Стратегия развития малого бизнеса (на примере ООО «Грант-тур»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность стратегии развития предприятий малого бизнеса 5
1.1 Характеристика стратегии развития 5
1.2 Сущность и роль малого бизнеса 7
1.3 Классификация предприятий малого бизнеса 10
1.4 Стратегии развития малого бизнеса 12
2. Анализ и оценка ООО «Грант-тур» 17
2.1 Общая характеристика ООО "Грант-тур" 17
2.2. Финансово-экономическое состояние ООО «Грант-тур» 20
2.3 Анализ внешней среды ООО «Грант-тур» 20
3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

Стратегия развития малого бизнеса Яценко.docx

— 79.94 Кб (Скачать файл)

1.3 Классификация предприятий малого бизнеса

Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство.

По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития. Например, в России создана Ассоциация женщин-предпринимателей России3.

По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.

По формам ответственности  участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.

Субъекты малого предпринимательства  могут быть разделены на несколько основных групп.

По основной цели деятельности они подразделяются:

1) на коммерческие, преследующие  в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и распределяющие ее между участниками;

2) на некоммерческие, не  имеющие в качестве основной  цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Субъектами малого предпринимательства некоммерческие организации становятся, поскольку могут осуществлять предпринимательскую деятельность в случае, если она необходима для достижения их уставных целей4.

По степени самостоятельности  в принятии решений субъекты предпринимательской деятельности подразделяются на:

1) самостоятельные хозяйствующие субъекты;

2) физические лица - индивидуальные  предприниматели, распоряжающиеся имуществом без каких-либо ограничений;

3) юридические лица:

- наделенные правом собственности  на имущество – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;

- не наделенные правом  собственности на имущество – унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управления;

4) объединения юридических  лиц – хозяйственные группы;

5) дочерние и зависимые  юридические лица

6) представительства и  филиалы – обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающие от его имени сделки и иные юридические действия. Они не являются юридическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.

По организационно правовому  статусу субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на две основные группы:

- индивидуальные предприниматели;

- юридические лица.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (в данной стране либо за ее пределами), изъявивший желание заниматься коммерческой деятельностью5. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом к индивидуальным предпринимателям применяются общие правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций.

Зачастую индивидуальные предприниматели открываются, но не действуют, поэтому реально действующих индивидуальных предпринимателей намного меньше. Следовательно, малый бизнес является уязвимым видом деятельности, поэтому необходима государственная поддержка.

1.4 Стратегии развития малого бизнеса

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Стратегия - это инструмент достижения долгосрочной цели. Она объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели. Процесс определения стратегии в организациях малого бизнеса значительно отличается как по своей природе, так и по требованиям. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

    • Малый бизнес производит сравнительно мало товаров и услуг
    • Ресурсы малого предприятия ограничены
    • Основное их конкурентное преимущество - это способность быстро меняться
    • Они, в основном, не имеют формальных процедур для наблюдения за внешней средой, для создания прогнозов или оценки и контроля стратегии, которой они руководствуются в данное время
    • Основная часть управленческого аппарата получила свои знания в процессе работы. Более того, они имеют тенденцию полагаться на опыт и интуицию, а не на формальные процедуры

Существуют  следующие стратегии развития малого бизнеса6:

1. Стратегия  копирования. В рамках данной  стратегии малая фирма может  пойти по одному из двух  путей:

- выпускать  марочный продукт по лицензии  крупной фирмы;

- осваивать  и выпускать копию, прообразом  которой является какой-либо оригинальный  продукт. Конкурентоспособность  “копии” обеспечивается значительно меньшей ценой, так как все расходы на научно-исследовательские разработки продукта и рекламные затраты несут крупные фирмы, выпускающие оригинальный товар.

2. Стратегия  оптимального размера. 

Эта стратегия  заключается в освоении мелкомасштабных  и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особенного спроса). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска.

3. Стратегия  участия в продукте крупной  фирмы. 

В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”. Согласно этой тактике они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.

4. Стратегия  участия в системе сбыта (использования  преимуществ) крупной фирмы. 

Используя эту  стратегию, малые фирмы выступают  в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.

Удачной формой сотрудничества крупных и малых  фирм в торговле и сфере услуг  является “франчайзинг”. В соответствии с соглашением франчайзинга франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.

