Стресс на рабочем месте, организационные программы и индивидуальные подходы к снятию стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Содержание работы

Введение……………………………....................................................................3
I. Сущность и природа стресса……………………………………………………………...5
1.1 Понятие стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Виды и фазы стресса……………………………………………………………………….6
II. Факторы и причины стресса……………………………………………………………..9
2.1 Факторы стрессов……………………………………………………………………………9
2.2 Причины стрессов………………………………………………………………………….11
III. Эффекты стресса на рабочем месте………………………..........................14
VI. Управление стрессом………………………………………………………………………17
4.1 Способы и методы борьбы со стрессом……………………………………………17
4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях………………….19
4.3 Способы разрешения стресса на рабочем месте……………………………..22
4.4 Отрицательная стратегия поведения………………………………………………23
V. Стресс – менеджмент……………………………………………………………………...24
5.1 Понятие стресс – менеджмента………………………………………………………24
5.2 Организационные меры управления стрессами………………………………25
5.3 Индивидуальные меры управления стрессами………………………………..27
5.4 Основные методы повышения стрессоустойчивости…………………….…29
5.5 Полный алгоритм управления стрессом………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………………….…32

Литература………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая11.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)


33

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

 

 

Факультет среднего профессионального образования и довузовской подготовки

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По специальности «Менеджмент (по отраслям)»

На тему:

«Стресс на рабочем месте, организационные программы и индивидуальные подходы к снятию стресса»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Чернова П. С.

Руководитель: Гришин А. Ю.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………....................................................................3

I. Сущность и природа стресса……………………………………………………………...5

1.1 Понятие стресса………………………………………………………………………………5

1.2 Виды и фазы стресса……………………………………………………………………….6

II. Факторы и причины стресса……………………………………………………………..9

2.1 Факторы стрессов……………………………………………………………………………9

2.2 Причины стрессов………………………………………………………………………….11

III. Эффекты стресса на рабочем месте………………………..........................14

VI. Управление стрессом………………………………………………………………………17

4.1 Способы и методы борьбы со стрессом……………………………………………17

4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях………………….19

4.3 Способы разрешения стресса на рабочем месте……………………………..22

4.4 Отрицательная стратегия поведения………………………………………………23

V. Стресс – менеджмент……………………………………………………………………...24

5.1 Понятие стресс – менеджмента………………………………………………………24

5.2 Организационные меры управления стрессами………………………………25

5.3 Индивидуальные меры управления стрессами………………………………..27

5.4 Основные методы повышения стрессоустойчивости…………………….…29

5.5 Полный алгоритм управления стрессом………………………………………...30

Заключение …………………………………………………………………………………….…32
 

Литература………………………………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Сейчас понятие «стресс» становится весьма популярным. Стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.

В частности, можно отметить, что современные отечественные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте: во-первых, постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом – по данным на 2009г. стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. дол. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте.[1] Я не обнаружила подобных данных по РФ, но можно предположить, что издержки, которые несут отечественные организации, вполне сопоставимы, если не выше, чем приведенные для США; во-вторых, учащаются ситуации, когда организации конкурируют за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников; в-третьих, одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере.
 

Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.

Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.

Чтобы прекратить негативное воздействие стрессовой ситуации, нужно распознать симптомы стресса и принять некоторые меры. К счастью, сделать это никогда не поздно.

Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Цель данной курсовой работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят организациям. Для этого я рассмотрю понятие стресса, причины стресса на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля   управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава I: СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА СТРЕССА.

1.1 Понятие стресса

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[2] Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому
(например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.

 

 

 

 

1.2. Виды и фазы стресса.

«Смело выходи из себя,

если другого выхода нет».

Януш Васильковский

ВИДЫ СТРЕССА.

 

Стрессы полезные и вредные

У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.

Ганс Селье в последнем  периоде  своей  научной  деятельности  разделил

стресс на эвстресс (эустресс)  –  «хороший»,  конструктивный  и  дистресс  –

вредный,  деструктивный.  Эвстресс  оказывает   положительное   влияние   на

деятельность.  Дистресс  производит  разрушительное  действие  в   организме

личности.  Дистресс  вызывает  адаптационную  активность,  но  даже  если  и

расширяет адаптивные возможности, то часто  одновременно  тормозит  развитие

человека,  мешает  достижению  далеких  и  близких  целей;  может  вести   к

истощению  сил,  например,  в  том  случае,  если  резерва  сил  для  данной

стрессовой ситуации недостаточно.

1. Полезные стрессы, или эустрессы[3]. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

2. Вредные стрессы, или дистрессы[4], возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.

Стрессы  также  разделяются  на  кратковременные  (острые)  и  затяжные

(хронические).

 

Признаки острого (кратковременного) стресса.

Телесные  проявления:  изменение  частоты  сердцебиения,  поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания.  При  повышении  напряжения  краснеет  или бледнеет  кожа  лица  и  шеи,  увлажняются   ладони,   расширяются   зрачки, повышается  или  понижается  активность  некоторых  желез  внешней  секреции (слюнных, потовых).

    Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и  интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие  губ,  напряжение  жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд.  Двигательное  беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность,  заторможенность,  вялость в движения. Переживание напряжения у некоторых людей  даже  в  очень  ответственные моменты может не  иметь  соответствующего  выражения  во  внешнем  облике  и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство  тревоги  и страха, показывать внешне ровное,  спокойное  поведение,  расслабленность  и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться  у  тех,  кто намеренно  пытается  скрыть  свои  переживания,  например,  у  стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех,  кто  неспособен  к  анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

 

Признаки затяжного (хронического) стресса.

   К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

    - ощущение потери контроля над собой;

- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие

ошибочных решений, суетливость…);

Информация о работе Стресс на рабочем месте, организационные программы и индивидуальные подходы к снятию стресса