Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:35, курсовая работа
Целями курсовой является:
1.Расчет эффективности структуры аппарата управления и оптимизации его численности.
2. Проанализировать качественный и количественный состав работников управления.
3. Определить оптимальное число работников аппарата управления и сделать обобщающие выводы.
Введение.
3
Сущность, место и значение структуры управления в системе.
5
Понятие структуры и организационной структуры управления.
5
Видыорганизационных структур и их характеристика.
7
Зарубежный опыт совершенствования организационных структур.
13
2.Анализ структуры и функций аппарата управления организации.
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации.
21
Система управления организации, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи.
27
Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.
31
Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.
45
Оценка эффективности управления организацией.
45
Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций.
47
Заключение.
50
Список используемой литературы.
Белорусский республиканский союз
потребительских обществ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации»
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Производственный менеджмент»
на тему: «Структура и функции аппарата управлении организации».
(на материалах правления Столинскогорайпо)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. |
3 |
|
5 |
|
5 |
|
7 |
|
13 |
2.Анализ структуры и функций аппарата управления организации. |
21 |
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации. |
21 |
|
27 |
|
31 |
|
45 |
|
45 |
|
47 |
Заключение. |
50 |
Список используемой литературы. Приложения. |
51 |
В условиях рыночных отношений особенно остро выступает проблема обеспечения предприятий кадрами, способными эффективно решать производственные и организационные задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических процессов, трудно предсказуемой обстановке.
Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как необходимо создать такую структуру управления организацией и правильно подобрать работников, что бы она эффективно работала для успешного развития предприятия.
Объектом исследования является правление Столинскогорайпо г. Столин пл. Комсомольская, 5.
Целями курсовой является:
1.Расчет эффективности структуры аппарата управления и оптимизации его численности.
2. Проанализировать качественный
и количественный состав
3. Определить оптимальное
число работников аппарата
В соответствии с этими задачами курсовая работа разбита на три главы, Кроме того, в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность данной темы, ставится цель, и определяются задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.
Первая глава включает в себя теоретический материал.
Вторая глава данной курсовой работы посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается краткая общая характеристика организации, затем рассматривается организационная структура Столинскогорайпо, а также приоритетные цели данной организации.
Третья глава курсовой работы посвящена путям совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.
Источниками цифровой информации служат годовые отчеты хозяйства за 3 года (2011 – 2013 гг.), а также штатное расписание работников аппарата управления.
Задача любого руководства организации заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.
Организационная структура (англ. Organizationalstructure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). [1].
Структура управления должна обеспечивать оперативность в работе аппарата управления. Она должна быть настолько гибкой и простой, чтобы за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не успели произойти необратимые изменения, делающие ненужными его реализацию.
Структура аппарата управления фирмой характеризует состав и взаимосвязь его подразделений и отдельных должностных лиц, т. е. она дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи.
Структуру управления по горизонтали можно разделить на звенья, а по вертикали – на ступени.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их.
Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.
Кадры управления можно классифицировать по разным признакам: по уровням управления, профессиональной структуре, видам деятельности, сложности и ответственности выполняемых работ, специализации управленческого труда, по образованию. Исходя из функциональной роли в процессе управления, выделяют руководителей, специалистов и вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Последнее деление наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда.
Внутри групп персонал делится на должности, каждая из которых предоставляет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность. Обязанность, права и ответственность работника закрепляются должностной инструкцией.
Процесс управления производством на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления, важнейшей характеристикой которого является его структура. Структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из целей функционирования предприятия.
Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависят от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства; сложность продукции, технологических процессов и оборудования; уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество). Поэтому нет, и не может быть единой структуры заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.
Структура аппарата управления, дополненная связями соподчиненных единиц и звеньев аппарата управления, называется организационной структурой управления. Она показывает специализацию, количество, соподчиненность и взаимосвязь органов управления. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления.
В условиях командно-административной системы управления отраслями производства структура управления предприятием создавалась на основе утвержденных министерством типовых структур, штатов и нормативов численности инженерно-технических работников и служащих, разработанных на основе рекомендаций НИИ труда. В условиях рыночной экономики структура аппарата управления предприятием всех форм собственности разрабатывается администрацией предприятия или собственником предприятия.
1.2.Видыорганизационных структур и их характеристика.
Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации.
В настоящее время существует несколько видов организационных структур управления:
Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.
Рисунок 1.1 - Линейная структура управления
Преимущества:
Единство и четкость распорядительства
Согласованность действий исполнителей
Простота управления
Оперативность в принятии решения
Четко выраженная ответственность
Личная ответственность руководителя
Недостатки:
Высокие требования к руководителю
Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений
Затруднительные связи между инстанциями
Концентрация власти у руководителя
Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке. При функциональной организационной структуре управление организациейосуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
Рисунок 1.2 - Функциональная структура управления
Преимущества:
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
Недостатки
Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений
Прилинейно-функциональной организационной структуре, сущность заключается в том, что линейный персонал предприятия (директор, начальники цехов, начальники участков) имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект решения соответствующей задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя. Следовательно, функциональные органы не отдают команд исполнителям.
Информация о работе Структура и функции аппарата управлении организации