Структура и функции аппарата управлении организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой является:
1.Расчет эффективности структуры аппарата управления и оптимизации его численности.
2. Проанализировать качественный и количественный состав работников управления.
3. Определить оптимальное число работников аппарата управления и сделать обобщающие выводы.

Содержание работы

Введение.
3
Сущность, место и значение структуры управления в системе.
5
Понятие структуры и организационной структуры управления.
5
Видыорганизационных структур и их характеристика.
7
Зарубежный опыт совершенствования организационных структур.

13
2.Анализ структуры и функций аппарата управления организации.
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации.

21
Система управления организации, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи.

27
Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.

31
Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.

45
Оценка эффективности управления организацией.
45
Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций.


47
Заключение.
50
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Upravlenia_predpriatiem.docx

— 208.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Белорусский республиканский союз

потребительских обществ

 

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Производственный менеджмент»

 

на тему: «Структура и функции аппарата управлении организации».

(на материалах правления Столинскогорайпо)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

3

  1. Сущность, место и значение структуры управления в системе.

5

    1. Понятие структуры и организационной структуры управления.

5

    1. Видыорганизационных структур и их характеристика.

7

    1. Зарубежный опыт совершенствования организационных структур.

 

13

2.Анализ структуры  и функций аппарата управления  организации.

21

2.1. Организационно-экономическая  характеристика организации.

 

21

    1. Система управления организации, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи.

 

27

    1. Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.

 

31

  1. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.

 

45

    1. Оценка эффективности управления организацией.

45

    1. Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций.

 

 

47

Заключение.

50

Список используемой литературы. Приложения.

51


 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях рыночных отношений особенно остро выступает проблема обеспечения предприятий кадрами, способными эффективно решать производственные и организационные задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических процессов, трудно предсказуемой обстановке.

Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как необходимо создать такую структуру управления  организацией и правильно подобрать работников, что бы она эффективно работала для успешного развития предприятия.

Объектом исследования является правление Столинскогорайпо            г. Столин пл. Комсомольская, 5. 

Целями курсовой является:

1.Расчет эффективности  структуры аппарата управления  и оптимизации его численности.

2. Проанализировать качественный  и количественный состав работников  управления.

3. Определить оптимальное  число работников аппарата управления  и сделать обобщающие выводы.

В соответствии с этими задачами курсовая работа разбита на три главы, Кроме того, в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность данной темы, ставится цель, и определяются задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.

Первая глава включает в себя теоретический материал.

Вторая глава данной курсовой работы посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается краткая общая характеристика организации, затем рассматривается организационная структура Столинскогорайпо, а также приоритетные цели данной организации.

Третья глава курсовой работы посвящена путям совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.

Источниками цифровой информации служат годовые отчеты хозяйства за 3 года (2011 – 2013 гг.), а также  штатное расписание работников аппарата управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ.
    1. Понятие структуры и организационной структуры управления.

 

Задача любого руководства организации заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.

Организационная структура (англ. Organizationalstructure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). [1].

Структура управления должна обеспечивать оперативность в работе аппарата управления. Она должна быть настолько гибкой и простой, чтобы за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не успели произойти необратимые изменения, делающие ненужными его реализацию. 

Структура аппарата управления фирмой характеризует состав и взаимосвязь его подразделений и отдельных должностных лиц, т. е. она дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи. 

Структуру управления по горизонтали можно разделить на звенья, а по вертикали – на ступени.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их.

Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.

Кадры управления можно классифицировать по разным признакам: по уровням управления, профессиональной структуре, видам деятельности, сложности и ответственности выполняемых работ, специализации управленческого труда, по образованию. Исходя из функциональной роли в процессе управления, выделяют руководителей, специалистов и вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Последнее деление наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда.

Внутри групп персонал делится на должности, каждая из которых предоставляет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность. Обязанность, права и ответственность работника закрепляются должностной инструкцией.

Процесс управления производством на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления, важнейшей характеристикой которого является его структура. Структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из целей функционирования предприятия.

Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависят от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства; сложность продукции, технологических процессов и оборудования; уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество). Поэтому нет, и не может быть единой структуры заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.

Структура аппарата управления, дополненная связями соподчиненных единиц и звеньев аппарата управления, называется организационной структурой управления. Она показывает специализацию, количество, соподчиненность и взаимосвязь органов управления. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления.

В условиях командно-административной системы управления отраслями производства структура управления предприятием создавалась на основе утвержденных министерством типовых структур, штатов и нормативов численности инженерно-технических работников и служащих, разработанных на основе рекомендаций НИИ труда. В условиях рыночной экономики структура аппарата управления предприятием всех форм собственности разрабатывается администрацией предприятия или собственником предприятия.

 

1.2.Видыорганизационных структур и их характеристика.

 

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации.

В настоящее время существует несколько видов организационных структур управления:

  • Линейная;
  • Функциональная;
  • Линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.

Рисунок 1.1 - Линейная структура управления

Преимущества:

Единство и четкость распорядительства

Согласованность действий исполнителей

Простота управления

Оперативность в принятии решения

Четко выраженная ответственность

Личная ответственность руководителя 

Недостатки:

Высокие требования к руководителю

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Затруднительные связи между инстанциями

Концентрация власти у руководителя

 

Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке. При функциональной организационной структуре управление организациейосуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

 

Рисунок 1.2 - Функциональная структура управления

Преимущества:

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов

Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

Недостатки

Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

Прилинейно-функциональной организационной структуре, сущность заключается в том, что линейный персонал предприятия (директор, начальники цехов, начальники участков) имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект решения соответствующей задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя. Следовательно, функциональные органы не отдают команд исполнителям.

Информация о работе Структура и функции аппарата управлении организации