Структура и функции аппарата управления организации на материалах Минского облпотребсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры
1.2 Виды организационных структур и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт совершенствования организационных структур
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского облпотребсоюза
2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Структура и функции аппарата управления организации .rtf

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Минская область -- одна из наиболее экономически развитых областей Республики Беларусь. Выгодное географическое положение, наличие природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами социально-экономического развития региона. Область расположена в центральной части республики, территория ее, включая город Минск, составляет 39,9 тыс. кв. километров (19,2% площади Республики Беларусь). Ее железнодорожная сеть соединяет Россию и Европу, страны Балтии и южные государства СНГ. Административное деление области -- 22 района, 24 города (из них 1 -- областного подчинения), 19 поселков городского типа, 5212 сельских населенных пунктов.

Численность населения составляет 1453,9 тысяч человек. Основу ресурсной базы составляют калийные и каменные соли, торф, железная руда, горючие сланцы, глина, сапропели, минеральные воды, песчано-гравийные материалы, песок. Промышленность Минской области представляют 417 предприятий с численностью промышленно-производственного персонала 124,1 тыс. человек. Значительная доля промышленных производств сосредоточена в городах Солигорске, Борисове, Жодино, Слуцке, Молодечно.

Предприятия пищевой отрасли специализируются на выпуске сахара, хлебобулочных и макаронных изделий, переработке мяса, молока, овощей и фруктов. 

Природные ресурсы позволяют активно развивать деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность.

Широко известны за пределами республики хромовые кожи, льноволокно, бельевой и верхний трикотаж, швейные изделия, продукция крупных предприятий легкой промышленности

Работа строительного комплекса Минской области подчинена обеспечению населения жильем и объектами социально-культурного назначения. Индивидуальное жилищное строительство занимает наибольший удельный вес в структуре введенного жилья и наряду с жилищно-строительными кооперативами выступает приоритетной формой наращивания жилищного фонда. На территории Минской области функционирует значительное количество предприятий, производящих строительные материалы.

В агропромышленном комплексе задействовано 430 сельскохозяйственных организаций, 49 организаций технического сервиса, 9 предприятий по производству плодовоовощной и ликероводочной продукции, 14 молочных заводов, в том числе 1 филиал, 4 мясокомбината и 47 предприятий по обслуживанию мелиоративных систем. Сельскохозяйственные организации ежегодно производят четверть общего объема валовой продукции страны.

Экономика Минской области является экспортоориентированной. В течение последних лет благодаря активной внешнеторговой деятельности область занимает одно из ведущих мест среди других регионов республики. Главным внешнеэкономическим партнером области является Российская Федерация, на долю которой приходится 35,9% общего товарооборота. Активными участниками торгового оборота стали Индия, Германия, Украина, Нидерланды, Бразилия, Польша. На сегодняшний день активными инвесторами в экономику Минской области выступают Австрия, Великобритания, Германия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Россия и другие.

С целью привлечения иностранных инвестиций, развития новых высокотехнологичных производств на территории Минской области создана свободная экономическая зона «Минск». Среди ее особенностей можно выделить выгодное географическое положение (пересечение трансевропейских коридоров), расположение в столице, высококвалифицированные кадры, существующую специфику размещенных производств (промышленность строительных материалов, упаковка, машиностроение), а также активно развивающееся направление логистики современного складского хозяйства. Для резидентов СЭЗ установлен особый порядок налогообложения, таможенного оформления, проведения валютных операций. Предусмотрено содействие государства в реализации инвестиционных проектов.

Минская область располагает высоким кадровым потенциалом специалистов в различных сферах деятельности и рабочих по большому кругу специальностей.

Система здравоохранения области в своей работе ориентируется, прежде всего, на Программу развития здравоохранения Республики Беларусь, Программу возрождения и развития села, а также Национальную программу демографической безопасности.

Для любителей активного отдыха открыты двери Республиканского горнолыжного центра «Силичи», спортивно-оздоровительного комплекса «Логойск», Ледового дворца в г. Солигорске, а также других многочисленных спортивных сооружений. Одним из молодых и наиболее перспективных возможностей для отдыха является агротуризм.

