Стратегия лидерства по издержкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России. Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми «коллегами», изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов.

Файлы: 1 файл

стратегия лидерства по издерзкам.docx

— 221.56 Кб (Скачать файл)

 Глава 2 Анализ внутренней среды ОАО «Моторский лесокомбинат»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Моторский лесокомбинат»

 
        «Кредо», в свою очередь, придает компании внутреннюю целостность и призвано повысить интерес сотрудников к достижению общекорпоративных целей. Оно выражает мировоззрение компании (стратегические ориентиры) и основные убеждения, взгляды (тактические направления). Основной акцент здесь делается на: философию, систему ценностей, основу   конкурентоспособности, внутреннюю культуру организации. Свою миссию организация видят в устойчивом развитии на лесном рынке Красноярского края и Курагинского района, производстве только высококачественной и востребованной продукции по оптимальным ценам. Основная долгосрочная цель предприятия заключается в создании производственного комплекса с полным циклом производства и переработки практически любой лесоопродукции. В иерархии корпоративных ценностей главное место занимает девиз «клиент всегда прав», который является для коллектива не просто красивыми словами, а четким руководством к действию. Это делает сотрудничество с ОАО «Моторский лесокомбинат» не только выгодным, но и комфортным.  

        Моторский леспромхоз в Курагинском районе был организован в 1961г. До начала 70-х годов прошлого века, это было полукустарное производство, и только после передачи леспромхоза в подчинение Главку лесозаготовок Министерства сельского хозяйства предприятие стало планомерно развиваться. В 1971 году была открыта автомобильная дорога, круглогодичного действия Можарка-Черемшанка-Жаровск по которой было организовано автобусное сообщение. Дорога позволила связать с центром района, ранее отрезанный от него Черемшанский сельский Совет со всеми его населенными пунктами и часть сел Можарского сельского Совета. С 1972 года в поселке Курагино началось строительство производственных объектов на новой промплощадке. Мощности новых производств позволяли перерабатывать до 200 тысяч кубометров древесины. Производственный цикл, включая в себя заготовку древесины в тайге, вывозку её собственным транспортом в Курагино, переработка её в целях лесопиления и дерево обработки, отгрузка потребителями в железнодорожных вагонах. 
Для этого были построены два лесопильных цеха, деревообрабатывающий цех, цех арболитовых панелей, большое гаражно-ремонтное хозяйство, мощная котельная, подъездной железный тупик. Для круглогодичной бесперебойной вывозки древесины был построен мост через реку Кизир в районе села Имисс. С началом экономических реформ объемы производства значительно упали, но косяк коллектива и все основные производственные мощности сохранились и в настоящее время лесокомбинат работает в две смены, занимаясь в основном распиловкой ангарской древесины на экспортные пиломатериалы для чего работают три цеха по лесопереработке. 
На данный момент наименование предприятия - ОАО Моторский лесокомбинат, на предприятии работает 21 человек.   
         ОАО Моторский лесокомбинат имеет свою давно сложившуюся организационную структуру. Под структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. На примере предприятия рассмотрим его структуру и сделаем анализ. Схема оргструктуры представлена на рисунке 2.1. 
 
Рисунок 2.1 – Организационная структура предприятия  
Организационная структура предприятия ОАО Моторский лесокомбинат имеет 5 уровней. Нулевой уровень это Директор, на Первом уровне находится 4 звена, в которые входят Главный бухгалтер, главный инженер лесопильного цеха, Отдел кадров и Заведующий хозяйственными делами, ко второму уровню относятся - рабочий котельной, пилорамщики, механики, столяр, в третьем уровне следующие работники - водитель, охрана и технический персонал. Данная схема показывает взаимосвязь и подчинение всех работников данного предприятия, здесь четко прослеживается зависимость определенного рабочего звена подчинению более высокому звену. Во главе предприятия находится Совет директоров, в свою очередь ему подчиняется Директор предприятия, в его подчинение 4 человека. Можно отметить по такой оргструктуре, что предприятие небольшое.Данная оргструктура - линейная структура строится в соответствии с иерархическим принципом подчиненности. Все связи внутри подразделения осуществляются через вышестоящего руководителя. Часто, чтобы принять не очень важное решение по спорному вопросу, надо передать информацию от рядового исполнителя на вершину «пирамиды» - главному начальнику и обратно по тому же пути. Формальные, административные методы работы (по инструкции) - это плата за рост организации, объективная и необходимая реакция на превышение объема информации и количества проблем над возможностью компании их перерабатывать. Количество работающих человек в ОАО Моторском лесокомбинате за годы существования организации было различное, но имело тенденцию к сужению штата работников. Продемонстрировать наглядно данный показатель по численности рабочих представлено в таблице 2.1 за период 2004-2008гг.  
На рисунке 2.2 показана динамика численности рабочих ОАО Моторского лесокомбината за период 2004-2008гг.  
 
