Структура и функции аппарата управления организации на материалах Минского облпотребсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры
1.2 Виды организационных структур и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт совершенствования организационных структур
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского облпотребсоюза
2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Структура и функции аппарата управления организации .rtf

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Первый заместитель председателя правления также координирует работу по выполнению показателей Программы оказания и развития платных услуг населению, развития курируемых отраслей деятельности, структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:

Управления торговли,

Отдела общественного питания,

Сектора по контролю и делопроизводству,

Информационно - диспетчерской службы,

Частных унитарных предприятий облпотребсоюза:

ЧУП «Коопкниготорг»,

ЧУП «Минская база облпотребсоюза»,

ЧУП «Слуцкая база облпотребсоюза»,

Филиал «База отдыха «Нарочь».

Руководство и координацию финансово-экономической деятельности облпотребсоюза осуществляет заместитель председателя правления Гапоненко Н.В. Так же в ее компетенции вопросы повышения эффективности деятельности системы потребительской кооперации, расчетно-платежной дисциплины, организации и оплаты труда, системы ценообразования, бухгалтерского учета и отчетности, экономической стабилизации, финансовой и налоговой политики, компьютеризации и автоматизации управленческих процессов в системе потребительской кооперации и подведомственных ему организаций, сохранности кооперативной собственности, рентабельной работы отраслей и подведомственных организаций системы потребительской кооперации, взаимодействия с экономическими, финансовыми, налоговыми, статистическими органами по курируемым вопросам и банковскими учреждениями, борьбы с коррупцией. В том числе координирует и контролирует работу следующих структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:

Управления бухгалтерского учета, отчетности и финансов,

Экономического отдела,

секторов:

Организации оплаты труда,

Цен и конъюнктуры рынка,

унитарного предприятия:

ЧУП «ИВЦ-Молодечно».

Руководство и координацию заготовительной отраслью, внешнеэкономической деятельностью, работой рынков, выполнение прогнозных и программных показателей по заготовительной и внешнеэкономической деятельности, платным услугам населению осуществляет заместитель председателя правления облпотребсоюза Кацман И.Б. В его ведении также вопросы обеспечения положительного сальдо во внешнеторговом обороте системы, вопросы заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, выполнения государственных заказов на их поставку, создания стабилизационных фондов плодоовощной продукции и картофеля, контроля за их использованием, организации работы рынков, оказания ими услуг населению, центров поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан, координации развития в системе потребительской кооперации платных услуг по курирующим отраслям, координация и контроль работы структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:

Управления заготовок, внешнеэкономической деятельности,

унитарных предприятий:

ЧУП «Минсккоопвторресурсы»,

ЧУП «Борисовская горзаготконтора»,

ЧУП «Молодеченская горзаготконтора».

Руководство и координацию строительной отраслью и инвестиционной деятельностью осуществляет заместитель председателя правления Каранец Ф.А. В его ведении вопросы инвестиционной деятельности, выполнения инновационных и инвестиционных программ, заданий по привлечению иностранных инвестиций, программы по энергосбережению, освоения средств инновационных фондов Белкоопсоюза, «Минэнерго», Министерства сельского хозяйства и продовольствия, охраны природы, фонда занятости и других; выполнения прогнозных показателей по энергосбережению в свете Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г. №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства», подготовка к отопительному сезону, заданий по выборке местных видов топлива. Кроме всего прочего данный заместитель председателя правления следит за обустройством объектов торговли, общественного питания, заготовок в агрогородках, развитием материально-технической базы системы в целом; выполнением заданий по строительству жилья, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства; вопросы хозяйственного обслуживания аппарата и здания облпотребсоюза, состояния и сохранности недвижимости облпотребсоюза, вопросы проектирования, ремонтов и строительства, охраны труда и техники безопасности в целом по системе, организации работы транспорта системы облпотребсоюза, выполнения заданий по обновлению парка грузовых автомобилей, снижения транспортных издержек, роста объемов оказания услуг сторонним организациям; организации работы собственных строительных организаций, развития их материально-технической базы, выполнения планов строительно-монтажных работ. Он контролирует работу отдела капитального строительства, технического развития транспорта, коменданта здания облпотребсоюза, частных унитарных предприятий облпотребсоюза: ЧУП «ПМК-2», ЧУП «ПМК-3», ЧУП «Минский областной ремонтно-монтажный комбинат», ЧУП «Слуцкая автобаза», ДОЛ «Дружный».

