Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка структуры и функций аппарата управления районного потребительского общества (райпо). В ходе написания курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
изучить содержание процесса управления;
охарактеризовать существующие типы организационных структур;
рассмотреть организационные структуры фирм в развитых капиталистических странах;
дать организационно-экономическую характеристику райпо;
проанализировать систему управления райпо, его органы управления и функциональный аппарат и их задачи, а также документы, регламентирующие деятельность райпо;
оценить эффективность организационной структуры райпо;
Введение
Глава 1. Сущность и значение управления в деятельности организации.
Содержание процесса управления.
Типы организационных структур, их характеристика.
Организационные структуры фирм в развитых капиталистических странах.
Глава 2. Анализ структуры и функций аппарата управления райпо.
Организационно-экономическая характеристика райпо.
Система управления райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи.
Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления райпо, их анализ.
Глава 3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления райпо в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оценка эффективности организационной структуры райпо .
Пути совершенствования структуры аппарата управления райпо.
Заключение
Список литературы
Ученые предсказывают, что в эпоху информационной стадии развития общества, или «супериндустриальной цивилизации», бюрократия будет заменена новой формой организации. Это будут объединения предприятий-модулей, создаваемых и ликвидируемых в зависимости от потребности в них. Вокруг крупных фирм (корпораций) могут возникать независимые мелкие компании. Между теми и другими устанавливаются операционно-контракт-ные отношения.
Некоторые
специалисты предсказывают
Представляя собой наиболее ярко выраженную форму органических структур, модульные и атомистические организации будут иметь новые внутренние характеристики, во многом противоположные структурам прошлого. Это — направленность на немассовую экономику, несерийность производства и нестандартность продукта. Структуры менеджмента должны будут работать на отдельного потребителя.
Глава 2. Анализ структуры и функций аппарата управления райпо.
2.1 Организационно-экономическая характеристика райпо.
Наровлянский район один из самых южных на Гомельщине, расположен в бассейне реки Припять. Земля в основном равнинная. Но главное богатство Наровлянщины ее природа: заливные луга, леса, речные затоны, старики, многочисленные притоки Припяти. Богата и разнообразна флора и фауна.
Наровлянский район образовался в 1924 году. Он объединял три волости (Наровлянскую, Мухоедовскую и Дерновичскую) и входил в Мозырский округ. На территории 24-х сельских Советов проживало 35 тысяч жителей; располагалось 95 населенных пунктов, 6356 дворов. Работало 13 паровых мельниц, 7 мелких конезаводов, 3 дегтярных, один по выпуску мела, 3 столярных мастерских, 27 кузниц. Действовало 27 школ, одна церковь, районная библиотека, краеведческое товарищество, 3 постовых отделения. В 1925 году была создана первая артель «Красный Маяк», начала выпуск сладкой продукции фабрика «Чырвоны Мазыранiн». Открылась районная больница, 2 аптеки. В 1926 году вступили в строй 4 кирпичных завода. В 1929 в д. Александровка образовался колхоз «1-ое августа». В 1934 году машинно-тракторная станция.
Географическая площадь района составляет 158638 гектаров, из них 12383 гектаров леса, 22721 сельхозугодий, 13053 гектаров пашни, 9129 луговых угодий, 3337 гектаров пастбищ. Балл сельхозугодий - 25,6, пашни - 27,7.
Численность населения района - 12576 человек, из них в городе проживает 8152 человек, в сельских населенных пунктах -4424.
В административном отношении территория района разделена на 5 сельских Советов, в которых имеется 35 населённых пунктов.
В районе работает 5 промышленных предприятий: 1 строительная организация, 1 - транспортная, 2 предприятия связи, 1 организация, обслуживающая сельское хозяйство, один комбинат бытового обслуживания населения, 2 банка, районное потребительское общество, 2 дорожно-эксплуатационных участка, 2 сельскохозяйственных производственных кооператива, 3 коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятия.
Социальную сферу города и района представляют 10 общеобразовательных школ (из них 3 школы-сада), 7 дошкольных учреждений, Центр коррекционного развития, обучения и реабилитации, детский социальный приют, ПТУ. учебно-производственный комбинат, 8 сельских домов культуры, 4 сельских клуба, 1 районный дом культуры, 7 домов, социальных услуг, 13 сельских библиотек, 1 городская библиотека, 1 детская библиотека, Этнографический музей, Центр ремесел, Детская школа искусств, киновидеопредприятие, 12 сельских киноустановок, центральная районная больница, 2 амбулатории общей практики, 12 ФАПов, стадион, 11 спортзалов.
Район специализируется на мясомолочном направлении. В сельском хозяйстве занято 610 человек.
В результате аварии на ЧАЭС в связи с высоким радиоактивным загрязнением, начиная с 1986 года, в районе было отселено 36 населенных пунктов с численностью населения 6485 человек.
