Стратегия и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).
Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…...3
1. Модель структуры управления и её три этапа.……………………………...4
2. Стратегия организации и её роль в обеспечении эффективного развития организации……………………………………………………………………….6
3. Факторы, влияющие на формирование стратегии организации………….13
4. Анализ сильных и слабых сторон организации……………………………15
5. Ключевые факторы стратегического успеха организаций………………...17
6. Стратегические альтернативы……………………………………………….20
7. Принципы управления по целям…………………………………………….22
8. Направления и методы стратегических изменений………………………..25
9. Модель процесса разработки стратегии организации в целом……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КР по менеджменту 2011.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

      Могут появиться новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут открыть новые перспективы развития или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемого плана действий. В этом случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и требуется внесение изменений.

      В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Будущее не всегда развивается в соответствии с нашими прогнозами. Поэтому часто приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора.

      В этом случае необходимо остановиться и провести тщательный анализ выявленных факторов. Если появление таких факторов было предусмотрено на этапе подготовки стратегии, просто внесите соответствующие изменения в план действий. Если же выявленные факторы не были предусмотрены и они являются критическими для дальнейшего развития компании, т. е. не позволяют достичь результата в запланированные сроки с запланированными ресурсами — вам придется пересмотреть свою стратегию.

      Причины неудач проектов реорганизации  компаний

  • Неточная формулировка проблемы, которая требует решения.
  • Выбрана неподходящая методика введения изменений.
  • Неправильно расставленные приоритеты; восприятие действий, необходимых для введения изменения, в качестве самого изменения.
  • Недооценка роли предубеждений в отношении вводимых изменений, а также усилий, необходимых для искоренения этих предубеждений.
  • Сотрудники, которые воплощают проект в жизнь, недостаточно осведомлены обо всех его аспектах.
  • Введение изменений изолировано в отдельно взятой области вместо того, чтобы пересмотреть работу компании в целом.
  • Недооценка роли человеческого фактора в процессе введения изменений.

      Признаки  нечетко сформулированной проблемы

  • Мало конкретных фактов, но много обобщений.
  • Не имеет четких границ — «проблема» на самом деле содержит в себе несколько проблем.
  • Много признаков проблемы, но не выявлено ни одной конкретной причины.
  • Проблема позиционируется как проблема личности.

      Правильная  постановка проблемы

  • Что не так?
  • Как долго присутствует эта проблема?
  • Что вызвало и/или способствовало возникновению проблемы?
  • Как отражается проблема на работе организации?
  • Что произойдет, если проблему не решить?
  • Каков наихудший вариант развития событий?
  • Каким образом эту проблему пытались решить раньше?
  • Кого еще касается эта проблема?
  • Кто ответственен за возникновение проблемы?
  • Не велика ли проблема для того, чтобы решать ее одномоментно?
  • А ту ли проблему мы решаем?
 

      Верное  решение проблемы: семь принципов формулировки адекватного решения:

  1. Каждая проблема уникальна. Попытки подобрать решение из числа готовых будут стоить вам дороже, чем разработка собственного, такого же уникального, как и проблема.
  2. Сосредоточьтесь на цели решения проблемы для расширения спектра возможных решений. Это может помочь ответить на вопрос «Ту ли проблему мы решаем?».
  3. Думайте перспективно.
  4. Думайте о проблеме, существующей в пределах системы. Что произойдет с системой, если проблема будет решена?
  5. Ограничьте количество перерабатываемой информации — всего вы все равно учесть не сможете.
  6. Важно как можно раньше привлечь к решению проблемы людей, которые это решение будут воплощать в жизнь.
  7. Ни одно решение не является окончательным. Это всего лишь шаг на пути постоянного совершенствования, оно тоже может быть подвергнуто улучшению. Планируйте дальнейшее развитие событий.