С целью определения  прав и обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзные контракты7. В типовом договоре франчайзер соглашается на:

- предоставление  исключительного права франчайзи вести бизнес на определенной территории;

- поставку  франчайзи продукции по льготным ценам;

- благоприятное  деловое отношение компании франчайзера к фирме-франчайзинг;

- предоставление  товарных знаков, символики и  других материалов, которые идентифицировали  бы франчайзи как филиал франчайзера;

- содействие  в менеджменте и маркетинге  франчайзи.

В свою очередь, фирма франчайзи соглашается:

- инвестировать  конкретную сумму в бизнес  франчайзера;

- приобретать  для себя всю или оговоренную  часть продукции и услуг франчайзера;

- платить  франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;

- оформить  свою коммерческую точку знаками,  рекламными и другими материалами в точном соответствии с предписанными франчайзером инструкциями;

- осуществлять  бизнес в соответствии с рекомендациями  франчайзера.

Чаще всего  к системе франчайзинга прибегают  в сферах общественного питания, розничной торговли, дилерской продажи автомобилей и сложной бытовой техники8. Удачное сочетание интересов и преимуществ малого и крупного бизнеса позволяет сделать вывод о том, что в перспективе франчайзинг получит дальнейшее развитие.

  1. Анализ и  оценка ООО «Грант-тур»

2.1 Общая характеристика ООО «Грант-тур»

Предприятие «Грант-тур» работает в сфере предоставления туристических услуг. Образовано в 1997 году, находится по адресу 305004 г. Уфа ул. Ленина 12, 1 этаж. Для удобства клиентов офис открыт каждый день с 10:00 до 20:00 без перерывов, выходных и праздников. В 2002 году ООО «Грант-тур» прошло добровольную сертификацию туристических услуг, что в дальнейшем способствовало повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Структура управления предприятием представлена в Приложении 1. В этой организации линейная структура управления. Такая структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель - единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Линейная структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. Она позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системам стимулов и мотиваций.

Все сотрудники турфирмы за исключением курьера имеют высшее образование и опыт работы в туристической отрасли не менее 2-х лет. Турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда.

Ответственность, стабильность, постоянное динамичное развитие в ногу со временем позволяют занимать на рынке устойчивое положение и быть надежным проводником для клиентов.

Принципы работы:

1. Работа только с проверенными  и надежными партнерами.

2. Оптимизация затрат клиента  на всех этапах организации  поездки.

3. Внимание и индивидуальный  подход к каждому туристу.

Турагентство «Грант-тур» предлагает групповые и индивидуальные поездки в более чем 20 стран мира.

Турагентство работает по направлениям: Греция, Франция, Болгария, Италия, Испания, Турция, Кипр и многое другое.

Миссия ООО «Грант-тур»  звучит следующим образом: «Предоставление нашим клиентам качественных туристических услуг, которые соответствуют самым высоким профессиональным требованиям».

Основной целью деятельности турфирмы является сохранение лидирующих позиций на туристическом рынке г. Уфы.

Так как фирма «Грант-Тур» сотрудничает как с российскими фирмами, так и с зарубежными, для осуществления своей деятельности использует такие материально-технические средства, как Интернет, факс, междугородние и международные звонки, ксерокс, компьютер с принтером и многое другое, что позволяет наиболее эффективно быстро и четко работать, выполнять свои функции.

Также используются такие  компьютерные программы, как Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Outlook, Outlook Express, Internet Explow и другие.

Например, интернет технологии позволяют туристским фирмам экономить колоссальные средства за счет сокращения расходов на международные телефонные разговоры и рассылку факсов. А также фирма пользуется системами бронирования и резервирования гостиниц и авиабилетов. Такие системы позволяют бронировать места в гостиницах всего мира, получать свежую информацию об условиях бронирования, ценах, скидках за минимальное время, не выходя из офиса.

Основные направления  и группы клиентов фирмы.

Характер природных условий  оказывает большое влияние на выбор потенциальными туристами маршрута и района путешествия. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком, служащие, молодежь, интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса.

Весьма важным для туризма, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии.

Туристы принимают во внимание климат и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного  и животного мира, естественные возможности  для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним  из важных тур.ресурсов. Для наиболее широкого привлечения туристов используется уникальная природа и её достопримечательности.

Информация о работе Стратегия развития малого бизнеса (на примере ООО «Грант-тур»)