Стратегия и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).
Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…...3
1. Модель структуры управления и её три этапа.……………………………...4
2. Стратегия организации и её роль в обеспечении эффективного развития организации……………………………………………………………………….6
3. Факторы, влияющие на формирование стратегии организации………….13
4. Анализ сильных и слабых сторон организации……………………………15
5. Ключевые факторы стратегического успеха организаций………………...17
6. Стратегические альтернативы……………………………………………….20
7. Принципы управления по целям…………………………………………….22
8. Направления и методы стратегических изменений………………………..25
9. Модель процесса разработки стратегии организации в целом……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КР по менеджменту 2011.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 
 
 
 
 
 

Кафедра «Финансы и Менеджмент» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Менеджмент»

На тему: 

«СТРАТЕГИЯ  И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2011.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………....…...3

  1. Модель структуры управления и её три этапа.……………………………...4
  2. Стратегия организации и её роль в обеспечении эффективного развития организации……………………………………………………………………….6
  3. Факторы, влияющие на формирование стратегии организации………….13
  4. Анализ сильных и слабых сторон организации……………………………15
  5. Ключевые факторы стратегического успеха организаций………………...17
  6. Стратегические альтернативы……………………………………………….20
  7. Принципы управления по целям…………………………………………….22
  8. Направления и методы стратегических изменений………………………..25
  9. Модель процесса разработки стратегии организации в целом……………26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  используемой литературы……………………………………………...31

Приложение………………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Весь  процесс планирования в экономической  организации можно разделить  на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики  реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

      Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначально оно имело военное  значение и означало «искусство генерала»  находить правильные пути к достижению победы.

      Стратегия фирмы - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей.

      Другими словами, разрабатывать стратегию  действия фирмы, значит, определять общие  направления ее деятельности.

      Стратегией  не может быть простое определение  желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное - это еще не значит разработать стратегию Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия - прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

      Обычно  стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном  планировании.  
 
 
 
 
 
 

МОДЕЛЬ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ ТРИ ЭТАПА 

     В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:

    1. подготовительный, служащий основой информационного  обеспечения разработки стратегии;

    2. основной  этап - этап разработки стратегии; 

    3. заключительный  этап - этап реализации стратегии, корректировки и обратной связи.  

      На каждом этапе реализуются определенные функции (рисунок 1):

     Рис.1. Модель стратегического  управления организацией  

      на  первом этапе - это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;

      на  втором этапе - стратегическое планирование;

      на  третьем этапе   - стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

     Таким образом, основные функции выполняются  в процессе определенных взаимосвязанных  действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического  управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами стратегического управления являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.

     Сущность любой экономической системы проявляется в ее функциях. Особенностями стратегического управления являются, во - первых, нацеленность на достижение результатов во внешней среде, характеризующейся глобальной нестабильностью; во - вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в - третьих, итеративность и непрерывность процесса; в - четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:

  • в появлении дополнительных результатов по сравнению с предыдущими системами управления, таких как стратегия,  программа и др.;
  • в альтернативности стратегических решений и необходимости выбора;
  • в появлении многоуровневых иерархических решений (пространство или дерево целей, пространство стратегий и др.);
  • в появлении нескольких результатов выполнения одной функции, например, стратегическое планирование может завершаться стратегией, стратегическим планом, программой и другими результатами.
 
 
 
 

СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 

      Стратегия стоит на контроле соответствия между вашими мыслями (идея, видение и миссия) и поставленными конкретными целями и планом последующих действий. Стратегия отвечает на вопрос «Как получить желаемое?». Причем не просто получить, а получить при ограниченных ресурсах — минимальных затратах денег, времени и сил.

      Стратегия решает массу задач, но фактически она  принципиально описывает всю  последующую деятельность компании. Под стратегией понимается описание того, как будут достигаться цели, решаться существующие и возникающие  проблемы и распределяться необходимые для этого ограниченные ресурсы. На основе этого документа персонал компании сможет принимать взаимосвязанные решения, призванные обеспечить скоординированное и упорядоченное достижение целей.

