Стратегия развития малого бизнеса (на примере ООО «Грант-тур»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность стратегии развития предприятий малого бизнеса 5
1.1 Характеристика стратегии развития 5
1.2 Сущность и роль малого бизнеса 7
1.3 Классификация предприятий малого бизнеса 10
1.4 Стратегии развития малого бизнеса 12
2. Анализ и оценка ООО «Грант-тур» 17
2.1 Общая характеристика ООО "Грант-тур" 17
2.2. Финансово-экономическое состояние ООО «Грант-тур» 20
2.3 Анализ внешней среды ООО «Грант-тур» 20
3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

Стратегия развития малого бизнеса Яценко.docx

— 79.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГУЭС)

Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономических дисциплин

 

Курсовой проект

 

                            по дисциплине: Стратегический менеджмент

 

                                                     на тему:

Стратегия развития малого бизнеса

(на примере  ООО «Грант-тур»)

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студент группы 2БМД–31

                                           Яценко А.О. 2-11.08.032

                                                         Проверил: к. полит. н., доцент

                                                     С.А. Левощенко

 

 

2013

Оглавление

Введение 3

1. Сущность стратегии развития предприятий малого бизнеса 5

1.1 Характеристика стратегии развития 5

1.2 Сущность и роль малого бизнеса 7

1.3 Классификация предприятий малого бизнеса 10

1.4 Стратегии развития малого бизнеса 12

2. Анализ и оценка ООО «Грант-тур» 17

2.1 Общая характеристика ООО "Грант-тур" 17

2.2. Финансово-экономическое состояние ООО «Грант-тур» 20

2.3 Анализ внешней среды ООО «Грант-тур» 20

3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности 26

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Приложение 1 34

Приложение 2 35

Приложение 3 36

 

Введение

 

Малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значение малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в современных условиях рыночного хозяйствования.

В процессе исторического  развития отношение к малому бизнесу  в мире менялось. В полной мере его роль в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е годы. Именно тогда в развитых и в ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

За последние два года в России в сфере малого бизнеса  произошли важные изменения: сформирован  институт государственной поддержки  и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки  учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес – инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Основа успеха развития малого бизнеса - мощная государственная поддержка. Для решения широкого круга проблем малого бизнеса необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого бизнеса.

Актуальность выбранной  темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так  и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Цель проекта: дать понятие малого и среднего бизнеса и выделить особенности и стратегии его развития на примере ООО «Грант-тур».

Задачи курсового проекта заключаются в следующем:

    • Дать понятие малого и среднего бизнеса;
    • Рассмотреть особенности стратегии роста малых и средних фирм;
    • Просмотреть стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Грант-тур»;
    • Дать предложения по развитию малого бизнеса.

Объектом исследования курсового проекта является малый бизнес, а предметом – стратегия развития малого бизнеса.

Данный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

  1. Сущность  стратегии развития предприятий  малого бизнеса

1.1 Характеристика  стратегии развития

Стратегия представляет собой  детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.

Прежде всего, стратегия  большей частью формулируется и  разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

На современном этапе  понятие качественного менеджмента  все больше ассоциируется с перспективным  управлением деятельностью организации  на основе научной методологии предвидения, использования новых форм и методов ведения бизнеса, его адаптации к динамичным условиям внешней рыночной среды. Одним из инструментов перспективного управления бизнесом является стратегия развития организации.

В теории менеджмента под  развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем или их частей.

В большинстве случаев  рост означает повышение размеров или  числа объектов. К росту предприятия  относится как увеличение его  размеров, так и расширение деятельности по следующим показателям: объем  производства, доля на рынке, численность  персонала, объем продаж, чистая прибыль  и т.д. Предприятия как организованные системы могут стимулировать  свой рост, осуществляя целенаправленный выбор (расширение рынка сбыта, привлечение инвестиций). Ограничение роста не ограничивает развитие. Развитие в большей степени относится к тому, как много может сделать предприятие, нежели к тому, чем оно уже обладает, какого экономического состояния или уровня достигло к данному периоду своего существования.

Современное предприятие - это  организованная система, целенаправленная на производство товаров и услуг, которая является частью экономической системы, общие и частные элементы которой имеют свои собственные экономические цели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных основных элементов и всего государства, как целой системы.

Развитие организации  – процесс улучшения эффективности работы организации при помощи совершенствования модели взаимодействия между ее составными частями.

Выбор цели и стратегии  развития предприятия составляет основу управленческой деятельности менеджеров. По мнению Ильина А.И., любая производственная система обладает определенным потенциалом экономического развития и роста1. При этом он выделяет три основных типа развития больших экономических систем, в том числе и производственных:

1) Идеальный - такой тип  развития системы, когда в нее  вносится по мере необходимости основанные на передовой науке и профессиональном опыте дозированные изменения, обеспечивающие непрерывность и устойчивость экономического роста.

2) Реальный - предполагает частичное реформирование экономической системы после появления первых негативных признаков ее функционирования.

3) Радикальный - используется, когда практически исчерпан ресурс  действующей системы и необходима  ее кардинальная реформа с изменением основных структур.

 В стратегическом менеджменте  предприятие может использовать  такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (финансовую, маркетинговую, конкурентную и т.д.).

Интересен подход к стратегии развития в работах Круглова М.И. Он отмечает, что предприятие формирует направления своей деятельности исходя из положения, что стратегический курс есть продукт внешних рыночных альтернатив (или ограничений) и внутренних факторов.

Множество факторов влияет на выбор стратегии развития, среди  которых: потребительские вкусы и покупательские привычки, технологические изменения, конкурентные воздействия, потребности в инвестициях, финансовые возможности, персональный состав управленческого звена, государственные акты регулирования, а также, социальные, политические и культурные условия, ограничивающие или расширяющие спектр действия предприятия.

Стратегия важна не только для предприятий-гигантов. В условиях, когда владельцы отходят от непосредственного управления предприятием, утвержденные долгосрочные стратегические программы остаются главным инструментом, позволяющим им направлять и контролировать деятельность наемных менеджеров.

1.2 Сущность и роль малого бизнеса

 Под субъектами малого  предпринимательства понимаются  хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям2.

 Как показывает мировая  и отечественная практика, основным  критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

 Наряду со средней  численностью персонала критериями  отнесения к малому предпринимательству  выступает объем оборота (прибыли,  дохода), величина активов, размер  уставного капитала и др.

 В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88–43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

 В промышленности, в  строительстве, на транспорте  – 100 человек;

 В сельском хозяйстве  и научно-технической сфере –  60 человек

 В оптовой торговле  – 50 человек;

 В розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 человек.

 В остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

 В случае превышения  малым предприятием вышеназванной  численности работников они лишаются льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

 Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию  широкого слоя мелких собственников  (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

 Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.

Экономическая роль.

 Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

 Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Информация о работе Стратегия развития малого бизнеса (на примере ООО «Грант-тур»)