Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Введение
1. Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры
1.2 Виды организационных структур и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт совершенствования организационных структур
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского облпотребсоюза
2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций
Заключение
Список используемой литературы
Минская область -- одна из наиболее экономически развитых областей Республики Беларусь. Выгодное географическое положение, наличие природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами социально-экономического развития региона. Область расположена в центральной части республики, территория ее, включая город Минск, составляет 39,9 тыс. кв. километров (19,2% площади Республики Беларусь). Ее железнодорожная сеть соединяет Россию и Европу, страны Балтии и южные государства СНГ. Административное деление области -- 22 района, 24 города (из них 1 -- областного подчинения), 19 поселков городского типа, 5212 сельских населенных пунктов.
Численность населения составляет 1453,9 тысяч человек. Основу ресурсной базы составляют калийные и каменные соли, торф, железная руда, горючие сланцы, глина, сапропели, минеральные воды, песчано-гравийные материалы, песок. Промышленность Минской области представляют 417 предприятий с численностью промышленно-производственного персонала 124,1 тыс. человек. Значительная доля промышленных производств сосредоточена в городах Солигорске, Борисове, Жодино, Слуцке, Молодечно.
Предприятия пищевой отрасли специализируются на выпуске сахара, хлебобулочных и макаронных изделий, переработке мяса, молока, овощей и фруктов.
Природные ресурсы позволяют активно развивать деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность.
Широко известны за пределами республики хромовые кожи, льноволокно, бельевой и верхний трикотаж, швейные изделия, продукция крупных предприятий легкой промышленности
Работа строительного комплекса Минской области подчинена обеспечению населения жильем и объектами социально-культурного назначения. Индивидуальное жилищное строительство занимает наибольший удельный вес в структуре введенного жилья и наряду с жилищно-строительными кооперативами выступает приоритетной формой наращивания жилищного фонда. На территории Минской области функционирует значительное количество предприятий, производящих строительные материалы.
В агропромышленном комплексе задействовано 430 сельскохозяйственных организаций, 49 организаций технического сервиса, 9 предприятий по производству плодовоовощной и ликероводочной продукции, 14 молочных заводов, в том числе 1 филиал, 4 мясокомбината и 47 предприятий по обслуживанию мелиоративных систем. Сельскохозяйственные организации ежегодно производят четверть общего объема валовой продукции страны.
Экономика Минской области является экспортоориентированной. В течение последних лет благодаря активной внешнеторговой деятельности область занимает одно из ведущих мест среди других регионов республики. Главным внешнеэкономическим партнером области является Российская Федерация, на долю которой приходится 35,9% общего товарооборота. Активными участниками торгового оборота стали Индия, Германия, Украина, Нидерланды, Бразилия, Польша. На сегодняшний день активными инвесторами в экономику Минской области выступают Австрия, Великобритания, Германия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Россия и другие.
С целью привлечения иностранных инвестиций, развития новых высокотехнологичных производств на территории Минской области создана свободная экономическая зона «Минск». Среди ее особенностей можно выделить выгодное географическое положение (пересечение трансевропейских коридоров), расположение в столице, высококвалифицированные кадры, существующую специфику размещенных производств (промышленность строительных материалов, упаковка, машиностроение), а также активно развивающееся направление логистики современного складского хозяйства. Для резидентов СЭЗ установлен особый порядок налогообложения, таможенного оформления, проведения валютных операций. Предусмотрено содействие государства в реализации инвестиционных проектов.
Минская область располагает высоким кадровым потенциалом специалистов в различных сферах деятельности и рабочих по большому кругу специальностей.
Система здравоохранения области в своей работе ориентируется, прежде всего, на Программу развития здравоохранения Республики Беларусь, Программу возрождения и развития села, а также Национальную программу демографической безопасности.
Для любителей активного отдыха открыты двери Республиканского горнолыжного центра «Силичи», спортивно-оздоровительного комплекса «Логойск», Ледового дворца в г. Солигорске, а также других многочисленных спортивных сооружений. Одним из молодых и наиболее перспективных возможностей для отдыха является агротуризм.
В целом практически во всех отраслях хозяйства найдется поле деятельности для тех, кто смотрит в будущее с перспективой, стремится к успеху, способен работать в современных экономических условиях.