В целом практически во всех отраслях хозяйства найдется поле деятельности для тех, кто смотрит в будущее с перспективой, стремится к успеху, способен работать в современных экономических условиях.

Основной целью деятельности Минского облпотребсоюза является формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации области, а также участие в разработке региональных социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребительского общества, организация торговой, производственной, заготовительной, внешнеэкономической деятельности и прочее [приложение А]. Общее руководство деятельностью Минского облпотребсоюза, потребительских обществ, правления и аппарата управления облпотребсоюза осуществляет председатель. Он координирует и контролирует работу контрольно-ревизионного управления; отделов кадров, организационно-кооперативной и идеологической работы, по качеству и стандартизации; секторов правовой работы, по автоматизации системы управления.

Руководство и координацию деятельности прочих отделов и секторов различных отраслей народного хозяйства осуществляют заместители председателя правления [45].

Такую организационную структуру можно охарактеризовать как функциональную структуру управления.

Подобный порядок руководства и подотчетности в Минском облпотребсоюзе привел к росту рентабельности в 2009 году по сранению с 2008 годом [таблица 2.1].

 

Таблица 2.1 - Финансовые результаты деятельности Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение, (+/-)

2007

2008

2009

2008 год к 2007 году

2009 год к 2008 году

2009 год к 2007 году

2009 год к 2008 году

Финансовый результат всего, млн р.

3148

3632

4879

115,37

134,33

484,00

1247,00

Финансовый результат от реализации, млн р.

6990

7131

7747

102,02

108,64

141,00

616,00

Рентабельность всего, %

0,29

0,26

0,31

   

-0,03

0,05

Коэффициент текущей ликвидности

0,935

0,868

0,837

92,83

96,43

-0,07

-0,03


 

В 2009 году наблюдается значительное увеличение общего финансового результата деятельности Минского облпотребсоюза по сравнению с 2008 годом - на 34,33% или 1247 млн р., это обеспечило увеличение рентабельности за этот период на 0,05%, когда в 2008 году по сравнению с 2007 годом рентабельность была ниже на 0,03% из-за незначительного роста прибыли от товаров и услуг, которые составили в 2008 году на 141 млн р.

Анализ структуры и динамики прибыли и фондоотдачи облпотребсоюза представлен соответственно в таблицах 2.2 и 2.3.

 

Таблица 2.2 - Структура и динамика изменения прибыли Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+/-)

2007

2008

2009

2008 год к 2007 году

2009 год к 2008 году

Выручка от реализации товаров, услуг за вычетом налогов и иных платежей

954872

1210708

1341302

126,79

110,79

Себестоимость реализованных товаров и услуг

788068

999051

1102320

126,77

110,34

Расходы на реализацию

159814

204526

231235

127,98

113,06

Прибыль (убыток) от реализации

6990

7131

7747

102,02

108,64

Операционные доходы за вычетом налогов и неналоговых платежей

14191

16922

26289

119,24

155,35

Операционные расходы

12097

13660

22632

112,92

165,68

Прибыль (убыток) операционная

2094

3262

3657

155,78

112,11

Внереализационные доходы за вычетом налогов и неналоговых платежей

7313

9620

9703

131,55

100,86

Внереализационные расходы

7982

9946

10679

124,61

107,37

Прибыль (убыток) внереализацинная

-669

-326

-976

+343,00

-650,00

Прибыль налогооблагаемая

8415

10067

10428

119,63

103,59

Налоги, сборы и иные платежи из прибыли

5267

6435

5549

122,18

86,23

Прибыль чистая

3148

3632

4879

115,37

134,33


 

С ростом себестоимости реализованных товаров и услуг по годам наблюдался и рост выручки от их реализации соразмерными темпами: в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 26,8% и в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 10,5% в среднем. При этом возросли и расходы на реализацию. Это вызвало увеличение прибыли от реализации в 2008 году на 2,02%, а в 2009 по сравнению с 2008 на 8,64%. Следует отметить, что в 2009 году в значительной мере (на 650 млн р.) увеличился убыток от внереализационной деятельности, несмотря на то, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом сальдо от внереализационных доходов и расходов удалось увеличить на 343 млн р. Таким образом в конечном результате чистая прибыль Минского облпотребсоюза в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 484 млн р. или 15,37%, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом чистая прибыль увеличилась на 34,33%, что составило 1247 млн р.