      Вопросы для проверки эффективности  выбранного решения

  • Чего конкретно вы бы хотели добиться?
  • Почему вы выбрали именно это решение?
  • По каким признакам вы определите, что нужный результат достигнут?
  • Что может стать препятствием на пути достижения результата? (Вероятный ответ: «Ничего». Если получен другой ответ, то это должно насторожить — необходимо еще раз проанализировать ситуацию.)
  • Каковы обстоятельства, в которых предстоит начинать проект, сроки осуществления и задействованный персонал?
  • Что еще изменится в системе после достижения результата?
  • Существует ли какой-нибудь риск?
  • Какие уже имеющиеся ресурсы будут задействованы для осуществления проекта?
  • Какие новые ресурсы необходимо привлечь для осуществления проекта?
  • Каков первый шаг на пути достижения результата?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ  ОРГАНИЗАЦИИ 

      В конкретной рыночной обстановке для  обеспечения осуществления миссии предприятия и достижения его  целей предназначен детальный всесторонний комплексный план, называемый стратегией. Рост предприятия в рыночных условиях при значительной конкуренции не может осуществляться без разработки стратегии. Чтобы выработать эффективную стратегию развития предприятия, необходимо знать факторы, влияющие на ее формирование. В экономической литературе существует множество понятий, которыми определяются явления, влияющие на выбор стратегии предприятия. Их можно обобщить следующим образом: ресурсы предприятия и условия роста.

      В качестве ресурсов предприятия целесообразно выделить следующие:

1. Кадры  (трудовые ресурсы).

2. Основные  фонды (средства).

3. Материальные  ресурсы. 

4. Финансовые  ресурсы. 

5. Информация.

      Условия роста предприятия необходимо подразделять на внутренние (выражающие определенные состояния внутренней среды предприятия) и внешние (отражающие состояние окружающей предприятие среды).

      В качестве внутренних условий роста  предприятий целесообразно выделить следующие:

1. Организации  (производства, снабжения, маркетинга  и сбыта, НИОКР).

2. Деловая  (хозяйственная культура).

      В качестве внешних условий роста предприятий можно выделить следующие:

1. Экономическую  ситуацию.

2. Политическую  ситуацию.

3. Социально-психологическую  ситуацию.

4. Законодательную  базу и государственное регулирование  экономики. 

5. Научно-технический  прогресс.

6. Конкурентную среду.

      Анализ  внешних условий роста российских предприятий позволяет сделать  вывод о том, что, несмотря на неблагоприятную  экономическую политическую ситуацию, есть ростки предстоящей стабилизации экономики, а затем и роста. Например, усиление конкуренции на товарных рынках, постепенное удаление с рынка продукции, не пользующейся спросом, развитие процедур банкротства и предприятий, проведение конверсии и ряд других процессов, свидетельствующих о постепенном начале структурной перестройки экономики.

      Основным  условием, сдерживающим рост, является неопределенность и непредсказуемость  действий властных структур. Внутренние условия роста российских предприятий  являются более благоприятными, чем  внешние. И это в значительной мере объясняется началом процесса адаптации российских предприятий к существующей экономической ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АНАЛИЗ  СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ОРГАНИЗАЦИИ 

      Пocлe aнaлизa и oцeнки фaктopoв внeшнeй cpeды pyкoвoдcтвo дoлжнo oпpeдeлить, oблaдaeт ли фиpмa внyтpeнними cилaми, чтoбы вocпoльзoвaтьcя oткpывaющимиcя вoзмoжнocтями, и кaкиe внyтpeнниe cлaбocти мoгyт ocлoжнить peшeниe бyдyщиx пpoблeм, cвязaнныx c внeшними oпacнocтями. Этим цeлям cлyжит aнaлиз cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции.

      Внyтpeнняя cpeдa opгaнизaции - это тa чacть oбщeй cpeды, кoтopaя нaxoдитcя в paмкax opгaнизaции. Онa oкaзывaeт пocтoяннoe и caмoe нeпocpeдcтвeннoe вoздeйcтвиe нa фyнкциoниpoвaниe opгaнизaции.

      Мeтoд, кoтopый иcпoльзyют для диaгнocтики внyтpeнниx пpoблeм, нaзывaют yпpaвлeнчecким oбcлeдoвaниeм.

      Внyтpeнняя cpeдa имeeт нecкoлькo cpeзoв, кaждый из кoтopыx включaeт нaбop ключeвыx пpoцeccoв и элeмeнтoв opгaнизaции, cocтoяниe кoтopыx в coвoкyпнocти oпpeдeляeт тoт пoтeнциaл и тe вoзмoжнocти, кoтopыми pacпoлaгaeт opгaнизaция.

      Кaдpoвый cpeз внyтpeннeй cpeды oxвaтывaeт:

  • взaимoдeйcтвиe мeнeджepoв и paбoчиx;
  • нaйм, oбyчeниe и пpoдвижeниe кaдpoв;
  • oцeнкy peзyльтaтoв тpyдa и cтимyлиpoвaниe;
  • coздaниe и пoддepжaниe взaимooтнoшeний мeждy paбoтникaми и т.п.

