Сущность, функции и основные принципы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Основной целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического анализа, их эффективного использования и применения в деятельности ОАО «АльфаСтрахование»
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучение подходов к проведению стратегического анализа;
2. рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;
3. исследование зарубежного опыта проведения стратегического анализа, определение тех позитивных элементов, которые могут быть использованы в практике отечественных предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………….3
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦЕЙ……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией…………………………………………………………………..…5
1.2 Процесс стратегического управления в разрезе этапов……......9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»)…………………………………………………..…………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АльфаСтрахование»………………………………………..………………...17
2.2. Анализ внешней среды……………………………………………………19
2.3. Анализ внутренней среды………………………………………….……..23
2.4. SWOT–анализ………………………………………………….…………..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ В КОМПАНИИ (ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»)………………………………..……………………………..29
3.1 Основные направления совершенствования разработки стратегии……………………………………..…………………………………29
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии………………………………………………………..………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……..40

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент готовая.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)



 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………….3

1. Сущность стратегического управления организацей……………………………………………………………………….5

1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией…………………………………………………………………..…5

1.2 Процесс стратегического управления в разрезе этапов……......9

2. Анализ деятельности организации (ОаО «Альфастрахование»)…………………………………………………..…………..17

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АльфаСтрахование»………………………………………..………………...17

2.2. Анализ внешней среды……………………………………………………19

2.3. Анализ внутренней среды………………………………………….……..23

2.4. SWOT–анализ………………………………………………….…………..26

3. Совершенствование  процесса разработки и реализации стратегии в компании (ОаО «Альфастрахование»)………………………………..……………………………..29

3.1 Основные направления  совершенствования разработки стратегии……………………………………..…………………………………29

3.2 Экономическая эффективность  мероприятий по оптимизации стратегии………………………………………………………..………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……37

Список литературы…………………………………………….……..40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.  

Основной целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического анализа, их эффективного использования и применения в деятельности ОАО «АльфаСтрахование»

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. изучение подходов к проведению стратегического анализа;
  2. рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;
  3. исследование зарубежного опыта проведения стратегического анализа, определение тех позитивных элементов, которые могут быть использованы в практике отечественных предприятий.

Объектом исследования является стратегическая деятельность предприятия мебельной промышленности на примере ОАО «АльфаСтрахование».

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, механизмов и инструментов стратегического управления.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих методические вопросы стратегического анализа, статистические материалы и отчеты РСА (Российского Союза Автостраховщиков), финансовая отчетность, данные планово-экономических отделов, служб маркетинга, финансовых служб по результатам деятельности ОАО «АльфаСтрахование».

Практическая значимость исследования состоит в совершенствовании стратегических методов управления промышленным предприятием на примере ОАО «АльфаСтрахование», с целью улучшения рыночных характеристик организации, а именно рост доли рынка, определение оптимального ассортимента страховых продуктов, эффективного ценообразования и роста доли продаж.

Особая роль в становлении стратегического анализа как области деятельности принадлежит Ансоффу И., Карлоффу Б., Стрикленду А.Дж., Томпсону А.А., Портеру М., Шенделю Д., Хасси Д., Хаттену С., Шоффлеру, коллективным исследованиям консалтинговых фирм McKinsey & Со, Arthur D.Little, BCG.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность стратегического управления организации

 

  • 1.1  Сущность, функции и основные принципы управления организацией
  • Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. [9, с. 25].

    Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. «В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и  своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой»[2, с. 32].

    Выделяют четыре фактора-условия определяющие актуальность стратегического управления:

    1. Во второй половине  ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению, исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в.

    2. Множественность задач  наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

    3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.

    4. Усиливалась нестабильность  внешней среды, что повышало вероятность  стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.

     [1,с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [2, с. 24].

    Можно выделить следующие основные принципы стратегического менеджмента:

    • обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы (в области секторов рынка, новой продукции, технологий и др.);
    • постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;
    • обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;
    • индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;
    • отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.

    На практике данные принципы в разной степени реализуются в организациях, что отражается на конкретных преимуществах [13, с.  35].

    Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях:

      1. планирование стратегии;
      2. организация выполнения стратегических планов;
      3. координация действий по реализации стратегических задач;
      4. мотивация на достижение стратегических результатов;
      5. контроль за процессом выполнения стратегии.

     

    Организация выполнения стратегических планов включает:

      1. формирование потенциала фирмы;
    1. согласование стратегии и системы управления с выбранной стратегией;
    1. создание корпоративных культур, поддерживающих стратегию.

    Координация действий по реализации стратегии заключается в следующем:

      • согласование решений отдельных уровней, подразделений;
      • последовательная консолидация целей;
      • объединение стратегий СБЕ

    Мотивация, как функция стратегического управления, представляет собой систему стимулов, побуждающих к достижению стратегических результатов, а также совокупность методов[4, с. 13].

    Контроль состоит из следующих действий:

    –  непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

    –  заблаговременное определение опасностей;

    –  выявление отклонений, возможное исправление ошибок [7, с. 29]

    Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

     

    1.2 Процесс стратегического управления в разрезе выделенных этапов

     

    Рассмотрим подробнее процесс стратегического управления в разрезе выделенных этапов. 
    Процесс стратегического управления начинается со сбора информации, находящейся в области интересов выбранного направления работы. Специалисты организации проводят постоянный мониторинг внешней и внутренней среды по факторам, которые могут оказывать влияние на осуществляемую организацией деятельность. Эта информация дает общее видение картины бизнеса, понимание процессов, происходящих во внешней среде, осознание потенциала организации, ее возможностей, механизма ее взаимодействия с внешней средой. Итогом такого анализа является возможность получить ответы на ряд вопросов: «Что происходит во внешней среде?», «Какие тенденции развития ожидают в будущем?», «Какое положение занимает организация во внешней среде?», «В чем наша сила и слабость?», «Как может измениться наш потенциал в будущем?». Другими словами анализ дает возможность разработать прогноз развития внешней и внутренней среды на планируемый период.

    Внешняя среда.Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия .

    Возможности— это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.  
    Это, например, снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции, снижение или, наоборот, повышение таможенных барьеров и т. д. Задача анализа заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.

    Угрозы — это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли. 
    Это снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т. д.

    Анализ внешней среды представляет собой процесс формирования информационной картины внешнего окружения, раскрывающей возможности и риски для организации. 
    Стратегическое управление рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. 
    Макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. 
     
     
     
    Рис.1.Окружение бизнеса

     
    К факторам макросреды относят: экономику, законодательство, политику, социальную среду, технологию. 
    Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.  
    При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и плата. 

    Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает, а также вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества.

    Информация о работе Сущность, функции и основные принципы управления организацией