  места, увеличивать налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано все  местное сообщество.

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления  кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояний  в другое. Выход из кризиса может  оказаться болезненным, если экономические  процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет  активно воздействовать на процессы экономического развития, используя  местные преимущества и создавая новые.

Преодоление кризиса в  любой сфере жизни региона  напрямую связано с уровнем экономической  активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества. И поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете определяет успех той или иной социально-экономической политики.

Все возможные методы воздействия  региональной администрации на ход  социально-экономического развития можно сформулировать так:

  • создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
  • регулирование деловой активности;
  • прямая кооперация администрации и бизнеса.

Создание благоприятных  общих условий для развития деловой  активности. К таким условиям следует  отнести рыночную инфраструктуру, наличие  земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов  экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и городские вокзалы, аэропорт и т.д.

В странах Запада администрация  все чаще осуществляет инвестиции в  региональную инфраструктуру, предпринимает  определенные акции по реорганизации  земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов  бизнеса в регион. Администрации  российских регионов в условиях становления  рыночных отношений помимо этих видов  косвенного воздействия осуществляет прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой  для всех видов бизнеса: дороги, телефон, По отношению к земле также  можно совершать целенаправленные действия – объединять и дробить  земельные участки, выкупать и продавать  их, сдавать в аренду и даже передавать их в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении  земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой  деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным  фактором экономического развития любого региона в последнее время  стал международный фактор: чем интенсивнее  международные связи, тем больший  импульс, как правило, получает экономическое  развитие региона. Содействие международным  связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным  и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные  мотивы предпринимателей с целью  принятия ими необходимых для  данного региона решений. Это  достигается, в частности, путем  уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с  помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

Данные методы воздействия  на предпринимателей подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов  и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмерима меньшая, чем  разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.). Более  того, конкуренция между регионами  и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в  такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они  заранее уменьшают поступления  в бюджет.

Например, в 90-е годы в  отечественной практике организации  жилищного строительства стало  правилом строительство «с нагрузкой», когда частный инвестор получал  право на строительство (или капитальный  ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей  и коммуникаций.

Выделение соответствующих  зон использования земли для  жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного  использования оказывает влияние  на частных инвесторов, планирующих  развитие своей деловой активности. При планировании того или иного  строительства можно изменять обычные  правила застройки, тем самым  предоставляя конкретные льготы или  высвобождая средства под те или  иные программы.

Регулирование порядка правил застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта  возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его  развития.

Прямая кооперация администрации  и бизнеса. В случае реализации крупных  проектов развития городов иногда оказывается  целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить  проекты «Сити» и «Манежная площадь» в Москве. Будучи масштабными долгосрочными  проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций  и администрации города. В ряде случаев для организации деятельности в рамках одного проекта создается  смешанная компания. Однако в смешанных  компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного  секторов, всегда сложно согласовать  интересы развития города с конкретными  интересами, связанными с извлечением  прибыли. Чтобы избежать ненужного  перекоса в сторону частных интересов, прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом  планирования, достаточно эффективным  контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством местной  администрации.

Общемировой тенденцией последних  лет стал рост числа организаций  неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение  проблем экономического развития города. Как правило, это бесприбыльные  организации, которые могут оказывать  помощь частному бизнесу, содействовать  его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства  по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону  в целом.

Обеспечивая процесс экономического развития региона в целом, руководители местной администрации подчас действуют  как посредники, как «создатели коалиций», помощники реальных действующих лиц, используя разные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инструментами управления экономическим  развитием на региональном уровне являются создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации  и бизнеса (совместные проекты).

Для выхода из кризисного состояния  необходимы целевые планы, предусматривающие  комбинацию всех методов воздействия  на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом таких  программ может стать анализ баланса  результатов и затрат, связанных  с осуществлением программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ социально-экономического состояния Тюменской области

 

 

2.1 Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области

 
          Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на социально-экономическое развитие Тюменской области в средне- и долгосрочной перспективе, их взаимосвязь и зависимость от управленческих решений, позволил выявить следующие основные проблемы, отражающие специфику социально-экономического развития Тюменской области. 
 
1. Инфраструктурные ограничения развития (недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, недостаток и необходимость модернизации систем электро- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, каналов связи, транспортных терминалов и т.п.). Технические мероприятия по развитию системы теплоснабжения города Тюмени включают в себя мероприятия по строительству нового вывода от ТЭЦ-1 строительству новых тепловых сетей. Сумма, необходимая для их реализации, составляет 3 млрд. 752 млн. руб. (без НДС). 
 
          Существующая инфраструктура Тюменской области и ее качественные характеристики не в полной мере отвечают социально-экономическим потребностям экономики и населения области. Значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки. Износ основных фондов приводит к росту издержек и к определенному дефициту пропускных возможностей транспортной системы, систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации.  
 
        

 По оценке «РосдорНИИ», доля региональных (межмуниципальных) и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в 2009 году составила 46,5%. По федеральным дорогам данные показатели еще выше. 
 
          Уровень благоустроенности жилищного фонда явно недостаточен, причем ситуация на селе хуже, чем в городской местности.  
 
2. Недостаток квалифицированных специалистов рабочих специальностей, управленческого звена в целом ряде отраслей экономики.

 

Прогнозируемый рост промышленного  и сельскохозяйственного производства в Тюменской области обострит проблемы дефицита специалистов. По прогнозным данным потребность предприятий в кадрах в 2009 году составит 13,2 тыс. чел. Планируемый выпуск специалистов учебными заведениями всех уровней, дислоцированных на юге области (реалистический сценарий) до 2012 года, предполагает 22,6 тыс. человек. 
 
          Наличие значительной дифференциации средней заработной платы по отраслям промышленности, когда разрыв составляет до 4,4 раз между текстильной промышленностью (5345 рублей) и производством машин и оборудования (23391 рубль), создает проблемы привлечения квалифицированных рабочих в низкооплачиваемые отрасли. 
 
          Непопулярность рабочих профессий и демографический спад в 90-е годы обусловили снижение численности обучавшихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО) с 19,2 тыс. человек в 2009году до 12,9 тысяч в 2011 году, что вызвало высокую потребность предприятий-работодателей в рабочих кадрах в настоящее время. 
 
          Нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей, управленческого звена в целом ряде отраслей экономики обусловлена, наряду с падением престижа рабочих и инженерных профессий, также дисбалансом в подготовке специалистов (в том числе переизбытком выпускников высших учебных заведений, имеющих невостребованные направления подготовки), недостаточным уровнем диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению.  
 
3. Недостаточный технологический уровень и высокий износ основных производственных фондов на ряде предприятий промышленности и других отраслей. 
 
          Осуществление технического перевооружения предприятий промышленности и других отраслей происходит различными темпами. С одной стороны, отмечается обновление основных фондов и снижение степени их износа на предприятиях по таким видам экономической деятельности, как производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство неметаллических минеральных продуктов, сбор, очистка и распределение воды. С другой стороны, происходит значительное увеличение степени износа основных фондов в текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, производстве резиновых и пластмассовых изделий. Необходимо отметить, что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе промышленных организаций составил в 2009 году - 5,1%. 
 
          Сложности в процессе технологического обновления связаны с неравномерностью распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, а также кроятся в недостаточном объеме внутренних инвестиционных ресурсов предприятий – прибыли и амортизационных отчислений организаций. 
4. Объем привлекаемых внебюджетных инвестиций недостаточен по сравнению с экономическим и финансовым потенциалом области. 
Значительная доля инвестиций в основной капитал осуществляется в Тюменской области за счет средств бюджетов различных уровней.

Информация о работе Стратегическое управление социально-экономическими процессами в регионе