Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Введение……………………………....................................................................3
I. Сущность и природа стресса……………………………………………………………...5
1.1 Понятие стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Виды и фазы стресса……………………………………………………………………….6
II. Факторы и причины стресса……………………………………………………………..9
2.1 Факторы стрессов……………………………………………………………………………9
2.2 Причины стрессов………………………………………………………………………….11
III. Эффекты стресса на рабочем месте………………………..........................14
VI. Управление стрессом………………………………………………………………………17
4.1 Способы и методы борьбы со стрессом……………………………………………17
4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях………………….19
4.3 Способы разрешения стресса на рабочем месте……………………………..22
4.4 Отрицательная стратегия поведения………………………………………………23
V. Стресс – менеджмент……………………………………………………………………...24
5.1 Понятие стресс – менеджмента………………………………………………………24
5.2 Организационные меры управления стрессами………………………………25
5.3 Индивидуальные меры управления стрессами………………………………..27
5.4 Основные методы повышения стрессоустойчивости…………………….…29
5.5 Полный алгоритм управления стрессом………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………………….…32
Литература………………………………………………………………………………………...34
Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные
психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.
Особую проблему представляет городская среда (плотность населения,
напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия).
К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм
(уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального
контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение
средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии
и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался
ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное[10]
воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.
Из всего вышесказанного можно увидеть, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.
По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».[11]
ГЛАВА III: СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.
Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.
Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.
Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с вопринимаемой угрозой своему благополучию
(стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.
В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.
Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.
Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.
Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.
Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.
Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение подытоживает, что повышенный стресс на работе может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.
В Великобритании было проведено интересное исследование, дающее пищу для размышлений специалистам по управлению персоналом. Исследовался уровень стресса у сотрудников государственных организаций.[12] 95% респондентов считают свою работу очень стрессовой. Около 65% участников исследования оценили уровень беспокойства и тревожности, причиной которым – связанные с работой проблемы, на 5 баллов и выше по десяти бальной шкале. 25% сказали, что частые отгулы – это следствие постоянного стресса на работе. Более половины из 1500 опрошенных госслужащих сказали, что им практически не удается избавиться от стресса, 68% жаловались на бессонные ночи по этой же причине. Самым стрессовым днем рабочей недели был назван понедельник.[13] Исследование проводила компания SkillSoft, работающая на рынке онлайн обучения. Комментируя результаты исследования, Кей Болдвин-Эванс, вице-президент отдела исследований компании SkillSoft, сказала, ссылаясь на данные британского Исполнительного комитета по охране здоровья и обеспечению безопасных условий труда, что стресс на сегодняшний день является самой серьезной причиной многочисленных отгулов и прогулов, а также причиной многих заболеваний сотрудников. Эта проблема актуальна не только в Великобритании, она актуальна для всей Западной Европы. «Согласно HSE, британские компании-работодатели ежегодно теряют более 7 миллиардов фунтов стерлингов из-за отсутствия сотрудников на своих рабочих местах». Г-жа Болдвин-Эванс призывает HR-специалистов уделить самое пристальное внимание этой проблеме. «Поняв, что именно делает работу в государственном секторе такой стрессовой, компании получат возможность справиться с этой проблемой». |
ГЛАВА IV: УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ
4.1 Способы и методы борьбы со стрессом
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.
Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
4) обеспечение достаточной продолжительности сна;
5) когнитивная терапия и др.
В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.
Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.
Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально- психологического климата;
- оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
- исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
- максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
- обогащение содержания обязанностей работников;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
- предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
- предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.
4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях.
«У глупого тотчас же выкажется
Притчи, 12,16.
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Антистрессовое руководство.[14] Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.