Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:50, курсовая работа
При написании работы моей целью было раскрыть понятие организационной культуры, описать ее структуру и выявить основные характеристики организационной культуры.
Для этого я ставила перед собой задачи:
1. Раскрыть сущность организационной культуры и определить ее значение для современной организации;
2.Изучить структуру организационной культуры и ее основные характеристики;
3.Рассмотреть процесс формирования организационной культуры;
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и структура организационной культуры………………….5
1.1. Сущность и значение организационной культуры………………………..5
1.2. Структура и характеристики организационной культуры……………….13
1.3. Формирование организационной культуры……………………………….22
Глава 2……………………………………………………………………………27
2.1. Краткая характеристика ОАО НК «РуссНефть»………………………….27
2.2. Особенности организационной культуры ОАО НК «РуссНефть»………29
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Саратовский государственный
социально-экономический
Кафедра менеджмента
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему:
«Структура и характеристики организационной культуры»
Белова О.О.
Саратов
2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Сущность и структура организационной культуры………………….5
1.1. Сущность и значение организационной культуры………………………..5
1.2. Структура и характеристики организационной культуры……………….13
1.3. Формирование организационной культуры……………………………….22
Глава 2……………………………………………………………………………
2.1. Краткая характеристика
ОАО НК «РуссНефть»………………………….
2.2. Особенности организационной
культуры ОАО НК «РуссНефть»………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Существует много видов и
уровней культуры, воздействующей на
поведение индивидов и
В менее широком смысле существуют культуры подгрупп, определяемых по отдельным признакам, по половому, национальному, расовому и т.д.
Культура организации более узкая. Культура организации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации.
Проблема организационной
Новые условия хозяйствования, динамизм, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к организационной культуре.
В последние годы управленческие службы не только изменили отношение к культуре организации, но и заняли активную позицию в использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления.
В данной работе будет рассмотрена организационная культура и ее составляющие.
Объект исследования – организационная культура.
Предметом исследования является структура организационной культуры и ее формирование в условиях современного предприятия.
При написании работы моей целью было раскрыть понятие организационной культуры, описать ее структуру и выявить основные характеристики организационной культуры.
Для этого я ставила перед собой задачи:
1. Раскрыть сущность организационной культуры и определить ее значение для современной организации;
2.Изучить структуру организационной культуры и ее основные характеристики;
3.Рассмотреть процесс формирования организационной культуры;
4.Проанализировать организационную культуру на примере предприятия.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из введения, 2 глав, в каждой их которых по три параграфа, заключения и списка литературы.
В первой главе освещаются сущность и структура организационной культуры.
Во второй главе проводится анализ организационной культуры на примере ОАО НК «РуссНефть».
Глава 1. Сущность и структура организационной культуры.
В современной литературе
существует довольно много определений
понятия организационная
Термин “культура” у всех на слуху, однако эта известность слова очень обманчива. Безусловно, дать грамотное краткое определение любому широкому понятию (даже давно устоявшемуся) очень трудно. Такие определения и характеристики легко даются “со стороны”, т.е. теми, кто не является профессионалами в соответствующей сфере. Специалисты же всегда дискутируют, спорят между собой. Вместе с тем трудности определения для них обусловлены, конечно, не ограниченностью их взглядов, а хорошо осознаваемой сложностью понятия, исторической эволюцией его содержания, пересечением с другими концепциями и т.д.
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.
Приведем некоторые из множества определений термина «организационная культура».
Э. Джакус (1952 г.): “Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали “своими”.
Д. Элдридж и А. Кромби (1974 г.): “Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей”.
Х. Шварц и С. Дэвис (1981 г.): “Организационная культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп”.
Э. Шайн (1985 г.): “Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем”.
Г. Морган (1986 г.): “Культура” в метафорическом смысле - это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло”.
К. Шольц (1987 г.): “Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения”.
Д. Дреннан (1992 г.): “Культура организации - это всё то, что для последней типично: её характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения”.
Э. Браун (1995 г.): “Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации”.
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.
Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
И наконец, последним общим атрибутом понятия организационной культуры считается “символика”, посредством которой ценностные ориентации “передаются” членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через “ходячие” истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.
Используя то общее, что присуще многим определениям, можно понимать организационную культуру следующим образом.
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через “символические” средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Во избежание некоторой бессистемности приведённых определений представляется важным предпринять их классификацию. Очевидно, что все определения организационной культуры можно разделить в первую очередь на те, которые характеризуют организационную культуру как метафору (например, Морган), и те, которые утверждают, что организационная культура - это реально существующий объективно-субъективный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить тех, кто считает, что культура компании - это и есть сама организация в целом (например, Пакановский), и тех, кто заявляет, что организационная культура представляет собой лишь набор определённых характеристик (например, Э. Браун).
Преследователи
Впрочем, большинство учёных склонны полагать, что организационная культура - это всё же реально существующий, хотя и двойственный, объективно-субъективный феномен. При этом, правда, сложно согласиться с позицией тех, кто утверждает, что культура организации - это сама организация. Ведь при таком подходе понятие организационной культуры, в сущности, - ничто, и его просто невозможно использовать для анализа различных аспектов функционирования организации. В конечном итоге эта точка зрения сливается с подходом к культуре как к метафоре.
Впервые же понятие организационной
культуры было введено в конце 70-х
гг. в связи с попытками
В обиходе часто смешивают два весьма общих, но, если вдуматься, все же разных понятия: «культура организации» (имеется ввиду культура предприятия) и «организационная культура». Под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Культура организации чаще всего ориентирована на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.
Информация о работе Структура и характеристики организационной культуры