В районе постоянно проводится работа, направленная на стабилизацию экономики района, создание необходимых условий для жизни и быта населения, предъявляются высокие требования и спрос к руководителям предприятий, организаций, учреждений и хозяйств не только за результаты в экономике, но и за организацию работы по удовлетворению нужд и запросов граждан. Ведется работа по улучшению условий труда и быта в трудовых коллективах, решению социальных проблем по месту жительства.
В районе реализуется ряд социальных программ, сохранена и поддерживается в удовлетворительном состоянии материальная база социально-культурного комплекса, принимаются меры но увеличению объема услуг населению. В 2003 году Наровлянский район стал первым на Гомельщине, в котором началось внедрение нормативов социальных стандартов. На сегодняшний день в районе полиостью выполняются 43 из 44 стандартов. Не выполнятся 1 стандарт в области образования, так как в районе отсутствуют специализированные учреждения для детей с особенностями психофизического развития.
Многое в районе делается для благоустройства населенных пунктов. Парки и скверы, жилые, общественные и административные здания, площадки для занятия спортом и игр обновляются и реконструируются. Благоустроены и озеленены мемориальные комплексы, обелиски, памятники. Летом утопают в радужных красках цветов клумбы на юродских и сельских липах. Все перечисленное является частью нашей повседневной жизни. Красота, ухоженность и уют Наровлянщины – это визитная карточка нашего района и его жителей.
Неоднократно
Наровля становилась
Наровлянский районный союз потребительских обществ был создан в декабре 1943 года. В ею состав входит 5 сельских потребительских обществ. 1 марта 1996 года образовано Наровлянское районное потребительское общество, зарегистрированное решением Наровлянскго райисполкома 08.04.2004 года №212 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400056297.
Председателем правления райгю 02.12.2002 года избранна Мацак Галина Владимировна.
По состоянию на 01.01.2006 год структура райпо представлена следующим образом ОСП "Продторг" райпо (схема 2.1 ).
Схема 2.1
Организационная структура
на 01.01.2006 года.
В зоне деятельности потребительской кооперации района проживает 12,8 тыс. человек, в т.ч сельского населения 4,3 тыс. человек, в райцентре 8,5 тыс. человек.
Потребительская кооперация района объединяет на демократических началах 3019 пайщиков с паевым фондом 2990.5 тыс. руб.
Потребительское общество - самая крупная торгующая организация в районе. На ее долю приходился 57.6 % всею товарооборота района и 45,8% товарооборота в районном центре.
Процент охвата денежных доходов населения района товарооборотом райпо – 39,1 %.
Торговлю в райпо осуществляют 41 магазин с торговой площадью 4929 м2, что составляет 388 м2 на 1000 жителей при нормативе 260 м2. Обслуживание 24 малых населенных пунктов, не имеющих стационарной сети осуществляет 3 автомагазина.
Общественное питание осуществляет свою деятельность и через 17 предприятий с числом посадочных мест 1511. Обеспеченное посадочными местами 12 мест на 1 тысячу жителей при нормативе 12 мест.
Складское хозяйство включает в себе 4 склада обшей площадью 2562 м2, 1 склад-холодильник мощностью 100 тонн. Заготовительная отрасль представлена:
- 1 приемно-заготовительных пункт
- 2 овощехранилища на 685 тонн.
- склад вторсырья площадью 200 м2
Комбинат кооперативной промышленности имеет цех хлебопечения с мощностью 5,3 тонны в сутки.
За 2005 год Наровлянским райпо обеспечен объем розничного товарооборота в размере 7752 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2004 года составил 107,1 %. Товарооборот общественного питания составил 1 196 млн. руб., или 103,9% к 2004 году в сопоставимых ценах.
Реализовано товаров на 1 жителя на 610,9 тыс. руб.. при среднеобластном показателе 706,4 тыс. руб.
Отмечена тенденция снижения степени освоения денежных доходов населения розничным товарооборотом. Если в 2004 году 40,7%, то за 12 месяцев 2005 года – 39.1 %.
Потребительских товаров в 2005 году произведено на сумму 542 млн. руб., темп роста к 2004 году - 109,7%.
Заготовительный оборот райпо за 2005 год составил 921,7 млн. руб. Темп роста к 2004 году – 115,6%.
Темп роста реализации сельхозпродукции и сырья за прошедший год составил 166,9% при среднеобластном – 120,8%.
Обеспечено выполнение прогнозных темпов по оказанию платных услуг населению. За 12 месяцев 2005 года райпо оказано услуг на 30 млн. рублей (132,5% к 2004г.), в т.ч. бытовых на 11,5 млн. руб. (201,8% к уровню 2004г. в сопоставимых ценах), сельскому жителю оказано услуг на 2,5 млн. руб.
