Стратегия повышения конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - изучить сильные и слабые стороны компании ОАО «Электроприбор» и на основе анализа разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие конкурентных преимуществ, рассмотреть их виды;
2) провести анализ конкурентных преимуществ ОАО «Электроприбор»;
3) разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Электроприбор».

Файлы: 1 файл

Стратегический менедж.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Приборы сертифицированы и включены в государственный реестр средств измерения.

В состав ОАО «Электроприбор» входит Специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ), которое осуществляет разработку и ведет работы по освоению производством изделий новой техники, а так же обеспечивает серийное сопровождение уже внедренных в производство приборов.

Непосредственно предприятие имеет:

  1. лицензию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на изготовление и ремонт средств измерения № 000184-ИР;
  2. лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право изготовления оборудования для ядерных установок №ВО-12-101-2136 от 04 августа 2010 г;
  3. аттестат аккредитации метрологической службы № 0993 на право поверки средств измерений;
  4. аттестат аккредитации лаборатории промышленно-санитарного контроля №РОСС RU.0001.517059, действителен до 1 апреля 2014 г.;
  5. аттестат аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на право поверки средств измерений в сфере обороны и безопасности РФ №А00104;
  6. систему менеджмента качества, сертифицированную в системах сертификации ГОСТ Р, Русского регистра и IQNet на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 и международного стандарта ISO 9001:2008.

 

 

 

    1. Выявление и оценка конкурентных преимуществ

ОАО «Электроприбор»

 

На основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, приведенной в приложении 1 «Бухгалтерский баланс», приложение 2 «Отчет о прибылях и убытках» проведен анализ основных экономических показателей.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности

ОАО «Электроприбор» за 2010-2012 гг.

Показатель

Годы

Изменения (+,-)

2010

2011

2012

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

Внеоборотные активы, тыс.руб.

83553

94707

98922

11154

4215

Средняя стоимость внеоборотных активов, тыс.руб.

136978

89130

96815

-47848

7685

Оборотные активы, тыс.руб.

240653

273566

278400

32913

4834

Собственный капитал, тыс.руб.

290676

321507

339132

30831

17625

Долгосрочные обязательства, тыс.руб.

570

1111

547

541

-564

Краткосрочные обязательства, тыс.руб.

32960

45655

37643

12695

-8012

Валюта баланса, тыс.руб.

324206

368273

377322

44067

9049

Среднесписочная численность  работающих, всего, чел.

542

560

564

18

4

в том числе работников ППП, чел.

525

543

548

18

5

Производительность труда, тыс.руб.

512,67

654,71

690,3

142,04

35,59

Среднемесячная заработная плата, руб.

12195

16566

18463

4371

1897

в том числе работников ППП, руб.

12334

17839

19102

5505

1263

Выручка, тыс.руб.

277865

366638

389331

88773

22693

Себестоимость продаж, тыс.руб.

224908

292782

314741

67874

21959

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

45710

64020

63094

18310

-926

Прочие доходы, тыс.руб.

14386

21502

15933

7116

-5569

Прочие расходы, тыс.руб.

38798

64728

28896

25930

-35832

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб.

38798

64726

54694

25928

-10032

Текущий налог на прибыль, тыс.руб.

10918

13653

12208

2735

-1445

Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.

29903

50512

43023

20609

-7489

Рентабельность продаж, %

16,45

17,46

16,21

1,01

-1,25

Рентабельность продукции, %

20,32

21,87

20,05

1,55

-1,82

Фондорентабельность, %

28,32

72,62

56,49

44,3

-16,13

Коэффициент текущей ликвидности

7,3

6,0

7,4

-1,3

1,4

Коэффициент срочной ликвидности

6,3

4,9

6,1

-1,4

1,2

Коэффициент  абсолютной ликвидности

10,0

6,8

7,5

-3,2

0,7


 

Анализ представленных в таблице 1 данных показал, что внеоборотные активы ОАО «Электроприбор» за 2012 г. увеличились на 4215 тыс.руб., что произошло за счет увеличения стоимости основных средств.

Оборотные активы в 2012 г. увеличились на 4834 тыс.руб., за счет увеличения дебиторской задолженности и денежных средств и денежных эквивалентов.

Увеличение нераспределенной прибыли в 2012 г. привело к увеличению собственного капитала на 17625 тыс.руб.

Количество работающих в 2012 г. увеличилось на 4 человека, при этом численность промышленно-производственного персонала увеличилась на 5 человек. Среднемесячная заработная плата при этом увеличилась на 1897 тыс. руб.