Заместитель председателя правления облпотребсоюза Добриян С.В. осуществляет руководство промышленно-перерабатывающим комплексом, обеспечивает выполнение прогнозных и программных показателей по промышленной деятельности, обеспечивает рентабельную работу отрасли и курируемых организаций (ЧУП «Клецкий производственно-пищевой завод», ЧУП «Молодеченский пищевой комбинат», ЧУП «Червенский овощесушильный завод»), расширения ассортимента и улучшения качества производимой продукции, ее сбыта и реализации.

Заместители председателя правления несут персональную ответственность за экономическое и финансовое состояние, расчетно-платежную дисциплину в руководимых ими отраслях кооперативного хозяйства и унитарных предприятиях облпотребсоюза.

Правом подписи расчетно-денежных документов в учреждениях банков Республики Беларусь, договоров, доверенностей, а также других финансовых документов обладает председатель правления облпотребсоюза, его первый заместитель и заместитель председателя, курирующий финансово-экономическую деятельность облпотребсоюза.

На время нахождения председателя правления и заместителей председателя правления облпотребсоюза в трудовых и социальных отпусках, а также отсутствие их на работе по уважительным причинам выполнение обязанностей в соответствии с Постановлением правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза» возлагается на иных заместителей правления, к примеру, обязанности заместителя правления, курирующего промышленную отрасль возлагаются на заместителя председателя, курирующего заготовительную и внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, деятельность управлений Минского облпотребсоюза разделена по отраслям народного хозяйства, каждую отрасль курирует один из заместителей председателя правления облпотребсоюза. Управление тесно между собой сотрудничают, что в целом обеспечивает слаженное и эффективное функционирование всего Минского облпотребсоюза.

 

2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ

 

Основные обязанности и права работников Минского облпотребсоюза закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях, порядок распределения функций и обязанностей руководителей по отраслям народного хозяйства и председателя определены в Постановлении правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза». Общие нормы осуществления руководства опираются на Трудовой кодекс Республики Беларусь. Правила внутреннего трудового распорядка в данной организации были приняты 08.11.2000 года Постановлением правления Минского облпотребсоюза № 253 [приложение Р].

В первой главе раскрываются общие положения трудовой дисциплины. Цель принятия документа - обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, содействие росту производительности труда.

Во второй главе определен порядок приема и увольнения работников, их документальное отражение, указан установленный законодательно перечень необходимых к предоставлению работником документов при приеме на работу.

В третьей главе указываются в общем виде обязанности работников применяемые ко всем должностям, специальностям и категориям работников. Так же предусмотрена ответственность за недобросовестные действия или бездействие работников.

В четвертой главе определены обязанности нанимателя по организации дисциплины труда и нормальных условий труда работников, а так же ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В пятой главе правил внутреннего трудового распорядка раскрывается понятие рабочего времени, его нормирование, режим работы, в т.ч. порядок утверждения и предоставления трудовых отпусков.

В шестой главе определен порядок применения к работникам поощрений за успехи в труде, их документальное оформление.

В следующей главе описываются меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. А так же оговорены случаи, когда в качестве дисциплинарного взыскания к работнику может быть применено увольнение. Сроки применения дисциплинарного взыскания и порядок его снятия так же указан в главе семь.

Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка являются основным документом, регламентирующим и определяющим основные аспекты осуществления деятельности работников Минского облпотребсоюза, опирающимся на Трудовой кодекс Республики Беларусь и законодательную базу в области трудового законодательства.

