Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Введение
1. Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры
1.2 Виды организационных структур и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт совершенствования организационных структур
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского облпотребсоюза
2.2 Система управления Минского облпотребсоюза, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Минского облпотребсоюза в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций
Заключение
Список используемой литературы
Первый заместитель председателя правления также координирует работу по выполнению показателей Программы оказания и развития платных услуг населению, развития курируемых отраслей деятельности, структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:
Управления торговли,
Отдела общественного питания,
Сектора по контролю и делопроизводству,
Информационно - диспетчерской службы,
Частных унитарных предприятий облпотребсоюза:
ЧУП «Коопкниготорг»,
ЧУП «Минская база облпотребсоюза»,
ЧУП «Слуцкая база облпотребсоюза»,
Филиал «База отдыха «Нарочь».
Руководство и координацию финансово-экономической деятельности облпотребсоюза осуществляет заместитель председателя правления Гапоненко Н.В. Так же в ее компетенции вопросы повышения эффективности деятельности системы потребительской кооперации, расчетно-платежной дисциплины, организации и оплаты труда, системы ценообразования, бухгалтерского учета и отчетности, экономической стабилизации, финансовой и налоговой политики, компьютеризации и автоматизации управленческих процессов в системе потребительской кооперации и подведомственных ему организаций, сохранности кооперативной собственности, рентабельной работы отраслей и подведомственных организаций системы потребительской кооперации, взаимодействия с экономическими, финансовыми, налоговыми, статистическими органами по курируемым вопросам и банковскими учреждениями, борьбы с коррупцией. В том числе координирует и контролирует работу следующих структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:
Управления бухгалтерского учета, отчетности и финансов,
Экономического отдела,
секторов:
Организации оплаты труда,
Цен и конъюнктуры рынка,
унитарного предприятия:
ЧУП «ИВЦ-Молодечно».
Руководство и координацию заготовительной отраслью, внешнеэкономической деятельностью, работой рынков, выполнение прогнозных и программных показателей по заготовительной и внешнеэкономической деятельности, платным услугам населению осуществляет заместитель председателя правления облпотребсоюза Кацман И.Б. В его ведении также вопросы обеспечения положительного сальдо во внешнеторговом обороте системы, вопросы заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, выполнения государственных заказов на их поставку, создания стабилизационных фондов плодоовощной продукции и картофеля, контроля за их использованием, организации работы рынков, оказания ими услуг населению, центров поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан, координации развития в системе потребительской кооперации платных услуг по курирующим отраслям, координация и контроль работы структурных подразделений аппарата облпотребсоюза:
Управления заготовок, внешнеэкономической деятельности,
унитарных предприятий:
ЧУП «Минсккоопвторресурсы»,
ЧУП «Борисовская горзаготконтора»,
ЧУП «Молодеченская горзаготконтора».
Руководство и координацию строительной отраслью и инвестиционной деятельностью осуществляет заместитель председателя правления Каранец Ф.А. В его ведении вопросы инвестиционной деятельности, выполнения инновационных и инвестиционных программ, заданий по привлечению иностранных инвестиций, программы по энергосбережению, освоения средств инновационных фондов Белкоопсоюза, «Минэнерго», Министерства сельского хозяйства и продовольствия, охраны природы, фонда занятости и других; выполнения прогнозных показателей по энергосбережению в свете Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г. №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства», подготовка к отопительному сезону, заданий по выборке местных видов топлива. Кроме всего прочего данный заместитель председателя правления следит за обустройством объектов торговли, общественного питания, заготовок в агрогородках, развитием материально-технической базы системы в целом; выполнением заданий по строительству жилья, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства; вопросы хозяйственного обслуживания аппарата и здания облпотребсоюза, состояния и сохранности недвижимости облпотребсоюза, вопросы проектирования, ремонтов и строительства, охраны труда и техники безопасности в целом по системе, организации работы транспорта системы облпотребсоюза, выполнения заданий по обновлению парка грузовых автомобилей, снижения транспортных издержек, роста объемов оказания услуг сторонним организациям; организации работы собственных строительных организаций, развития их материально-технической базы, выполнения планов строительно-монтажных работ. Он контролирует работу отдела капитального строительства, технического развития транспорта, коменданта здания облпотребсоюза, частных унитарных предприятий облпотребсоюза: ЧУП «ПМК-2», ЧУП «ПМК-3», ЧУП «Минский областной ремонтно-монтажный комбинат», ЧУП «Слуцкая автобаза», ДОЛ «Дружный».
