Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Введение……………………………....................................................................3
I. Сущность и природа стресса……………………………………………………………...5
1.1 Понятие стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Виды и фазы стресса……………………………………………………………………….6
II. Факторы и причины стресса……………………………………………………………..9
2.1 Факторы стрессов……………………………………………………………………………9
2.2 Причины стрессов………………………………………………………………………….11
III. Эффекты стресса на рабочем месте………………………..........................14
VI. Управление стрессом………………………………………………………………………17
4.1 Способы и методы борьбы со стрессом……………………………………………17
4.2 Профилактика стрессов в производственных ситуациях………………….19
4.3 Способы разрешения стресса на рабочем месте……………………………..22
4.4 Отрицательная стратегия поведения………………………………………………23
V. Стресс – менеджмент……………………………………………………………………...24
5.1 Понятие стресс – менеджмента………………………………………………………24
5.2 Организационные меры управления стрессами………………………………25
5.3 Индивидуальные меры управления стрессами………………………………..27
5.4 Основные методы повышения стрессоустойчивости…………………….…29
5.5 Полный алгоритм управления стрессом………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………………….…32
Литература………………………………………………………………………………………...34
- вялость, апатия, повышенная утомленность;
- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее
пробуждение).
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная
критичность…);
- повышенный аппетит;
- увеличившееся количество выпитого алкоголя;
- увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных,
стимулирующих…);
- расстройства половой функции;
- неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах,
спине, изжога, повышение давления…).
ФАЗЫ СТРЕССА.
Как уже была ранее сказано, стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.
Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.
Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.
Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.
В жизни эмоции создаются различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и «безотчетностью» переживаний.
В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.
Аффект - это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.
По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.
Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.
Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.
В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.
Еще Г.Селье отмечал: «Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они, на них смотрят».[5]
ГЛАВА II: ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ СТРЕССА
2.1 Факторы стрессов
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
* факторы стресса вне организации;
* групповые факторы стресса;
* факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их подробнее.
Факторы стресса вне организации
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.
Групповые факторы стресса
К групповым факторам стресса можно отнести следующие
1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации[6];
2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов
– наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.
Факторы стресса, связанные с организацией
Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:
неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине
невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
- характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
- ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
- специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
- стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
- давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.
2.2 Причины стрессов
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются
следующие:
1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).
Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать.
Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити,
Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой
неожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможности
сосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университета
посоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будут
создавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что с
удовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые уже
окрестили «болтушками».
2. Нагрузки (повышенной интенсивности):
- физические (мышечные);
- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять,
запомнить);
- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень
эмоционального насыщения);
- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в
трудовой среде);
3. Монотония[7] в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры
с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном
транспорте, затянувшиеся ожидания.
5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция
или депривация[8], нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности,
переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные
изменения условий жизни.
7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из
дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая
работа, выход на пенсию, новое место проживания.
8. Материальная необеспеченность.
9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Ученые Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составили
перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из
них приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется на
основании эмоциональной значимости каждого события.[9]
События жизни | Единица значимости |
1. Смерть супруга (супруга) | 100 |
2. Развод | 73 |
3. Разрыв с партнёром | 65 |
4.Отбывание наказания в тюрьме | 63 |
6. Смерть близкого родственника | 53 |
7. Уход на пенсию | 45 |
8. Болезнь члена семьи | 44 |
9. Смена места работы | 36 |
10. Растущие долги | 30 |
11. Конфликты с начальством | 23 |
12. Нарушение сна | 16 |
13Штраф за нарушение правил уличного движения | 12 |