Сущность и анализ менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Сущность и значение менеджмента в современных условиях.
1.1. Сущность и содержание понятия менеджмент. 13
1.2. Внутренняя среда организации. 13
1.3. Внешняя среда организации. 19
1.4. Особенности современного менеджмента. 24
Глава II Построение матрица РАЗУ 27
Заключение 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

- Маркетинг-менеджмент  занимается хозяйственной деятельностью организации – поведением фирмы на рынке, он осуществляет отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработку ценовой и рекламной политики.

- Персонал-менеджмент, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально - психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организацией и разрешение трудовых споров и конфликтов.

- Финансовый  менеджмент занимается вопросами  составления бюджета и финансового  плана организации; формирование  и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Он ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов.

- Эккаутинг-менеджмент  управляет процессом сбора, обработки  и анализа данных о работе  о работе организации; их сравнением с исходным и плановым показателем, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.

      В последние время говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, придания новых форм, позволяющих потребителям более эффективно их использовать на практике. А также связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности и условия для получения новых знаний.

      Основная  задача в управлении знаниями состоит  в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей.<2 стр.28> 

      Сущность  менеджмента проявляется в функциях.

      Под функцией менеджмента можно понимать:

- общую  задачу, которую он решает (такая  задача бывает основной и обеспечивающей, например производство и мотивация);

- относительно  самостоятельный вид управленческих  действий;

- определенную  сферу управления, обособившуюся  в результате разделения управленческого  труда (это порождает и обособленность  комплекса принимаемых решений);

- целевое  назначение управленческой деятельности  вообще.

      Функции менеджмент можно квалифицировать  по содержанию, уровню, сфере, объектам, носителям.

   Общие функции, отражают его содержание, они были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. Он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

      Планирование  считается главной функцией менеджмента. Реализуя эту функцию, управляющий  на основе глубокого  и всестороннего анализа ситуации, в которой находится организация и прогноза развития формулирует текущие и перспективные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

      Организационная функция берет на себя практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях. Она реализуется через проектирование и создание организационных структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.

      Распорядительная  функция, берет на себя доведения  до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленных целей.

      Реализация  целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень взаимодействия участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных функций.

     Координирующие  воздействие должно быть системным, минимальным по объекту, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

      Контрольная функция менеджмента создает  основу совершенствования работы и  поощрения сотрудников. Результаты деятельности организации, подразделения и  отдельных лиц требуется время от времени проверять, оценивать и корректировать. Необходимо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов.

      Мотивация одна из важных функций менеджмента. Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с  минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Она концентрируется на определении интересов работников и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет обеспечивать максимальную активность персонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

      Информационная  функция менеджмента предопределяется тем, что информация является предметом  и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа. В задачу этой функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых сведений, предоставленных их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

      Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализуются на каждом уровне управления и в каждой его сфере.

      Таким образом, общие функции требуют  своего приложения к какому-либо конкретному  объекту управления, а специальные  могут реализовываться только на основе общих.<2> 

1.2 Особенности современного менеджмента. 

      Менеджмент  как современная система управления фирмой, предприятием, действующим  в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для  их эффективного функционирования и  развития производственно-хозяйственной деятельности. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям.<3>

     Менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в целом.

Выделяются  следующие виды социальной ответственности:

- экономическая,  заключающаяся в максимизации  доходов (а следовательно, и  налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным  ценам товаров и услуг и  создании хорошо оплаченных рабочих  мест;

- правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой  юридических обязательств в сфере экономики;

- этическая,  проявляющаяся в достойном поведении  компании, следовании ею более  жестким стандартом, чем общепринятые.

      Резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни.

      Стали набирать темпы процесса глобализации, обостряться общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая  и прочие).

      В развитых странах произошел переход  от индустриальной к постиндустриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.

      Но  прежняя классическая модель менеджмента  полностью не отвергается. Элементы командного управления используются в  экстремальных ситуациях, когда  требуется быстрая концентрация ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.

      Особенностями современного российского управления является высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие  большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста и качественные результаты его пока мало интересуют.<2> 

2 РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА  В ОРГАНИЗАЦИИ. 

      В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

      Термин  «менеджер» имеет широкое распространение  и употребляется применительно:

- к организатору  конкретных видов работ в рамках  отдельных подразделений или  программно-целевых групп;

- к руководителю  предприятия в целом или его  подразделений (управлений, отделений,  отделом);

- к руководителю  по отношению к подчиненным;

- к администратору  любого уровня, организующего работу  в соответствии с современными  методами.

      Свойственные  рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

      К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, такие как:

- наличие  общих знаний в области управления  предприятия;

- компетентность  в вопросах технологии производства  в той отрасли, к которой  относится фирма по виду и  характеру деятельности;

- владения  навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие  обоснованных и компетентных  решений на основе согласования  с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

- наличие  практического опыта и знаний  в области анализа экономической  ситуации на основных рынках  или их сегментах;

- умение  анализировать деятельность и  действии фирм-конкурентов;

- умение  предвидеть тенденции развития  хозяйственной конъюнктуры, особенности  спроса, мер государственного регулирования  экономики в своей стране и  в других странах, на рынках  которых фирма стремится усилить  либо удержать свои позиции.

      Одним из важнейших требований к менеджеру лобового уровня является умение управлять людьми. К ним относится:

-   знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей  выполнения конкретной поручаемой им работы;

- знание  условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

- устранение  неспособных с целью удержания  единства и правильности функционирования  фирмы.<3стр.23-24>

     Группы  людей – это организация и  менеджеры и подчиненные. Решение  о закрытии завода принимает конкретный человек а не абстрактное руководство. В выпуске низкокачественной продукции следует винить не «рабочих», а нескольких людей, которые недостаточно мотивированы или плохо обучены. Если менеджер не видит в каждом работнике личность с уникальными чувствами и потребностями, шанс организации достичь намеченных целей резко снижается. В конечном итоге менеджер достигает целей организации благодаря работе других людей, следовательно, люди являются центральным фактором любой модели менеджмента, в том числе и ситуационного подходя.

      При ситуационном подходе к менеджменту  выделяют три основных аспекта человеческой переменной: поведение индивидуумов, групповое поведение и модель поведения лидера. Понимание этой переменной и умение с ней справляться – важнейшее направление деятельности менеджера.

Информация о работе Сущность и анализ менеджмента