Заместитель председателя правления облпотребсоюза Добриян С.В. осуществляет руководство промышленно-перерабатывающим комплексом, обеспечивает выполнение прогнозных и программных показателей по промышленной деятельности, обеспечивает рентабельную работу отрасли и курируемых организаций (ЧУП «Клецкий производственно-пищевой завод», ЧУП «Молодеченский пищевой комбинат», ЧУП «Червенский овощесушильный завод»), расширения ассортимента и улучшения качества производимой продукции, ее сбыта и реализации.
Заместители председателя правления несут персональную ответственность за экономическое и финансовое состояние, расчетно-платежную дисциплину в руководимых ими отраслях кооперативного хозяйства и унитарных предприятиях облпотребсоюза.
Правом подписи расчетно-денежных документов в учреждениях банков Республики Беларусь, договоров, доверенностей, а также других финансовых документов обладает председатель правления облпотребсоюза, его первый заместитель и заместитель председателя, курирующий финансово-экономическую деятельность облпотребсоюза.
На время нахождения председателя правления и заместителей председателя правления облпотребсоюза в трудовых и социальных отпусках, а также отсутствие их на работе по уважительным причинам выполнение обязанностей в соответствии с Постановлением правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза» возлагается на иных заместителей правления, к примеру, обязанности заместителя правления, курирующего промышленную отрасль возлагаются на заместителя председателя, курирующего заготовительную и внешнеэкономическую деятельность.
Таким образом, деятельность управлений Минского облпотребсоюза разделена по отраслям народного хозяйства, каждую отрасль курирует один из заместителей председателя правления облпотребсоюза. Управление тесно между собой сотрудничают, что в целом обеспечивает слаженное и эффективное функционирование всего Минского облпотребсоюза.
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Минского облпотребсоюза, их анализ
Основные обязанности и права работников Минского облпотребсоюза закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях, порядок распределения функций и обязанностей руководителей по отраслям народного хозяйства и председателя определены в Постановлении правления Минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 «О распределении обязанностей и функций между председателем и заместителями председателя правления Минского облпотребсоюза». Общие нормы осуществления руководства опираются на Трудовой кодекс Республики Беларусь. Правила внутреннего трудового распорядка в данной организации были приняты 08.11.2000 года Постановлением правления Минского облпотребсоюза № 253 [приложение Р].
В первой главе раскрываются общие положения трудовой дисциплины. Цель принятия документа - обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, содействие росту производительности труда.
Во второй главе определен порядок приема и увольнения работников, их документальное отражение, указан установленный законодательно перечень необходимых к предоставлению работником документов при приеме на работу.
В третьей главе указываются в общем виде обязанности работников применяемые ко всем должностям, специальностям и категориям работников. Так же предусмотрена ответственность за недобросовестные действия или бездействие работников.
В четвертой главе определены обязанности нанимателя по организации дисциплины труда и нормальных условий труда работников, а так же ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В пятой главе правил внутреннего трудового распорядка раскрывается понятие рабочего времени, его нормирование, режим работы, в т.ч. порядок утверждения и предоставления трудовых отпусков.
В шестой главе определен порядок применения к работникам поощрений за успехи в труде, их документальное оформление.
В следующей главе описываются меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. А так же оговорены случаи, когда в качестве дисциплинарного взыскания к работнику может быть применено увольнение. Сроки применения дисциплинарного взыскания и порядок его снятия так же указан в главе семь.
Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка являются основным документом, регламентирующим и определяющим основные аспекты осуществления деятельности работников Минского облпотребсоюза, опирающимся на Трудовой кодекс Республики Беларусь и законодательную базу в области трудового законодательства.
Должностные инструкции составляются на основании макетов должностных инструкций разработанных государством, корректируются с учетом специфики деятельности конкретной организации и согласовываются с сектором правовой работы с целью не нарушения законодательства о труде (касательно Минского облпотребсоюза). В осуществлении своей деятельности работники аппарата управления Минского облпотребсоюза в первую очередь руководствуются возложенными на них должностной инструкцией обязанностями.
