Стресс на рабочем месте, организационные программы и индивидуальные подходы к снятию стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Содержание работы

Введение……………………………....................................................................3
I. Сущность и природа стресса……………………………………………………………...5
1.1 Понятие стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Виды и фазы стресса……………………………………………………………………….6
II. Факторы и причины стресса……………………………………………………………..9
2.1 Факторы стрессов……………………………………………………………………………9
2.2 Причины стрессов………………………………………………………………………….11
III. Эффекты стресса на рабочем месте………………………..........................14
VI. Управление стрессом………………………………………………………………………17
4.1 Способы и методы борьбы со стрессом……………………………………………17
4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях………………….19
4.3 Способы разрешения стресса на рабочем месте……………………………..22
4.4 Отрицательная стратегия поведения………………………………………………23
V. Стресс – менеджмент……………………………………………………………………...24
5.1 Понятие стресс – менеджмента………………………………………………………24
5.2 Организационные меры управления стрессами………………………………25
5.3 Индивидуальные меры управления стрессами………………………………..27
5.4 Основные методы повышения стрессоустойчивости…………………….…29
5.5 Полный алгоритм управления стрессом………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………………….…32

Литература………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая11.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

 

    Как  видно  из  таблицы,  наиболее  опасны  для  человека   интенсивные

психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.

     Особую проблему представляет  городская  среда  (плотность  населения,

напряженное дорожное движение, шум и другие  экологические  неблагополучия).

К числу механизмов защиты от ее стрессогенного  воздействия  относят  аутизм

(уход  в  себя,  отгороженность  от  внешнего  мира,  потеря  эмоционального

контакта  с  окружающими),  депрессию,  употребление  наркотиков.   Изучение

средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан  в  Индии

и Америке  выявило  сходные  результаты.  Фактор  перенаселенности  оказался

ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры.  Он  усугубляет  патогенное[10]

воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.

 

Из всего вышесказанного можно увидеть, что стресс связан с приятными и  неприятными переживаниями. При­ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста­нием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутст­вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте­пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре­ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить пе­ред собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, ги­пертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».[11]

 

ГЛАВА III:  СТРЕССА  НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.
Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.

Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.

Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.

Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с вопринимаемой угрозой своему благополучию
(стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.
Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение подытоживает, что повышенный стресс на работе может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

В Великобритании было проведено интересное исследование, дающее пищу для размышлений специалистам по управлению персоналом. Исследовался уровень стресса у сотрудников государственных организаций.[12]

95% респондентов считают свою работу очень стрессовой. Около 65% участников исследования оценили уровень беспокойства и тревожности, причиной которым – связанные с работой проблемы, на 5 баллов и выше по десяти бальной шкале. 25% сказали, что частые отгулы – это следствие постоянного стресса на работе.

Более половины из 1500 опрошенных госслужащих сказали, что им практически не удается избавиться от стресса, 68% жаловались на бессонные ночи по этой же причине. Самым стрессовым днем рабочей недели был назван понедельник.[13]

Исследование проводила компания SkillSoft, работающая на рынке онлайн обучения.

Комментируя результаты исследования, Кей Болдвин-Эванс, вице-президент отдела исследований компании SkillSoft, сказала, ссылаясь на данные британского Исполнительного комитета по охране здоровья и обеспечению безопасных условий труда, что стресс на сегодняшний день является самой серьезной причиной многочисленных отгулов и прогулов, а также причиной многих заболеваний сотрудников.

Эта проблема актуальна не только в Великобритании, она актуальна для всей Западной Европы. «Согласно HSE, британские компании-работодатели ежегодно теряют более 7 миллиардов фунтов стерлингов из-за отсутствия сотрудников на своих рабочих местах».

Г-жа Болдвин-Эванс призывает HR-специалистов уделить самое пристальное внимание этой проблеме. «Поняв, что именно делает работу в государственном секторе такой стрессовой, компании получат возможность справиться с этой проблемой».

 

ГЛАВА IV: УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ

4.1 Способы и методы борьбы со стрессом

Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

4) обеспечение достаточной продолжительности сна;

5) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.
Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально- психологического климата;

- оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

- исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

- максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

- обогащение содержания обязанностей работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

- предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

- предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

 

4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

«У глупого тотчас же выкажется

                                                                                гнев его, а благоразумный

                                                                         скрывает оскорбление».

Притчи, 12,16.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, по­рожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководи­тель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые со­трудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения кон­фликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководи­телям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не слу­жить стрессодателями для других.

Антистрессовое руководство.[14] Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склон­ностей ваших работников. Соответствие этим качествам объ­ема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилак­тики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функ­ций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного зада­ния, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Информация о работе Стресс на рабочем месте, организационные программы и индивидуальные подходы к снятию стресса