 

Таблица 2.2 - Динамика изменения фондоотдачи Минского облпотребсоюза за 2007-2009 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 год к 2007 году

2009 год к 2008 году

Стоимость основных средств,

млн р.:

         

на начало периода

215687

248151

268958

115,05

108,38

на конец периода

248151

268958

308285

108,38

114,62

Среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

231919

258555

288622

111,48

111,63

Выручка от реализации,

млн р.

1093284

1398841

1551604

127,95

110,92

Фондоотдача, р.

4,71

5,41

5,38

114,77

99,37


 

С ростом стоимости основных средств в разрезе 2007-2009 года увеличилась и среднегодовая их стоимость на 11,48% и 11,63% в 2008 и 2009 годах соответственно.

Фондоотдача основных средств облпотребсоюза увеличилась на 14,77% или 0,7 р.в 2008 году что означает повышение эффективности использования основных фондов организации.

Однако, с уменьшением темпов роста выручки от реализации на 17,03% (110,92-127,95) в 2009 году по сравнению с 2008 годом, фондоотдача также снизилась на 0,03р, темп роста составил 99,37%.

Таким образом, Минский облпотребсоюз является хозяйственной негосударственной многоотраслевой организацией, охватывающей в своей деятельности все сферы экономического функционирования государства.

В настоящее время экономические показатели деятельности облпотребсоюза отражают его стабильное, достаточно устойчивое как финансовое, так и социальное положение.

Однако для сохранения такого положения необходимо уделить внимание более современным и инновационным технологиям деятельности.

Начать необходимо с рационализации аппарата управления, для этого необходимо провести анализ его деятельности, выявить слабые и сильные стороны, найти оптимальные пути реструктуризации и распределения обязанностей между руководителями облпотребсоюза.

 

2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи

 

Рассматривая организационную структуру управления Минским облпотребсоюзом (рисунок 2.1) можно говорить о том, что она принадлежит к линейно-функциональному типу структуры управления.

Порядок распределения обязанностей руководителей первого звена закреплен в Постановлении правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза».

В соответствии с ним общее руководство деятельностью облпотребсоюза, правления и аппарата управления возложено на председателя правления - Кашпея В.М. Также в его компетенции находятся вопросы общественной безопасности и дисциплины, социально-экономического, перспективного развития, внедрения программных технологий, правового обеспечения, кадровой политики и образования, идеологической, общественно-политической и социальной деятельности, сохранения кооперативной собственности и др.

Председатель координирует и контролирует работу контрольно-ревизионного управления, отдела кадров, организационно-кооперативной и идеологической работы, отдела по качеству и стандартизации, сектора правовой работы и по автоматизации системы управления, секретаря-машинистки, а также вопросы взаимодействия с областными органами государственной власти и управления.

Руководство и координацию отраслей торговли и общественного питания осуществляет первый заместитель председателя правления Тихонович В.М. Так же в его ведении вопросы развития платных услуг, обеспечения выполнения доведенных прогнозных и программных показателей, рентабельной работы отраслей и подведомственных предприятий, вопросы развития информатизации и автоматизации в системе облпотребсоюза; вопросы организации розничной и оптовой торговли, общественного питания, постановки коммерческой работы, организации работы с тарой, взаимодействия с товаропроизводителями и поставщиками товаров, реализации заготовленной сельскохозяйственной продукции в торговой сети и ее переработка в организациях общественного питания, развития материально-технической базы организаций торговли и общественного питания, борьбы с коррупцией.

Информация о работе Структура и функции аппарата управления организации на материалах Минского облпотребсоюза