Опережение темпа изменения выручки от продаж в 2012 г. над темпом изменения численности персонала привело к увеличению производительности труда на 35,59 тыс. руб.

Увеличение объема продаж и цен на продукцию завода привело к увеличению выручки на 22693 тыс. руб., что также привело к увеличению себестоимости на 21959 тыс. руб. Опережение темпа изменения себестоимости над темпом изменения выручки в 2012 г. привело к уменьшению прибыли от продаж на 926 тыс. руб.

Опережение темпа изменения прочих расходов над прочими доходами также уменьшили прибыль до налогообложения на 10032 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом. Чистая прибыль общества за 2012 г. уменьшилась на 7489 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом

Опережение темпа изменения выручки над темпом изменения прибыли от продаж привело к уменьшению рентабельности продаж в 2012 г. на 1,25%.

Увеличение себестоимости и уменьшение прибыли от продаж в 2012 г. привело к уменьшению рентабельности продукции на 1,82%.

Увеличение среднегодовой стоимости внеоборотных активов и уменьшение прибыли до налогообложения привело в 2012 г. к уменьшению фондорентабельности на 16,13%.

Коэффициент текущей ликвидности показывает способность ОАО «Электроприбор» погашать текущие пассивы за счет оборотных активов. Если значение коэффициента ниже 1, то это свидетельствует об отсутствии финансовой стабильности предприятия. Нормальным считается показатель выше 1,5. В нашем случае коэффициент текущей ликвидности выше рекомендуемого значения.

Срочная ликвидность предприятия определяется тем, как быстро дебиторская задолженность и производственные запасы могут быть обращены в наличные денежные средства. Оптимальным считается вариант, когда коэффициент 0,7-0,8. У ОАО «Электроприбор» коэффициент срочной ликвидности выше рекомендуемого значения.

Абсолютная ликвидность - отношение суммы имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим пассивам. Рекомендуемое значение коэффициента 0,25. Коэффициент абсолютной ликвидности ОАО «Электроприбор выше рекомендуемого значения.

Таким образом, расчет основных коэффициентов ликвидности позволил сделать вывод, что ОАО «Электроприбор» в 2010-2012 гг. было абсолютно ликвидно.

В целом по предприятию на основе анализа  (по основным показателям) сделан вывод, что ОАО «Электроприбор» в 2010 -2012 гг. работало прибыльно, было рентабельно и ликвидно.

Для того чтобы определить конкурентоспособность предприятия нужно провести анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей. Для этого проводиться «SWOT-анализ».

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

 

                                                          

            Таблица 2

SWOT-анализ ОАО «Электроприбор»

 

 

Возможности

Угрозы

 

1.Влияние государства  на деятельность предприятия;

2.Увеличение спроса на  продукцию;

3.Тяжелое финансовое положение  основных конкурентов;

4.Переход предприятий  на новый тип приборов (цифровые)

1.Появление крупного конкурента (увеличение количества конкурентов);

2.Рост товаров- замените-

лей

3.Влияние поставщиков  на цены

4. Повышение налоговой  ставки

Сильные стороны

1.Высокое качество продукции;

2. Низкий уровень цен;

3.Широкий ассортимент  выпускаемой продукции;

4.Короткие сроки выполнения  заказов;

5.Периодическое обновление  ассортимента выпускаемой продукции;

6.Наличие дилеров;

7.Образованное, динамичное  и молодое руководство среднего  звена;

8.Выгодное географическое  расположение завода;

9.Финансовая устойчивость  предприятия.

Поле «СИВ»

Как воспользоваться возможностями

Выход на новые рынки - сделать акцент на качество продукции, уровень цен и периодически обновляющийся ассортимент выпускаемой продукции.

Репутация устойчивого предприятия. Проинформировать покупателей о сроках выполнения заказов.

Увеличение спроса - расширение производственной линии.

Поле «СИУ»

За счет чего можно снизить угрозы

Удержать покупателей от перехода к конкурентам, проинформировав их о высоком качестве продукции, низком уровне цен.

Влияние на цены покупателей и поставщиков - гибкое руководство, ценовая политика.

Слабые стороны

1.Низкий уровень сервиса (нет послепродажного обслуживания)

2.Устаревшее оборудование  и технология производства

3.Низкая заинтересованность  рядовых сотрудников в развитии  предприятия

4.Текучесть кадров

ПОЛЕ «СЛВ»

Что может помешать воспользоваться возможностями?

Можно потерять потребителя на низком уровне сервиса, чем у конкурентов.