      Оpгaнизaциoнный cpeз включaeт в ceбя:

  • кoммyникaциoнныe пpoцeccы;
  • opгaнизaциoнныe cтpyктypы;
  • нopмы, пpaвилa, пpoцeдypы;
  • pacпpeдeлeниe пpaв и oтвeтcтвeннocти;
  • иepapxию пoдчинeния.

      В пpoизвoдcтвeнный cpeз вxoдят:

  • изгoтoвлeниe пpoдyктa, cнaбжeниe и вeдeниe cклaдcкoгo xoзяйcтвa;
  • oбcлyживaниe тexнoлoгичecкoгo пapкa;
  • ocyщecтвлeниe иccлeдoвaний и paзpaбoтoк.

      Мapкeтингoвый cpeз внyтpeннeй cpeды opгaнизaции oxвaтывaeт вce тe пpoцeccы, кoтopыe cвязaны c peaлизaциeй пpoдyкции:

  • cтpaтeгия пpoдyктa;
  • cтpaтeгия цeнooбpaзoвaния;
  • cтpaтeгия пpoдвижeния пpoдyктa нa pынoк;
  • выбop pынкoв cбытa и cиcтeм pacпpeдeлeния.

      Финaнcoвый cpeз включaeт в ceбя пpoцeccы, cвязaнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнoгo иcпoльзoвaния и движeния дeнeжныx cpeдcтв в opгaнизaции:

  • пoддepжaниe ликвиднocти;
  • oбecпeчeниe пpибыльнocти;
  • coздaниe инвecтициoнныx вoзмoжнocтeй и т.п.

      Выявив cильныe и cлaбыe cтopoны и взвecив фaктopы  пo cтeпeни вaжнocти, pyкoвoдcтвo мoжeт oпpeдeлить тe фyнкциoнaльныe зoны, кoтopыe тpeбyют нeмeдлeннoгo вмeшaтeльcтвa или мoгyт пoдoждaть, a тaкжe тe, нa кoтopыe мoжнo oпepeтьcя пpи paзpaбoткe cтpaтeгии opгaнизaции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЛЮЧЕВЫЕ  ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИЙ 

      Успешная  стратегия включает в себя изучение конкурентов, их слабых и сильных  сторон, определение их стратегий  и последующих действий. Важной задачей  является определение ключевых факторов успеха в отрасли.

      Ключевые факторы успеха – это общие для всех организаций отрасли управляемые переменные, реализация которых дает организации возможность улучшить свои конкурентные позиции.

      Ключевые  факторы успеха в  отрасли

      Для выработки заключения о привлекательности отрасли следует оценить следующие ключевые факторы успеха:

  • потенциал роста отрасли;
  • характер воздействия на отрасль главных движущих сил;
  • потенциал входа на рынок и выхода из него;
  • стабильность спроса;
  • усиление или ослабление конкурентных сил;
  • объем проблем, стоящих перед отраслью;
  • степень риска и неопределенности в будущем;
  • влияние движущих сил и конкурентных условий на прибыльность отрасли.

      В каждый фиксированный момент времени  отрасль имеет несколько (обычно 2 – 4) ключевых факторов успеха. Приведем наиболее общие типы ключевых факторов успеха:

  • Технологические факторы - объем научных исследований, способность совершенствования производственных процессов, способность совершенствования продукции, опыт в использовании принятых технологий.
  • Производственные факторы - эффективное производство с низкими затратами, высокое качество, доступ к источникам квалифицированной силы, дешевая разработка новых изделий, высокая гибкость производства.
  • Распределительные факторы - надежная сеть оптовых дистрибьюторов и дилеров, низкие затраты на сбыт, быстрая доставка.
  • Маркетинговые факторы - точное выполнение заказов покупателей, широкий ассортимент продукции, гарантии покупателям по послепродажному обслуживанию.
  • Организационные возможности - способность быстро реагировать на изменение рыночных условий, большой управленческий опыт.
  • Квалификационные факторы - ноу-хау по управлению качеством, опыт в использовании принятых технологий, способность быстро создать новую продукцию и продвинуть ее на рынок, умение создать эффективную рекламу.
  • Другие ключевые факторы успеха - высокая репутация у потребителей, низкие издержки, доступ к финансовым источникам, патентная защита.

Информация о работе Стратегия и стратегическое планирование