Рисунок 2.2 - Динамика количества работающих в ОАО Моторский лесокомбинат за 2004-2008гг., человек.  
Самая высокая численность рабочих за 2004-2008гг. была в 2004 году, на предприятии трудилось 110 человек. В последующие годы численность работников предприятия начала снижаться и достигла к 2008 г. - 21 человека. Следовательно, средний темп снижения за период анализа составил 22,9 %. За последний год сокращение численности работников было самым значительным и составило 74 %.   
          ОАО Моторский лесокомбинат позиционирует себя, как предприятие с основным видом деятельности - производство пиломатериалов, так же предприятие занимается рядом других услуг. Виды деятельности, которые существуют на данный момент и приносят прибыль.   
 
1. Производство лесопродукции (пиломатериалы разной величины, как обрезной, так и необрезной, брус) и разную продукцию (половая доска, вагонка, обналичка, штакетник разных пород дерева. Основное направление компании - производство пиломатериалов. Продажи осуществляются со склада. Товар проходит строгий контроль качества. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТ и ТУ. Просмотреть полный список продукции можно в Приложении А.  
2. Сдача в аренду различного оборудования и цехов. Оборудование: сортировочный транспортер ЛТ-182, Пиловочник, Сортиментовозы, Челюстные погрузчики, КСП-10к, Горизонтальный ленточнопильный станок BN-111, Сушильная камера.  
3. Предоставление услуг железнодорожной ветки. Загрузка, разгрузка вагонов. 
4. Продажа ГСМ. Продается: бензин автомобильный, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, масла для карбюраторных и дизельных двигателей. Продажа горюче-смазочных материалов осуществляются со склада в п.г.т. Курагино.  
5. Продажа продуктов питания в розницу. Предприятие имеет 9 собственных магазинов, которые находятся на территории Курагино о п. Черемшанка. 
 
1. Местный рынок. Данная территория включает в себя потребителей, как физических лиц, так и различных организаций, предприятий на территории Курагинского района.  
2. Региональный рынок. В данную зону входят организации, которые находятся в пределах Красноярского края и Сибирский Федеральный Округ. 
3. Национальный рынок. Включает в себя территорию Российской Федерации. 
4. Международный рынок. Рынок покупателей за пределами России. 

ОАО Моторский лесокомбинат не имеет собственных лесозаготовительных зон, поэтому предприятие заинтересована в постоянных контактах с поставщиками сырья. Для предприятия главным ресурсом является пиловочник, дальше он подвергается обработке и идет в продажу в виде пиломатериала, горбыля, бруса различных размеров, либо из него изготавливаются другие товары. Предприятие имеет два источника получения ресурса, поставщиками являются (рисунок 2.4):  
 
1. ООО ЛесЭкспресс (данный поставщик поставляет 31,4 % пиловочника предприятию), находится в г. Красноярске – доставляют через железнодорожные пути ангарскую сосну для переработки;  
 
2. Владельцы лесопильных зон, которые имеют постоянные участки таких зон (общий вклад в поставки составляет 68,6 %).  
 
 
Рисунок 2.5 – Уровни канала сбыта ОАО Моторского лесокомбината 
Проследим динамику прибыли ОАО Моторский лесокомбинат за 2004-2008гг. На рисунке отображена прибыль с учетом коэффициентов инфляции. 
 
 
По результатам деятельности ОАО Моторский лесокомбинат прибыль носит нестабильный характер, на это указывают данные. За анализируемый период в 2007г. была получена максимальная прибыль предприятием в размере 171,6 млн. руб.

Для анализа вклада каждой товарной группы общий вклад прибыли рассмотрим следующие данные.  
Таблица 2.2 - Доля каждой товарной группы в прибыль ОАО Моторского лесокомбината.

 

 
№ п/п

 
Год 
 
Товарная группа

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
1

 
Лесопродукция

 
32,0

 
27,7

 
28,0

 
20,0

 
17,0

 
2

 
Аренда оборудования

 
0,5

 
1,3

 
2,0

 
3,0

 
3,0

 
3

 
Услуги ж/д путей

 
22,0

 
24,1

 
25,0

 
27,0

 
32,0

 
4

 
Магазины

 
43,5

 
46,8

 
44,0

 
49,0

 
47,0

 
5

 
Продажа ГСМ

 
2,0

 
0,2

 
1,0

 
1,0

 
1,0

 

 
Итого

 
100,0

 
100,0

 
100,0

 
100,0

 
100,0


 
На протяжении 2004-2008гг. самую большую долю занимает три торговые группы - это розничная торговля продуктами питания, продажа лесопродукции и услуги железнодорожных путей. На втором месте аренда оборудования - среднее значение доли в общую прибыль составляет 2 %. И самый меньший вклад приносит продажа ГСМ около 1 % . 
 
