Структура и характеристики организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

При написании работы моей целью было раскрыть понятие организационной культуры, описать ее структуру и выявить основные характеристики организационной культуры.
Для этого я ставила перед собой задачи:
1. Раскрыть сущность организационной культуры и определить ее значение для современной организации;
2.Изучить структуру организационной культуры и ее основные характеристики;
3.Рассмотреть процесс формирования организационной культуры;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и структура организационной культуры………………….5
1.1. Сущность и значение организационной культуры………………………..5
1.2. Структура и характеристики организационной культуры……………….13
1.3. Формирование организационной культуры……………………………….22
Глава 2……………………………………………………………………………27
2.1. Краткая характеристика ОАО НК «РуссНефть»………………………….27
2.2. Особенности организационной культуры ОАО НК «РуссНефть»………29
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая. 3 курс, 1 группа. Белова.docx

— 107.81 Кб (Скачать файл)

 «РуссНефть» стремится оставаться социально-ориентированной компанией, соблюдать экологические нормы, уважать историческое наследие народов Севера.

Миссия  ОАО НК «РуссНефть» состоит в том, чтобы быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.

Успех «РуссНефть» складывается из усилий сотрудников различных подразделений, направленных на достижение общих целей лидерства в отрасли.

Предприятие состоит из центрального управления и подчиняющихся ему  отделений сбыта.

Центральное управление направляет, координирует, планирует и прогнозирует всю работу предприятия.

Центральное управление состоит  из отделов и секторов. У каждого  отдела есть Заместитель Генерального директора соответствующего отдела.

Отдел маркетинга. В функции отдела входит: заключение договоров с клиентами, получение нефтепродуктов от ОНПЗ и других поставщиков нефтепродуктов, контроль качества нефтепродуктов, работа с клиентами.

Отдел по связям с общественностью сопряжен с отделом маркетинга. Функции: реклама, информирование.

Отдел розничной  реализации. Функции: розничная реализация нефтепродуктов, работа с клиентами, торговля сопутствующими товарами и ТМЗ.

Планово-экономический  отдел. Функции: производственное планирование, финансовое планирование, подготовка статистического отчета и системный анализ.

Общий отдел. Решает вопросы: по кадрам и специальным работам, по подготовке кадров. С данным отделом связан участок общественного питания.

Производственно-технический  отдел. Отдел занимается вопросами охраны труда и пожарной безопасности, перспективного развития и подготовки ПОФ и эксплуатации, эксплуатации оборудования и т.д.

Информационный отдел, диспетчерский  отдел и отдел безопасности сопряжены  с производственно-техническим отделом.

Информационный  отдел. Занимается вопросами разработки, эксплуатации и сопровождения, технической поддержки.

Отдел безопасности. Отвечает за осуществление охраны и безопасности.

Бухгалтерия. Производит централизованный учет финансово-хозяйственной деятельности организации

Отделы сбыта. Функции: прием, хранение, отпуск нефтепродуктов.

 

2.2. Особенности организационной культуры ОАО НК «РуссНефть»

Компания «РуссНефть» имеет сложившуюся организационную культуру. Перед руководством организации стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования.

В компании «РуссНефть» для управления организационной культурой используются следующие подходы:

- через публичные заявления,  личный пример высшего руководства;

- через манипулирование  символами и вещами материального  мира организации.

Первый подход представляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.

Применение второго принципа начинается с другого конца организации, с её нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры отслеживают процессы, происходящие в организации, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации.

Первый подход реализуется  через публичные заявления, выступления  и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководители компании выступают в печати, по радио и по телевидению с проповедованием устанавливаемых ценностей.

Действенные средства второго  подхода – манипулирование символами  и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий  взаимодействия. Действия менеджеров в организации находятся в  соответствии с заявляемыми ими  ценностями, что, безусловно, способствует развитию культуры и её усилению.

На данном этапе развития «РуссНефти» сложившаяся в ней организационная культура более или менее  отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру. 

Далее представлена подробная  характеристика организационной культуры компании.

В ОАО  «РуссНефть» в человеке ценят индивидуализм, профессионализм, коммуникабельность и творческий подход к выполняемой работе.

В коммуникационную систему рассматриваемой организации входит письменная, устная и невербальная коммуникация, «телефонное право» и открытость. Но открытость коммуникаций разница от группы к группе, от подразделения к подразделению.