Автоматизировать и усовершенствовать технологию производства, что даст нам возможность повысить выработку.

ПОЛЕ «СЛУ»

Самые большие опасности для предприятия

Появившийся конкурент предложить продукцию, аналогичную нашей на более выгодных условиях.

Конкурентное давление - старое оборудование. Низкая прибыльность из-за высоких цен на сырье. Увеличение себестоимости за счет роста налоговых платежей.


 

ПОЛЕ «СИВ». При выработке стратегии особое внимание следует уделить полю «СИВ», так как оно дает возможность для развития. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это может вылиться в соответствующую стратегию их использования. Сопоставление на поле «СИВ» возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами создает благоприятные условия, прежде всего в отношении перспективных продуктов (цифровых приборов).

ПОЛЕ «СИУ». Фиксируются те слабые стороны организации, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. На поле «СИУ» угрозы усиления конкурентного давления касаются, прежде всего, основных видов продукции (аналоговые). С учетом сильных сторон ОАО «Электроприбор» (высокое качество, низкий уровень цен) маркетинговую стратегию можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле «СЛУ».

ПОЛЕ «СЛВ». Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон. Данная комбинация факторов позволяет за счет появившихся возможностей (расширение производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (устаревшее оборудование, технология производства).

ПОЛЕ «СЛУ». Наихудшее сочетание для предприятия, требующее особого внимания. Снижение угрозы (давление со стороны конкурентов) возможно лишь посредством разработки стратегии развития потенциала.

Конкурентными преимуществами ОАО «Электроприбор» являются:

    1. Высокое качество выпускаемой продукции;
    2. Низкий уровень цен на некоторую выпускаемую продукцию;
    3. Большая клиентская база;
    4. Широкий ассортимент выпускаемой продукции;
    5. Короткие сроки выполнения заказов;
    6. Выгодное географическое расположение завода;
    7. Наличие дилеров;
    8. Финансовая устойчивость предприятия;
    9. Образованное, динамичное и молодое руководство среднего звена;
    10. Большая организационная структура, но существует минус в том что затраты на управленческий персонал завышены.
  1. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Электроприбор»
    1. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Электроприбор»

 

Целью деятельности ОАО «Электроприбор» является разработка, освоение и промышленное производство продукции, уровень качества которой удовлетворяет установленным нормам и требованиям заказчика, гарантирует расширение рынка, и получение устойчивой прибыли.

Являясь ведущим предприятием России с пятидесятилетним опытом работы в области разработок и производства аналоговых электроизмерительных приборов и вычислительной техники для управления процессами, ОАО «Электроприбор» стремится сохранить ведущее положение в отечественном приборостроении. Для достижения поставленной цели в ОАО «Электроприбор» определена модель системы обеспечения качества выпускаемой продукции, базирующаяся на основе требований ГОСТ Р ИСО 9О01-96.

 Мероприятия по повышению конкурентоспособности:

1. постоянное обновление и модернизация выпускаемой продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка.

2. постоянное совершенствование конструкции, технологии и организации работ на всех стадиях от закупки материалов до выпуска готовой продукции;

3. сохранение и поддержание конкурентной способности выпускаемой продукции;

4. изменение позиции персонала к проблемам качества продукции на каждом рабочем месте посредством:

  4.1. ясного понимания того, что за качество продукции несёт ответственность весь персонал; от генерального директора до рабочего;

  4.2. значительного повышения внимания руководителей к проблемам качества;

  4.3. обеспечение личной ответственности каждого работника за качества выпускаемой продукции в рамках компетенции;

  4.4. высокого уровня подготовки специалистов, регулярного обучения и аттестации их;

  4.5. мотивации трудовой деятельности за выпуск качественной продукции, активизации работников по систематическому повышению продукции;

5. ориентация на проведение предупредительных мероприятий, обеспечивающих стабильность качества производимой продукции на всех жизненных этапах: в процессе проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания;

6. наличие развитой структуры службы качества, обеспечивающей квалифицированное управление качеством, технический контроль и анализ продукции;

7. Совершенствование системы управления персоналом.

Первым требованием к системе качества определена ответственность руководства. Требование отражает необходимость наличия стратегических целей, задач, участия и ответственности высшего руководства за внедрение и постоянное выполнение требований обеспечения качества в ОАО «Электроприбор». Главная цель финансовой деятельности всегда сводится к. одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия, т.е., укреплению его производственного и финансового потенциала.

Информация о работе Стратегия повышения конкурентных преимуществ