Должностные инструкции составляются на основании макетов должностных инструкций разработанных государством, корректируются с учетом специфики деятельности конкретной организации и согласовываются с сектором правовой работы с целью не нарушения законодательства о труде (касательно Минского облпотребсоюза). В осуществлении своей деятельности работники аппарата управления Минского облпотребсоюза в первую очередь руководствуются возложенными на них должностной инструкцией обязанностями.

Постановление правления минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 разработано с учетом специфики деятельности организаций потребительской кооперации и отражает функции и обязанности аппарата управления Минского облпотребсоюза, их подотчетность и взаимозаменяемость. А так же в нем указаны какие из унитарных предприятий облпотребсоюза закреплены за каждым конкретным руководителем, т.е. распределена ответственность за деятельность унитарных предприятий.

Такое конкретизированное разграничение полномочий и обязанностей дает возможность с большей отдачей подходить к возникающим вопросам, т.к. каждый из руководителей (заместители председателя правления) ориентирован на одну отрасль народного хозяйства и является квалифицированным специалистом в ней. Однако такой подход имеет и отрицательные стороны, а именно являясь специалистом одной сферы деятельности человек не слишком компетентен в других, а в современных условиях развития государства для получения наибольшей эффективности от деятельности организации необходимо быть специалистом широкого профиля, не даром в большинстве европейских организаций широко применяется ротация кадров, как по вертикали, так и по горизонтали.

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ МИНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом

 

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны изучаемой организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достичь такого эффекта можно за счет того, что руководители разных уровней Минского облпотребсоюза должны сравнить внутренние сильные и слабые стороны своей организации с возможностями, которые дает ей рынок.

Это позволит с меньшей долей сомнения оценить насколько эффективно организация использует свои ресурсы в сложившейся экономической, политической и социальной обстановке, какие возможности и перспективы дает ей рынок и как этими возможностями грамотно пользоваться, в каком направлении развиваться дальше, какие действия вызывают негативные последствия а какие положительно воздействуют на микро- и макроклимат организации.

Для этого пятерым специалистам и руководителям мною были предложены анонимные анкеты оценки качества внутренних и внешних факторов деятельности облпотребсоюза [приложения Н, П].

Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свою деятельность и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

На основании заполненных анкет по оценке качества внутренних факторов составим сводную таблицу, обобщающую мнения специалистов (таблица 3.1) и матрицу анализа сильных и слабых сторон внутренних факторов Минского облпотребсоюза (таблица 3.2).

Таблица 3.1 - Оценка факторов внутренней среды Минского облпотребсоюза на 2010 год

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

Маркетинг

1.1. Известность на рынке

         

0,04

1.2. Доля рынка

         

0,04

1.3. Репутация в отношении качества

         

0,05

1.4. Репутация в отношении обслуживания

         

0,05

1.5. Реклама

         

0,06

1.6. Эффективность продаж

         

0,04

1.7. Эффективность НИОКР

         

0,03

1.8. Местоположение

         

0,02

Финансы

2.1. Стоимость капитала

         

0,05

2.2. Доступность капитальных ресурсов

         

0,02

2.3. Доходность капитала

         

0,03

2.4. Финансовая стабильность

         

0,05

Производство

3.1. Современное оборудование

         

0,04

3.2. Удовлетворенность покупательского спроса

         

0,05

3.3. Соблюдение сроков поставок

         

0,04

3.4. Ассортимент продукции

         

0,05

3.5. Затраты на производство и реализацию

         

0,02

3.6. Технический уровень производства

         

0,03

Организация

4.1. Квалификация руководства

         

0,04

4.2. Малый штат сотрудников

         

0,04

4.3. Квалификация и способности руководителей

         

0,05

4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации

         

0,04

4.5. Преданность работе сотрудников

         

0,03

4.6. Инициативность руководства

         

0,04

4.7. Оперативность принятия решений

         

0,05

Информация о работе Структура и функции аппарата управления организации на материалах Минского облпотребсоюза