Постановление правления минского облпотребсоюза от 02.06.2009 года № 139 разработано с учетом специфики деятельности организаций потребительской кооперации и отражает функции и обязанности аппарата управления Минского облпотребсоюза, их подотчетность и взаимозаменяемость. А так же в нем указаны какие из унитарных предприятий облпотребсоюза закреплены за каждым конкретным руководителем, т.е. распределена ответственность за деятельность унитарных предприятий.
Такое конкретизированное разграничение полномочий и обязанностей дает возможность с большей отдачей подходить к возникающим вопросам, т.к. каждый из руководителей (заместители председателя правления) ориентирован на одну отрасль народного хозяйства и является квалифицированным специалистом в ней. Однако такой подход имеет и отрицательные стороны, а именно являясь специалистом одной сферы деятельности человек не слишком компетентен в других, а в современных условиях развития государства для получения наибольшей эффективности от деятельности организации необходимо быть специалистом широкого профиля, не даром в большинстве европейских организаций широко применяется ротация кадров, как по вертикали, так и по горизонтали.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ МИНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Оценка эффективности управления Минским облпотребсоюзом
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны изучаемой организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достичь такого эффекта можно за счет того, что руководители разных уровней Минского облпотребсоюза должны сравнить внутренние сильные и слабые стороны своей организации с возможностями, которые дает ей рынок.
Это позволит с меньшей долей сомнения оценить насколько эффективно организация использует свои ресурсы в сложившейся экономической, политической и социальной обстановке, какие возможности и перспективы дает ей рынок и как этими возможностями грамотно пользоваться, в каком направлении развиваться дальше, какие действия вызывают негативные последствия а какие положительно воздействуют на микро- и макроклимат организации.
Для этого пятерым специалистам и руководителям мною были предложены анонимные анкеты оценки качества внутренних и внешних факторов деятельности облпотребсоюза [приложения Н, П].
Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свою деятельность и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
На основании заполненных анкет по оценке качества внутренних факторов составим сводную таблицу, обобщающую мнения специалистов (таблица 3.1) и матрицу анализа сильных и слабых сторон внутренних факторов Минского облпотребсоюза (таблица 3.2).
Таблица 3.1 - Оценка факторов внутренней среды Минского облпотребсоюза на 2010 год
Факторы внутренней среды |
Оценка качества |
Важность | |||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |||
Маркетинг | |||||||
1.1. Известность на рынке |
0,04 | ||||||
1.2. Доля рынка |
0,04 | ||||||
1.3. Репутация в отношении качества |
0,05 | ||||||
1.4. Репутация в отношении обслуживания |
0,05 | ||||||
1.5. Реклама |
0,06 | ||||||
1.6. Эффективность продаж |
0,04 | ||||||
1.7. Эффективность НИОКР |
0,03 | ||||||
1.8. Местоположение |
0,02 | ||||||
Финансы | |||||||
2.1. Стоимость капитала |
0,05 | ||||||
2.2. Доступность капитальных ресурсов |
0,02 | ||||||
2.3. Доходность капитала |
0,03 | ||||||
2.4. Финансовая стабильность |
0,05 | ||||||
Производство | |||||||
3.1. Современное оборудование |
0,04 | ||||||
3.2. Удовлетворенность покупательского спроса |
0,05 | ||||||
3.3. Соблюдение сроков поставок |
0,04 | ||||||
3.4. Ассортимент продукции |
0,05 | ||||||
3.5. Затраты на производство и реализацию |
0,02 | ||||||
3.6. Технический уровень производства |
0,03 | ||||||
Организация | |||||||
4.1. Квалификация руководства |
0,04 | ||||||
4.2. Малый штат сотрудников |
0,04 | ||||||
4.3. Квалификация и способности руководителей |
0,05 | ||||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
0,04 | ||||||
4.5. Преданность работе сотрудников |
0,03 | ||||||
4.6. Инициативность руководства |
0,04 | ||||||
4.7. Оперативность принятия решений |
0,05 |