Сущность и элементы конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка программы по совершенствованию конкурентоспособности предприятия «ООО Молоко».
Задачи исследования дипломного проекта:
1) определить сущность и выявить элементы конкурентоспособности предприятия;
2) рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3) охарактеризовать предприятие «ООО Молоко»;
5) проанализировать конкурентоспособность предприятия «ООО Молоко»;

Файлы: 1 файл

дипломный проект.docx

— 70.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

     Ни одно предприятие не может  обойтись без оценки своего  конкурентного положения на рынке  и конкурентоспособности своей  продукции, что обуславливает актуальность темы дипломного проекта. Каждая организация пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия.

     Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Она является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. 
     Конкуренция:

- вынуждает  производителей реагировать на  изменение предпочтений потребителей, а также на изменения макроэкономического  характера;

- вынуждает  производителей постоянно искать  и находить новые виды товаров  и услуг, которые нужны потребителям  и могут лучшим образом удовлетворить  их потребности;

- способствует  тому, что производители стремятся  выпускать продукцию все более  высокого качества по ценам, приемлемым  для потребителя;

- достаточно  жестко «подталкивает» производителей  к использованию наиболее эффективных  способов производства и обновлению  технологий;

- обеспечивает  более высокий доход тому, кто  трудится эффективнее и производительнее. 
     Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности.

     В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

     Таким образом, актуальность выбранной темы дипломного проекта обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

     Предметом исследования дипломного проекта является программа повышения и методы оценки конкурентоспособности предприятия «ООО Молоко».

     Цель исследования – разработка программы по совершенствованию конкурентоспособности предприятия «ООО Молоко».

     Задачи исследования дипломного проекта:

1) определить  сущность и выявить элементы  конкурентоспособности предприятия;

2) рассмотреть  методы оценки конкурентоспособности  предприятия;

3) охарактеризовать предприятие «ООО Молоко»;

5) проанализировать  конкурентоспособность предприятия «ООО Молоко»;

6) разработать программу конкурентоспособности предприятия «ООО Молоко»;

7) выявить экономическую эффективность предприятия «ООО Молоко» на основе предложенной программы.

     Теоретико-методологическая база исследования дипломного проекта состоит из трудов отечественных и зарубежных авторов таких как, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, И. Ансофф, Л. Чайников, О. Виханский, Р. Фатхутдинов. Отдельные вопросы управления конкурентоспособностью рассматриваются в работах А Наумова, А. Головачева, Т. Философовой, В. Быкова, В. Царева, А. Контаровича, А. Капралова, С. Чеботарева, М. Миронова, Л. Качалиной. Ими внесён значительный вклад в разработку основополагающих проблем принятия оптимального управленческого решения и конкурентоспособности предприятия.

     Эмпирическую базу исследования составили основные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, отражающие дипломную проблематику, официальные статистические данные и информационные материалы.

     В дипломном проекте применялись методы исследования, включающие методы анализа и синтеза, метод группировок, сравнительного и ретроспективного анализа, количественного и качественного анализа, системного и статистического анализа, SWОТ-анализ.

     Практическая значимость исследования дипломного проекта для предприятия «ООО Русь-молоко» состоит в предложении оптимальной программы повышения конкурентоспособности предприятия, на основе которых возможен  рост и выживание предприятия в условиях конкурентной среды.

     Апробация. Разработанная программа повышения конкурентоспособности была рассмотрена и одобрена руководством предприятия «ООО Молоко». Так как на данном предприятии не существует программы повышения конкурентоспособности, то эта программа будет опробована на предприятии «ООО Молоко».

     Структурная работа состоит из введения; трех разделов, каждая из которых включает в себя по два параграфа; заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

Раздел 1 Сущность и элементы конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

     Конкуренция в переводе с латинского (сoncurrence) означает сталкивание – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

     Конкуренция является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции – это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Сам факт существования конкуренции имеет определенные последствия для производителей.  
   Понятие «конкурентоспособность предприятия» в экономической литературе, чаще всего, сводится к способности предприятия производить конкурентоспособный товар. Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно

работать на различных рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим

способом), либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

     На понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать как:

  • товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
  • товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

     Разные авторы по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность».

     «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка [27].

     В своих трудах М. Портер определял конкурентоспособность как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными  товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [47,с.17].

     По мнению М. Макдоналда  «конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами» [39,с.28].

     Конкурентоспособность, по мнению И. И. Кретова, « характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, с одной стороны, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а с другой – по уровню затрат на удовлетворение этой потребности» [30,с.24].

     Свое  определение конкуренции дает Р. А. Фатхутдинов: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях»[54].

    Как «комплексное понятие,  предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства», рассматривают конкурентоспособность О. А. Лебедева и Н. И. Ладыгина. Они считают, что для того, «чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества» [32,с.125].

     Следующее определение конкурентоспособности предприятия дает Н. И. Перцовский: «Конкурентоспособность предприятия – возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы [42,с.65].

     Таким образом, в настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом.

     В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции.

     Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Он основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Такой подход характерен для отечественной литературы.

     Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.  

     Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.  В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [27].

     Применительно к экономической сфере все определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

     Большинство авторов не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятия» с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности. Конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия; является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов [15,с.22]. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара.

Информация о работе Сущность и элементы конкурентоспособности предприятия