Основной целью деятельности Минского облпотребсоюза является формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации области, а также участие в разработке региональных социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребительского общества, организация торговой, производственной, заготовительной, внешнеэкономической деятельности и прочее [приложение А]. Общее руководство деятельностью Минского облпотребсоюза, потребительских обществ, правления и аппарата управления облпотребсоюза осуществляет председатель. Он координирует и контролирует работу контрольно-ревизионного управления; отделов кадров, организационно-кооперативной и идеологической работы, по качеству и стандартизации; секторов правовой работы, по автоматизации системы управления.
Руководство и координацию деятельности прочих отделов и секторов различных отраслей народного хозяйства осуществляют заместители председателя правления [45].
Такую организационную структуру можно охарактеризовать как функциональную структуру управления.
Подобный порядок руководства и подотчетности в Минском облпотребсоюзе привел к росту рентабельности в 2009 году по сранению с 2008 годом [таблица 2.1].
Таблица 2.1 - Финансовые результаты деятельности Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы
Показатели |
Годы |
Темп роста, % |
Отклонение, (+/-) | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 год к 2007 году |
2009 год к 2008 году |
2009 год к 2007 году |
2009 год к 2008 году | |
Финансовый результат всего, млн р. |
3148 |
3632 |
4879 |
115,37 |
134,33 |
484,00 |
1247,00 |
Финансовый результат от реализации, млн р. |
6990 |
7131 |
7747 |
102,02 |
108,64 |
141,00 |
616,00 |
Рентабельность всего, % |
0,29 |
0,26 |
0,31 |
-0,03 |
0,05 | ||
Коэффициент текущей ликвидности |
0,935 |
0,868 |
0,837 |
92,83 |
96,43 |
-0,07 |
-0,03 |
В 2009 году наблюдается значительное увеличение общего финансового результата деятельности Минского облпотребсоюза по сравнению с 2008 годом - на 34,33% или 1247 млн р., это обеспечило увеличение рентабельности за этот период на 0,05%, когда в 2008 году по сравнению с 2007 годом рентабельность была ниже на 0,03% из-за незначительного роста прибыли от товаров и услуг, которые составили в 2008 году на 141 млн р.
Анализ структуры и динамики прибыли и фондоотдачи облпотребсоюза представлен соответственно в таблицах 2.2 и 2.3.
Таблица 2.2 - Структура и динамика изменения прибыли Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы
Показатели |
Годы |
Темп роста, % Отклонение (+/-) | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 год к 2007 году |
2009 год к 2008 году | |
Выручка от реализации товаров, услуг за вычетом налогов и иных платежей |
954872 |
1210708 |
1341302 |
126,79 |
110,79 |
Себестоимость реализованных товаров и услуг |
788068 |
999051 |
1102320 |
126,77 |
110,34 |
Расходы на реализацию |
159814 |
204526 |
231235 |
127,98 |
113,06 |
Прибыль (убыток) от реализации |
6990 |
7131 |
7747 |
102,02 |
108,64 |
Операционные доходы за вычетом налогов и неналоговых платежей |
14191 |
16922 |
26289 |
119,24 |
155,35 |
Операционные расходы |
12097 |
13660 |
22632 |
112,92 |
165,68 |
Прибыль (убыток) операционная |
2094 |
3262 |
3657 |
155,78 |
112,11 |
Внереализационные доходы за вычетом налогов и неналоговых платежей |
7313 |
9620 |
9703 |
131,55 |
100,86 |
Внереализационные расходы |
7982 |
9946 |
10679 |
124,61 |
107,37 |
Прибыль (убыток) внереализацинная |
-669 |
-326 |
-976 |
+343,00 |
-650,00 |
Прибыль налогооблагаемая |
8415 |
10067 |
10428 |
119,63 |
103,59 |
Налоги, сборы и иные платежи из прибыли |
5267 |
6435 |
5549 |
122,18 |
86,23 |
Прибыль чистая |
3148 |
3632 |
4879 |
115,37 |
134,33 |
С ростом себестоимости реализованных товаров и услуг по годам наблюдался и рост выручки от их реализации соразмерными темпами: в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 26,8% и в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 10,5% в среднем. При этом возросли и расходы на реализацию. Это вызвало увеличение прибыли от реализации в 2008 году на 2,02%, а в 2009 по сравнению с 2008 на 8,64%. Следует отметить, что в 2009 году в значительной мере (на 650 млн р.) увеличился убыток от внереализационной деятельности, несмотря на то, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом сальдо от внереализационных доходов и расходов удалось увеличить на 343 млн р. Таким образом в конечном результате чистая прибыль Минского облпотребсоюза в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 484 млн р. или 15,37%, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом чистая прибыль увеличилась на 34,33%, что составило 1247 млн р.
