Стратегия повышения конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - изучить сильные и слабые стороны компании ОАО «Электроприбор» и на основе анализа разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие конкурентных преимуществ, рассмотреть их виды;
2) провести анализ конкурентных преимуществ ОАО «Электроприбор»;
3) разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Электроприбор».

Файлы: 1 файл

Стратегический менедж.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Организационные методы управления конкурентными преимуществами объектов включают:

  1. методы организации маркетинговых исследований, НИОКР, технологической подготовки производства, изготовления продукции, сервисного обслуживания ее потребителей;
  2. методы обеспечения организованности процессов
  3. методы разработки и реализации организационных проектов

Названные методы должны применяться при решении любых вопросов на любой стадии жизненного цикла объектов.

 

    1. Методы оценки эффективности конкурентных преимуществ

 

В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности продукции нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает  свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует.

 Оценка конкурентоспособности  продукции представляет собой  сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно,  любой объект - это не что иное как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения. Конкурентоспособность продукции является значимым показателем конкурентоспособности предприятия.

 Большинство методов  оценки конкурентоспособности предприятий  основаны на применении различных  коэффициентов для анализа производственной  деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д

 Основные показатели  конкурентоспособности фирмы:

    1. экономический потенциал и эффективность деятельности;
    2. уровень управления;
    3. производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки;
    4. научно-исследовательский потенциал;
    5. финансовое положение;
    6. репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
    7. состояние и квалификация трудовых ресурсов.

 Конкурентоспособность - это та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке конкурентоспособности учитываются не только совокупность показателей,  относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии важные для потребителей конкретного рынка.

 Однако прежде чем  рассчитывать количественное значение  показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных  исследований.

 На первой стадии  проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.

 На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.

 На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

 Рассмотрим некоторые  методы оценки уровня конкурентоспособности  производителя:

1. метод сравнительных преимуществ;

2. метод равновесия фирм и отрасли;

3. структурно-функциональный метод;

4. метод «профилей» и качества;

5. матричный метод.

1. Изучение конкурентоспособности  с позиций сравнительных преимуществ. В соответствии с законом сравнительных  преимуществ, предприятие специализируется на производстве тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле. Обладание предприятием преимуществами, позволяющими обеспечить относительно более низкие издержки производства в какого-либо товара, является предпосылкой для завоевания данным товаром сильных рыночных позиций, т. Е. для его конкурентоспособности.

2. Метод равновесия фирм  и отрасли. Под равновесием понимается  такое состояние, когда у производителя  не существует стимулов для  перехода в другое состояние, т. Е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке). В условиях равновесия производителя (при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Методы оценки конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия и факторов производства, хотя и могут использоваться в отношении фирм и отраслей экономики, все же имеют существенные ограничения в своем применении. Во-первых, теория равновесия производителя была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции. Во-вторых, данный метод строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия.

3. Структурно-функциональный метод. Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана исходя из знания уровня монополизации отрасли, т. Е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. Теория международного маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность фирмы. Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности компаний:

1. потенциал рынка (возможная  емкость);

2. легкость доступа;

3. вид товара;

4. входные барьеры;

5. однородность рынка;

6. структура отрасли пли  конкурентные позиции фирм;

7. степень вовлечения  фирм в данную отрасль;

8. возможность технологических  нововведений;

9. экономия на масштабе;

10. диверсификация фирм.

 Вторым методом определения  критерия эффективной конкуренции  служит функциональный подход. Главную  роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д.

4. Метод «профилей» и качества Оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции осуществляется «методом профилей». Он базируется на положениях теории маркетинга и используется консультационными фирмами Западной Европы. Выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами.

5. Матричный метод. Основано на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла. В середине 70-х годов маркетинговая организация «Бостон консалтинг групп» разработала матричную методику оценки конкурентоспособности различных товаров, которая впоследствии применялась не только для анализа характеристик товаров, но и при изучении конкурентоспособности «стратегических единиц бизнеса» - товаров, сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. О конкурентоспособности можно также судить по ряду экономических показателей, содержащихся в финансовой отчетности фирм:

      1. если стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, значит, спрос на нее растет (при этом необходимо учитывать фактор инфляционного роста цен);
      2. отношение прибыли к объему продаж (в случае увеличения может означать повышение конкурентоспособности);
      3. отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов;
      4. отношение объема продаж и стоимости нереализованной продукции дополняет два предыдущих и в случае уменьшения означает снижение спроса или перепроизводство продукции;
      5. загрузка производственных мощностей;
      6. портфель заказов;
      7. объем и направления капиталовложений.

 Цели будут определять  выбор тех или иных показателей, характеризующих фирму, которые  ставит перед собой предприятие  при выборе иностранного партнера. Но наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и качество ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал.

 

 

  1. Анализ конкурентных преимуществ ОАО «Электроприбор»
    1. Краткая характеристика ОАО «Электроприбор»

 

Открытое акционерное общество  ОАО «Электроприбор» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01. 07. 92 г. №721 и является правопреемником Чебоксарского производственного объединения «Электроприбор». Акционерное общество «Электроприбор» зарегистрировано Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 30. 12. 92 г. № 669/2. Общество является коммерческой организацией, уставной капитал которого разделен на 55313 акций и составляет 13828250 (тринадцать миллионов восемьсот двадцать восемь тысяч двести пятьдесят) рублей, удостоверяющий обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к Обществу. Учредителем Общества является Мингосимущество Чувашской Республики. Основной задачей Общества является разумное ведение производственно-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли и использования ее в интересах развития Общества и повышения благосостояния его членов. Основными видами деятельности акционерного Общества являются:

    1. разработка и производство электроизмерительных приборов, измерительных преобразователей;
    2. подготовка и освоение новых видов продукции, работ, услуг и технологий их выполнения;
    3. осуществление в качестве заказчика или иным способом работ по реконструкции и  технологическому перевооружению объектов Общества;
    4. сервисное обслуживание изделий;
    5. поиск и подбор партнеров для осуществления совместной деятельности;
    6. маркетинговые исследования, изучение и определение рынков сбыта выпускаемой продукции и новых изделий Общества;
    7. торгово-закупочная и снабженческая деятельность, в том числе закупка комплектующих изделий, необходимых для хозяйственной деятельности Общества;
    8. конструкторские и проектные изыскания.

Выпускаемые приборы применяются в следующих отраслях:

  1. атомная энергетика;
  2. энергетика;
  3. химия;
  4. нефтехимия;
  5. нефтяная промышленность;
  6. газовая промышленность;
  7. металлургия;
  8. целлюлозно-бумажная промышленность;
  9. железнодорожный транспорт;
  10. пищевая промышленность.

Основными рынками,  на которых общество осуществляет свою деятельность, являются:

    1. Рынок зарядных устройств;
    2. Рынок шкафов НКУ;
    3. Рынок сварочного оборудования;
    4. Рынок оборудования связи;
    5. Рынок учебной аппаратуры.

На всех указанных  рынках присутствует большое количество потребителей, но не на одного из них не приходится оборота  превышающего 10 % общей выручки от продажи продукции.

Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции - выход на рынок щитовых электроизмерительных приборов Китайского производства по низким  ценам. Для уменьшения влияния такого  фактора  часть продукции ОАО «Электроприбор» продается ниже цен конкурентов.

Информация о работе Стратегия повышения конкурентных преимуществ