Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
Введение 3
1. Сущность стратегии развития предприятий малого бизнеса 5
1.1 Характеристика стратегии развития 5
1.2 Сущность и роль малого бизнеса 7
1.3 Классификация предприятий малого бизнеса 10
1.4 Стратегии развития малого бизнеса 12
2. Анализ и оценка ООО «Грант-тур» 17
2.1 Общая характеристика ООО "Грант-тур" 17
2.2. Финансово-экономическое состояние ООО «Грант-тур» 20
2.3 Анализ внешней среды ООО «Грант-тур» 20
3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам.
По признакам законности
предпринимательство
По составу учредителей
(участников) собственного дела выделяется
женское и молодежное предпринимательство.
Во многих странах действуют ассоциации
женского и молодежного
По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.
Субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на несколько основных групп.
По основной цели деятельности они подразделяются:
1) на коммерческие, преследующие
в качестве основной цели
2) на некоммерческие, не имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Субъектами малого предпринимательства некоммерческие организации становятся, поскольку могут осуществлять предпринимательскую деятельность в случае, если она необходима для достижения их уставных целей4.
По степени самостоятельности в принятии решений субъекты предпринимательской деятельности подразделяются на:
1) самостоятельные хозяйствующие субъекты;
2) физические лица - индивидуальные
предприниматели,
3) юридические лица:
- наделенные правом
- не наделенные правом собственности на имущество – унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управления;
4) объединения юридических лиц – хозяйственные группы;
5) дочерние и зависимые юридические лица
6) представительства и филиалы – обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающие от его имени сделки и иные юридические действия. Они не являются юридическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.
По организационно правовому статусу субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на две основные группы:
- индивидуальные
- юридические лица.
Индивидуальным
Зачастую индивидуальные предприниматели открываются, но не действуют, поэтому реально действующих индивидуальных предпринимателей намного меньше. Следовательно, малый бизнес является уязвимым видом деятельности, поэтому необходима государственная поддержка.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Стратегия - это инструмент достижения долгосрочной цели. Она объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели. Процесс определения стратегии в организациях малого бизнеса значительно отличается как по своей природе, так и по требованиям. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Существуют следующие стратегии развития малого бизнеса6:
1. Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малая фирма может пойти по одному из двух путей:
- выпускать марочный продукт по лицензии крупной фирмы;
- осваивать
и выпускать копию, прообразом
которой является какой-либо
2. Стратегия оптимального размера.
Эта стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особенного спроса). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска.
3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы.
В рамках крупного
производства наибольшие издержки приходятся
на участки мелкого и
4. Стратегия
участия в системе сбыта (
Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.
Удачной формой сотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является “франчайзинг”. В соответствии с соглашением франчайзинга франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.
С целью определения прав и обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзные контракты7. В типовом договоре франчайзер соглашается на:
- предоставление
исключительного права
- поставку франчайзи продукции по льготным ценам;
- благоприятное
деловое отношение компании
- предоставление товарных знаков, символики и других материалов, которые идентифицировали бы франчайзи как филиал франчайзера;
- содействие в менеджменте и маркетинге франчайзи.
В свою очередь, фирма франчайзи соглашается:
- инвестировать конкретную сумму в бизнес франчайзера;
- приобретать
для себя всю или оговоренную
часть продукции и услуг
- платить франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;
- оформить
свою коммерческую точку
- осуществлять
бизнес в соответствии с
Чаще всего к системе франчайзинга прибегают в сферах общественного питания, розничной торговли, дилерской продажи автомобилей и сложной бытовой техники8. Удачное сочетание интересов и преимуществ малого и крупного бизнеса позволяет сделать вывод о том, что в перспективе франчайзинг получит дальнейшее развитие.
Предприятие «Грант-тур» работает в сфере предоставления туристических услуг. Образовано в 1997 году, находится по адресу 305004 г. Уфа ул. Ленина 12, 1 этаж. Для удобства клиентов офис открыт каждый день с 10:00 до 20:00 без перерывов, выходных и праздников. В 2002 году ООО «Грант-тур» прошло добровольную сертификацию туристических услуг, что в дальнейшем способствовало повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Структура управления предприятием представлена в Приложении 1. В этой организации линейная структура управления. Такая структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель - единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Линейная структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. Она позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системам стимулов и мотиваций.
Все сотрудники турфирмы за
исключением курьера имеют
Ответственность, стабильность, постоянное динамичное развитие в ногу со временем позволяют занимать на рынке устойчивое положение и быть надежным проводником для клиентов.
Принципы работы:
1. Работа только с проверенными и надежными партнерами.
2. Оптимизация затрат клиента на всех этапах организации поездки.
3. Внимание и индивидуальный подход к каждому туристу.
Турагентство «Грант-тур» предлагает групповые и индивидуальные поездки в более чем 20 стран мира.
Турагентство работает по направлениям: Греция, Франция, Болгария, Италия, Испания, Турция, Кипр и многое другое.
Миссия ООО «Грант-тур» звучит следующим образом: «Предоставление нашим клиентам качественных туристических услуг, которые соответствуют самым высоким профессиональным требованиям».
Основной целью деятельности турфирмы является сохранение лидирующих позиций на туристическом рынке г. Уфы.
Так как фирма «Грант-Тур» сотрудничает как с российскими фирмами, так и с зарубежными, для осуществления своей деятельности использует такие материально-технические средства, как Интернет, факс, междугородние и международные звонки, ксерокс, компьютер с принтером и многое другое, что позволяет наиболее эффективно быстро и четко работать, выполнять свои функции.
Также используются такие компьютерные программы, как Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Outlook, Outlook Express, Internet Explow и другие.
Например, интернет технологии позволяют туристским фирмам экономить колоссальные средства за счет сокращения расходов на международные телефонные разговоры и рассылку факсов. А также фирма пользуется системами бронирования и резервирования гостиниц и авиабилетов. Такие системы позволяют бронировать места в гостиницах всего мира, получать свежую информацию об условиях бронирования, ценах, скидках за минимальное время, не выходя из офиса.
Основные направления и группы клиентов фирмы.
Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор потенциальными туристами маршрута и района путешествия. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком, служащие, молодежь, интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса.
Весьма важным для туризма, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии.
Туристы принимают во внимание климат и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важных тур.ресурсов. Для наиболее широкого привлечения туристов используется уникальная природа и её достопримечательности.
Информация о работе Стратегия развития малого бизнеса (на примере ООО «Грант-тур»)