Как следствие роста объемных показателей являйся рост налоговой нагрузки. Так, за 12 месяцев текущего года в бюджет уплачено 699 млн. руб., в 2004 году – 412 млн. руб. Прогнозируемая сумма налогов 2006 года – 766 млн. руб.
В связи с формированием в районе 6 населенных пунктов нового типа (агрогородков) в райпо запланировано:
- обновление и реконструкция торговой сети;
- укрепление
и совершенствование
- оснащение
объектов торговли новыми
Таблица 2.1
Показатели по труду и заработной плате по
Наровлянскому райпо за 2003 – 2005 гг.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Темп изменения, % | |
2004 г. в % к 2003 г. |
2005 г. в % к 2004 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Розничный товарооборот в |
|||||
действующих |
4464,4 |
5560 |
6555 |
124,54 |
117,9 |
сопоставимых |
3188,9 |
3791,4 |
4682,1 |
124,54 |
117,9 |
2. Среднесписочная численность |
344 |
262 |
251 |
76,16 |
95,80 |
3. Производительность труда, млн. |
13,0 |
21,2 |
26,1 |
163,08 |
123,11 |
4. Фонд заработной платы, млн руб. |
450,9 |
606 |
734,2 |
134,4 |
121,16 |
5. Уровень фонда заработной платы, % |
10,1 |
10,9 |
11,2 |
107,92 |
102,75 |
6. Среднегодовая заработная |
1,31 |
2,31 |
2,93 |
176,34 |
126,84 |
7. Прибыль от реализации, млн. руб. |
-120 |
-31 |
-54 |
+89 |
-23 |
8. Чистая продукция, млн. руб. |
330,9 |
575 |
680,2 |
173,77 |
118,30 |
9. Расходы на оплату труда, млн. руб. |
28,2 |
36,1 |
46,6 |
128,01 |
129,09 |
Итак, необходимо проанализировать показатели по труду и заработной плате Наровлянского райпо. В период с 2003 г. по 2005 г. наблюдается увеличение фонда заработной платы: в 2004 г. по сравнению с 2003 – на 34,4 %, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – 21,6 %. Уровень фонда заработной платы показывает долю величины фонда заработной платы в сумме розничного товарооборота. Этот показатель также увеличивается за исследуемый период, что свидетельствует о более быстром росте величины фонда заработной платы по сравнению с темпом роста розничного товарооборота и в итоге приводит к росту расходов на оплату труда. Анализируя среднегодовую заработную плату нельзя не отметить значительное ее увеличение в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – на 76,3 %, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 26,84 %. Это во многом объясняется сокращением среднесписочной численности: в 2004г. она составила 262 человека, что на 23,84 % меньше, чем в 2003г. Т.е произошло перераспределение расходов на оплату труда, но как показывает уровень фонда заработной платы, оно было произведено с недостаточной эффективностью.
Таблица 2.1.2
Динамика производительности труда по
Наровлянскому райпо за 2003 - 2005 гг.
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Темп изменения, % | |
2004 г. в % к 2003 г. |
2005 г. в % к 2004 г. | ||||
1. Производительность труда, |
|||||
розничным товарооборотом: |
|||||
а) в действующих ценах, млн.руб. |
13,0 |
21,2 |
26,1 |
163,08 |
123,11 |
б) в сопоставимых ценах, млн.руб. |
9,3 |
15,2 |
18,7 |
163,44 |
123,03 |
в) по чистой продукции, млн.руб. |
9,6 |
6,9 |
6,9 |
71,88 |
100,00 |
Таблица 2.1.3
Основные средства торговли и эффективность их использования
по Наровлянскому райпо за 2003 - 2005 гг.
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Темп изменения, % | |
2004 г. в % к 2003 г. |
2005 г. в % к 2004 г. | ||||
1. Розничный товарооборот, всего, млн руб. |
4464,4 |
5560,0 |
6555,0 |
124,54 |
117,9 |
2. Среднегодовая стоимость |
2472 |
2560 |
2715 |
103,56 |
106,05 |
3. Прибыль от реализации, млн руб. |
-120 |
-31 |
-54 |
+89 |
-23 |
4. Фондоотдача, руб. |
1,8060 |
2,1719 |
2,4134 |
120,26 |
111,12 |
5. Фондоемкость, руб. |
0,5537 |
0,4604 |
0,4142 |
83,15 |
89,97 |
6. Фондовооруженность, млн. руб. |
6,7541 |
9,1756 |
10,5070 |
135,85 |
114,51 |
7. Фондорентабельность, % |
-4,85444 |
-1,2109 |
-1,9889 |
+3,6435 |
-0,7780 |
8. Численность работников, чел. |
344 |
262 |
251 |
76,16 |
95,80 |