Таблица 2.2 - Динамика изменения фондоотдачи Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 год к 2007 году |
2009 год к 2008 году | |
Стоимость основных средств, млн р.: |
|||||
на начало периода |
215687 |
248151 |
268958 |
115,05 |
108,38 |
на конец периода |
248151 |
268958 |
308285 |
108,38 |
114,62 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. |
231919 |
258555 |
288622 |
111,48 |
111,63 |
Выручка от реализации, млн р. |
1093284 |
1398841 |
1551604 |
127,95 |
110,92 |
Фондоотдача, р. |
4,71 |
5,41 |
5,38 |
114,77 |
99,37 |
С ростом стоимости основных средств в разрезе 2007-2009 года увеличилась и среднегодовая их стоимость на 11,48% и 11,63% в 2008 и 2009 годах соответственно.
Фондоотдача основных средств облпотребсоюза увеличилась на 14,77% или 0,7 р.в 2008 году что означает повышение эффективности использования основных фондов организации.
Однако, с уменьшением темпов роста выручки от реализации на 17,03% (110,92-127,95) в 2009 году по сравнению с 2008 годом, фондоотдача также снизилась на 0,03р, темп роста составил 99,37%.
Таким образом, Минский облпотребсоюз является хозяйственной негосударственной многоотраслевой организацией, охватывающей в своей деятельности все сферы экономического функционирования государства.
В настоящее время экономические показатели деятельности облпотребсоюза отражают его стабильное, достаточно устойчивое как финансовое, так и социальное положение.
Однако для сохранения такого положения необходимо уделить внимание более современным и инновационным технологиям деятельности.
Начать необходимо с рационализации аппарата управления, для этого необходимо провести анализ его деятельности, выявить слабые и сильные стороны, найти оптимальные пути реструктуризации и распределения обязанностей между руководителями облпотребсоюза.
2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
Рассматривая организационную структуру управления Минским облпотребсоюзом (рисунок 2.1) можно говорить о том, что она принадлежит к линейно-функциональному типу структуры управления.
Порядок распределения обязанностей руководителей первого звена закреплен в Постановлении правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза».
В соответствии с ним общее руководство деятельностью облпотребсоюза, правления и аппарата управления возложено на председателя правления - Кашпея В.М. Также в его компетенции находятся вопросы общественной безопасности и дисциплины, социально-экономического, перспективного развития, внедрения программных технологий, правового обеспечения, кадровой политики и образования, идеологической, общественно-политической и социальной деятельности, сохранения кооперативной собственности и др.
Председатель координирует и контролирует работу контрольно-ревизионного управления, отдела кадров, организационно-кооперативной и идеологической работы, отдела по качеству и стандартизации, сектора правовой работы и по автоматизации системы управления, секретаря-машинистки, а также вопросы взаимодействия с областными органами государственной власти и управления.
Руководство и координацию отраслей торговли и общественного питания осуществляет первый заместитель председателя правления Тихонович В.М. Так же в его ведении вопросы развития платных услуг, обеспечения выполнения доведенных прогнозных и программных показателей, рентабельной работы отраслей и подведомственных предприятий, вопросы развития информатизации и автоматизации в системе облпотребсоюза; вопросы организации розничной и оптовой торговли, общественного питания, постановки коммерческой работы, организации работы с тарой, взаимодействия с товаропроизводителями и поставщиками товаров, реализации заготовленной сельскохозяйственной продукции в торговой сети и ее переработка в организациях общественного питания, развития материально-технической базы организаций торговли и общественного питания, борьбы с коррупцией.