      Все планы, бюджеты и процедуры, которые будут готовиться в компании после принятия стратегии, должны быть сделаны на основе документа «Стратегия компании» или приведены в соответствие с ним. Стратегия позволит вам сформировать стратегический (долгосрочный) план, а также осуществлять средне- и краткосрочное планирование в ключе единых стратегических целей. Исходя из этого, вы сможете быстро оценить соответствие действий, предпринимаемых персоналом компании, поставленным целям.

      Характеристика  документа «Стратегия компании»:

  • Описывает общие выбранные направления развития компании.
  • Описывает принципиальные действия, которые будет предпринимать компания для достижения поставленных целей.
  • Содержит принципы и правила принятия решений.
  • Указывает период, на который ориентирована стратегия (например, среднесрочное планирование на ближайшие 3-5 лет).
  • Средний объем документа — 1-3 страницы. В крупных компаниях стратегия может занимать десятки страниц.

      Стратегия должна отвечать на вопросы:

  • чего мы должны достичь;
  • что мы должны сделать для того, чтобы этого достичь;
  • как конкретно мы собираемся достигать поставленных целей;
  • что мы ни в коем случае не должны делать?

      Что нужно учесть при  разработке стратегии:

  • Соответствие целей стратегии состоянию внешней и внутренней среды — существуют ли возможности реализации стратегии, нет ли критических ограничений.
  • Оценку имеющихся ресурсов. Необходимо распределить ресурсы в соответствии с реализуемой стратегией, а также повысить эффективность используемых ресурсов за счет их перераспределения.
  • Внесение изменений в действующую организационную структуру и действующую систему работы. Предусмотреть изменения в компании, без которых реализация стратегии невозможна.
  • Возможность корректировки стратегического плана в том случае, если этого потребуют вновь возникшие обстоятельства.

      Внешние и внутренние стратегии  в компании

      Стратегии могут быть связаны как с внешней  средой компании — внешние стратегии, например стратегия конкуренции, так  и с внутренней — внутренние стратегии, например стратегия развития персонала:

  • Внешняя среда — внешние стратегии (рынки, конкуренты, политическая ситуация и т. п.)
  • Внутренняя среда — внутренние стратегии (продажи, персонал, финансы и т. п.)

      Своя  стратегия может быть у каждого  ключевого процесса в компании. Общая  стратегия компании может состоять из «подстратегий». 

      Пример: Стратегия выживания  в кризис

      В данной ситуации общая для компании стратегия «Выжить в кризис»  будет складываться из подстратегий каждого из подразделений компании. У каждого из подразделений будет  собственная стратегия. Если компания небольшая и подразделения не выделены, подстратегий по функциональным направлениям могут быть упрощены. Но их наличие является обязательным условием существования организации и ее эффективной работы. 

      Стратегия отдела продаж:

  • Повысить эффективность работы менеджеров на 10%.
  • Внедрить новую систему оплаты труда в ближайшие три месяца.
  • Сегментировать ассортимент по маржинальному и валовому доходу в ближайший месяц.
  • Внедрить технологии управления продажами программу лояльности для ключевых клиентов в ближайшие три месяца.
  • Оценить возможность снижения дебиторской задолженности.

      Стратегия отдела маркетинга:

  • Отсеять низкоэффективные рекламные средства.
  • Разработать предложения для привлечения новых клиентов.
  • Осуществлять регулярный анализ рынка, поиск нового ассортимента.
  • Проанализировать действия конкурентов, оценить возможность занять нишу конкурентов.

      Стратегия отдела персонала:

  • Провести оценку персонала, внедрить новую систему оплаты труда в ближайшие три месяца.
  • Перераспределить функциональные задач, увеличить эффективность работы персонала, провести обучение по темам «Управление временем», «Навыки планирования» в ближайший месяц.
  • Оценить риски, связанные с персоналом, провести мониторинг текущей ситуации (настроений) в офисе.

      Разработка  стратегии — задача руководства компании. В зависимости от детализации на разработку стратегии уходит 3-6 недель.

      Эффективность стратегии вы будете оценивать в  процессе работы. Стратегия — инструмент долгосрочный, поэтому результат  не следует оценивать ежедневно. Периодами оценки может быть, например, подведение итогов и анализ по истечении квартала или полугодия. Обращайте внимание на тенденции — важно, чтобы они соответствовали реализуемой стратегии.

Информация о работе Стратегия и стратегическое планирование