        Наблюдается сокращение вклада в общую прибыль предприятия лесопродукции, в 2004г. процент составлял 32 %, и затем постепенно стал снижаться, на конец 2008г. он составлял уже 17 %. Большой спад произошел в 2006-2007гг. где показатель уменьшился в 1,4 раза. Разница между 2004 и 2008гг. составила 15 %. Аренда оборудования имеет один из наименьших процентов в составлении прибыли предприятия, тем не менее за рассматриваемый период он вырос на 2,5 %. Товарная группа по предоставлению услуг железнодорожной ветки увеличивался и относительно 2004г. на 10 %. Самая большая доля товарной группы приходится на продажу продуктов питанию в рознице и составляет 47 % на 2008г. показатель имеет характер уменьшения и увеличения и в конечном итоге был увеличен на 3,5 %. Продажа горюче-смазочных материалов уменьшилась в половину. Каждая товарная группа занимают определенную позицию по матрице BCG. Проследим движение каждой товарной группы на примере данной матрицы.

 
 Товарные группы разместились следующим образом:  
 
1. Зона «Знак вопроса». В данную область попадают товарные группы – Аренда оборудования (2006г.) и Продажа ГСМ (2007г.).  
 
2. Зона «Дойных коров». Здесь находятся три группы - Лесопродукция, Магазины, Услуги ж/д путей.  
 
3. Зона «Собак». В 2007 году было уменьшение темпа роста и доли рынка товарной группы Аренда оборудования по сравнению с предыдущим годом.  
 
4. Зона «Звезда». Продажа ГСМ перешла в данную зону в 2007г. Увеличился показатель темпа роста.  
 
 
Рисунок 2.8 - Динамика прибыли товарных групп ОАО Моторского лесокомбината 
Технологический процесс лесопереработки включает в себя следующие этапы (рисунок 2.8.):  
 
1. Склад сырья. Склад сырья предназначен для приема, хранения, сортировки (по диаметрам, сортам, породам и т.д.) круглых лесоматериалов перед подачей их в лесопильный цех. Емкость склада составляет 750 000 м3. Годовой объем поступающего на склад сырья составляет 192 000 м3. Пиловочник поступает на предприятие автотранспортом (сортиментовозами) и разгружается гидроманипуляторами. Со склада несортированный пиловочник фронтальным погрузчиком подается на грузовой стол устройства КСП-10кс, которое осуществляет поштучную выдачу пиловочника на окорочный станок и далее, уже окоренный, поступает на сортировочный транспортер ЛТ-182 (производство ЗАО «ЛесМаш» г.Екатеринбург). Транспортер в автоматическом режиме осуществляет сортировку бревна по диаметрам с градацией 2 см и раскладывает пиловочник в 16 карманов-накопителей. Производительность транспортера составляет не менее 300 м3 в смену. После наполнения карманов-накопителей происходит их выгрузка челюстным погрузчиком, с последующей укладкой пиловочника в штабель, высотой 3,5 - 4 метра. На складе сырья одновременно работают два фронтальных челюстных погрузчика типа «Амкадор», один из которых осуществляет сортировку сырья, второй - подачу отсортированного по диаметрам пиловочника в лесопильный цех.  

 
        Годовой объем распиливаемого сырья составляет 192 000 м3 в год. Цех состоит из двух независимых потоков. На основной поток (линия «Storti», производство – Италия), подача пиловочника осуществляется устройством поштучной выдачи бревен КСП-10к (производство ЗАО «ЛесМаш», г.Екатеринбург) в автоматическом режиме. На линии «Storti» происходит распиловка всех круглых лесоматериалов, максимальный диаметр которых не превышает 45 см. На втором потоке происходит распиловка бревен, диаметр которых больше 45 см, а также пиловочника, имеющего кривизну более допустимых пределов. Для этих целей приобретен горизонтальный ленточнопильный станок BN-111 фирмы «Wimmer» (Германия). Обрезной пиломатериал, выпиленный из центральной зоны бревна, с основного лесопильного потока (фирма «Storti»), укладывается на участке пакетирования «толстых досок» в пакеты, затем транспортируется вилочным автопогрузчиком грузоподъемностью на площадку формирования сушильных пакетов. Боковые доски, а также доски, поступающие от ленточнопильного станка BN-111, поступают на торцовку проходного типа ПТ-1, где торцуются в размер согласно ГОСТу, и укладываются в плотные пакеты, согласно линейных размеров и заданных сортов. Обрезки досок с линии торцовки линии ПТ-1, а также горбыль с обоих потоков и обрезь с кромкообрезного станка, поступают на транспортер удаления отходов, который проходит через весь цех и задает отходы в рубительную машины МРГ-20Б (производство Гачинского завода бумагоделательного оборудования), где они дробятся с получением щепы различных фракций. В результате в бункере-накопителе БН-24 (фирма «Консар» г. Саров), образуется смесь щепы и опила, которая по транспортеру подается либо в топливный склад котельной, либо сортируется на 3 фракции, с получением фракции технологической щепы марки Ц-1, пригодной для использования в гидролизном производстве при получении бумаги.   
 