В работнике ценится умение выглядеть. Для служащих характерен деловой стиль одежды, опрятность и др. Человек в любой рабочей  ситуации должен с честью нести имя  фирмы.

Питание организовано прямо  в офисе, что очень удобно, так  как нет продолжительного отрыва от работы. Питание дотируется компанией.

Неотложными требованиями являются соблюдение временного распорядка и пунктуальность.

В организационной жизни  люди ценят работу и свое положение. Но нет рвения к высшим должностям, при котором лучшие человеческие качества затухают. Эти ценности закреплены в уважении ответственности, профессионализма и здоровой конкуренции.

У работников компании присутствует вера в руководство, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение и в справедливость. Моральные нормы также оказывают влияние на качество работы.

Все работники ОАО НК «РуссНефть» стремятся к осознанному выполнению работы, полагаясь на интеллект и силу. Существуют процедуры информирования работников (собрания).

Как уже было сказано выше, отношение к выполняемой работе рассматривается с позиции ответственности. Среди важных моментов организации  работы отмечается чистота рабочего места и качество работы. Человека не осуждают за его привычки, главное  чтобы они не оказывали отрицательного влияния на окружающих и на выполняемую  работу, которая осуществляется как  индивидуально, так и в группе.

Среди положительных черт организационной культуры компании «РуссНефть» можно выделить:

1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;

2.Традицию отмечать День Рождения компании;

3.Наличие униформы (делового стиля одежды);

4. Символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;

5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);

6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.

7. Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.

8.   Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.

Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.

Конечно же, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно.

К этим чертам относится  отсутствие:

1. Закреплённых письменно  правил поведения;

2. Легенд и мифов о  компании;

3. Конкурсов профессионального  мастерства.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом, компания «РуссНефть» обладает основными составляющими организационной культуры.

На основе представленных характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры и организации в целом. ОАО НК «РуссНефть» – компания, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Вследствие проведения диагностики параметров культуры в «РуссНефти» можно говорить о сильной организационной культуре. ОАО НК «РуссНефть» – демократичная компания, в которой уважают личность и ценят лучшие человеческие качества и черты.

 

 

Заключение

В курсовой работе были освещены важнейшие аспекты проблемы организационной  культуры и её влияния на эффективность  деятельности организации, а также  предпринята попытка оценить  организационную культуру компании «РуссНефть» на основе главных её параметров.

Организационная культура –  это система общественно-прогрессивных  формальных и неформальных правил и  норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала  данной организационной структуры, стиля руководства, показателей  удовлетворенности работников условиями  труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между  собой и с организацией, перспектив развития.

Успех предприятия возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Учреждение, которое не будет отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство.

Организационная культура подвержена изменениям. Обычно, она изменяется постоянно, на протяжении всей жизни организации, под воздействием, как внешней среды, так и внутренней.

Компания может иметь  уже сложившуюся организационную  культуру, в этом случае перед ней  стоит задача сохранения и поддержания  культуры, либо задача ее изменения. Компания также может находиться на стадии формирования организационной культуры, в этом случае она должна следить за тем, чтобы этот процесс не вышел из-под контроля.

Годами нам твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди – персонал фирмы. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех.// М.: Юрист, 2003,с. 350
  2. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. № 3, 2009, с. 184-195
  3. Виханский О.С., Наумов А.И.//Менеджмент, 7-е изд. // М.: Гардарики, 2010,с.
  4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры // СПб.: Питер, 2006,с. 152
  5. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение // М.: ИНФРА-М, 2011, с 183
  6. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии// М.: ЗАО Бизнес-школа Интелсинтез, 2001, с. 168
  7. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение //М.: Финансы и статистика, 2006, с. 200
  8. Романов П.В. Культурные символы в социально-антропологических исследованиях организаций. // Журнал социологии и социальной антропологии. № 3, 2002.
  9. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры. // Управление персоналом. № 11, 2005. с. 173.
  10. Уткин Э.А. Курс менеджмента. 5-е изд// М.: Зерцало, 2009, с. 201
  11. Хант Дж. Организации как культуры. // Управление изменением. № 5, 2001,с. 51-52
  12. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. // Социологические исследования. № 7, 2007 - с. 47-55.
  13. http://www.amr.ru
  14. http://www.countries.ru
  15. http://www.emsi.ru
  16. http://www.management.com
  17. http://www.mti.ru
  18. http://www.rae.ru/monographs/

Информация о работе Структура и характеристики организационной культуры