3. Сушильный цех. Сушильный цех состоит из 5 сушильных камер конвективного типа фирмы «Гермолес» (г. Великий Новгород). Три камеры емкостью 120 м3 и четыре камеры емкостью 60 м3 пиломатериала. После сушки и кондиционирования доски подаются вилочным автопогрузчиком на участок доработки сухих пиломатериалов, состоящий из линии разборки сушильных пакетов и торцовки досок ЛРТ-1 (производство «Северный Коммунар» г. Вологда), где происходит разбор сушильного пакета на доски, торцовка досок на необходимый размер, а также удаление дефектов, возникающих в процессе сушки. Затем, при помощи сортировочного транспортера ТСП-4 (производство «Северный Коммунар» г. Вологда), доски сортируются и укладываются в плотные пакеты, согласно линейным размерам и сортов.   
 
4. Котельная. Получаемая в результате дробления щепа используется в качестве топлива в котельной. Основным оборудованием котельной служат два котла (производство фирмы «Сибтек» г. Тюмень), мощностью 1,5 МВт каждый. Топливо к котлам поступает в автоматическом режиме из механизированного склада объемом 120 м3. Тепло, получаемое в результате сгорания древесных отходов, используется для конвективной сушки пиломатериалов до транспортной влажности (18-200С) в сушильных камерах, а также для отопления всего предприятия. Процесс горения топлива задается оператором и происходит в автоматическом режиме. Согласно техническим характеристикам установленных котлов, котельная потребляет в час 1 600 кг. топливной смеси, состоящей из коры, опила, щепы. В год в котельной сжигается 17 850 м3 отходов, что составляет примерно 35% всех отходов лесопиления.   
 
5. Склад готовой продукции. Высушенный до транспортной влажности пиломатериал, рассортированный по линейным размерам и сорту, укладывается в пакеты сечением 1 200х1 200хL (длина пиломатериала). Упаковывается в солнцезащитную полимерную пленку, при помощи пресса стягивается стальной лентой, и вилочным автопогрузчиком, грузоподъемностью 8 тонн, перемещается на склад готовой продукции.  

 

 

 

 
Рисунок 2.9 - Этапы производства продукции 
Можно сделать выводы, что отходы присутствуют на двух этапах, на первом в виде коры, сучьев, щепы, опилок, и на втором - обзол (рейки с корой), опилки. Все отходы поступают в котельную, которая отапливает комплекс предприятия. Общий вес отходов в год равняется 17 850 м3.   

                              2.2 Оценка финансового положения

 
Анализ финансового состояния - это неотъемлемый элемент, как финансового менеджмента, так и экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой. Предметом финансового анализа является финансовое состояние предприятия, позволяющее оценить текущее финансовое состояние и изменения, происходящее в финансовых результатах деятельности предприятия.  
Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатам эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку её текущему финансовому положению.  
Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы: 
- имеет ли фирма прибыль по результатам своей деятельности за год; 
- в состоянии ли фирма выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации фирмы в связи с недостатком ресурсов. 
Анализ финансовой отчетности проводиться для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами. В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:  
- Абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения   
средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размерах полученной прибыли, системе распределения дивидендов; 
- Сравнимые процентные показатели для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;  
- Анализ горизонтальных процентных изменений, характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет; 
Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями финансовой отчетности.Финансовые коэффициенты используются для оценки  деятельности и при принятии управленческих решений.Элементы данного анализа в той или иной комбинации, равно как и результаты анализа; входят и число основных аргументов при принятии весьма разнообразных управленческих решений как в отношении собственно предприятия, так и других субъектов хозяйствования, сегментов рынков, взаимоотношений с бюджетом, кредитными учреждениями и др.Подобный анализ выполняется по данным публичной бухгалтерской отчетности и потому достаточно хорошо структурирован.  Показатели, которые рассчитывались на примере ОАО Моторского лесокомбината были рассчитаны за период 5 лет. 

Информация о работе Стратегия лидерства по издержкам