Сущность и элементы конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка программы по совершенствованию конкурентоспособности предприятия «ООО Молоко».
Задачи исследования дипломного проекта:
1) определить сущность и выявить элементы конкурентоспособности предприятия;
2) рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3) охарактеризовать предприятие «ООО Молоко»;
5) проанализировать конкурентоспособность предприятия «ООО Молоко»;

Файлы: 1 файл

дипломный проект.docx

— 70.78 Кб (Скачать файл)

     Конкурентоспособность предприятия – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития

конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности [3,с.48].

     Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия) [7,с.81].

     Основными элементами конкурентоспособности предприятия являются:

  • качество продукции и услуг;
  • стратегия маркетинга и сбыта;
  • квалификация персонала;
  • технологический уровень производства;
  • финансовое состояние;
  • имидж предприятия.

     Под качеством продукции и  услуг понимается — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [12,с.125].

     Стратегия маркетинга — это разработанное на основании изучения потребительского спроса, конъюнктуры, действий конкурентов общее направление деятельности компании на определенный период, позволяющее решать основные задачи компании с учетом имеющихся у нее ресурсов в условиях меняющейся рыночной ситуации [7,с.97]. Для того чтобы выработанная стратегия маркетинга была эффективной, необходимо смоделировать ситуации, анализируя закономерности взаимодействия между потребностями людей, спросом, качеством продукции конкурентов с потребностями компании, ее способностью удовлетворять потребности покупателей, и выявить необходимость конкретных изменений.

     Повышение квалификации персонала  способствует повышению уровня  теоретических знаний, совершенствования  практических навыков и умений  у работников предприятия, вследствие  которого повышается конкурентоспособность  предприятия.

     Технологический уровень производства – это тот фундамент, на котором базируются экономическая эффективность производства, уровень всех экономических показателей [18,с.40]. Его оценка является комплексной задачей и охватывает такие вопросы, как оценка прогрессивности продукции, уровня механизации и автоматизации, оценка технической вооруженности труда и производственная оценка применяемых технологических процессов.

     Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

     Имидж предприятия — это устойчивое представление клиентов, партнеров и общественности о престиже предприятия, качестве его товара и услуг, репутации руководителей [5,с.52]. Основу имиджа предприятия составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, эмблема, товарный знак.

     Конкурентоспособность – не имманентное качество. Это означает, что она может быть оценена исключительно в рамках групп предприятий, которые относятся к одной отрасли либо выпускают аналогичные продукты (услуги). Выявить ее можно только путем сравнения между собой этих групп как в масштабах одной страны, так и в масштабах мирового рынка.

     Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для:

  • выхода на новые рынки сбыта;
  • осуществления инвестиционной деятельности;
  • разработки мероприятий для ее повышения;
  • определения контрагентов для совместной деятельности.

     Существуют определенные методы оценки:

  • матричные;
  • методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции;
  • методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции;
  • комплексные методы.

     Матричные методы. Этот подход основывается на маркетинговой оценке хозяйственной деятельности производителя и его продукта. Суть метода – анализ конкурентоспособности предприятия с учетом жизненного цикла продукции.

     Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции. Данная группа методов основывается на том, что конкурентоспособность продукта и предприятия имеют прямо пропорциональную зависимость. Для определения конкурентоспособности продукта применяются маркетинговые методы, большинство из которых заключается в нахождении соотношения цена-качество.

     Методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Смысл данного подхода заключается в балльной оценке возможностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Все сформулированные в ходе анализа его возможности, направленные на  достижение конкурентных преимуществ, оцениваются экспертами с позиции имеющихся ресурсов и факторов. 

     Комплексные методы. В рамках подобных методов оценка ведется на основании определения потенциальной и текущей конкурентоспособности. Как правило, текущая конкурентоспособность определяется на основе оценки конкурентоспособности его продуктов, а потенциальная – по принципу методов, которые основаны на теории эффективной конкуренции [11,c.88].

     Таким образом, конкурентоспособность фирмы – понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет. Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла.

     Итак, конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция принимает ряд конкретных форм и методов в зависимости от различия видов собственников, масштабов и характера ее развития, приемов противоборства и по результатам соперничества.

 

 

1.2 Пути и стратегии, необходимые  для разработки программы конкурентоспособности  предприятия.

     Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия: 

  • рост объемов реализации продукта;
  • улучшение качества выпускаемого продукта;
  • уменьшение расходов;
  • бенчмаркинг;
  • укрепление имиджа предприятия;
  • совершенствование рекламной деятельности;
  • повышение квалификации рабочих [14,c.152].

     Одно из направлений повышения конкурентоспособности – рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планировании объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукта, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность. 

     Еще одно направление – это улучшение качества выпускаемого продукта, что окажет влияние на: освоение новых рынков, увеличение экспорта, процветание. Качество продукции выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности. В условиях конкуренции качество продукции должно исследоваться, прежде всего, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции, и в этой связи производителя должны интересовать, прежде всего, те свойства продукции и уровень параметров, их определяющий, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей. Решение проблемы качества продукта поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли. 

     Уменьшение расходов – это традиционный, старый и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое проведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики, менеджмента персонала и организационной культуры. Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально-стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.  

     Еще один эффективный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия – бенчмаркинг. Бенчмаркинг – это систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности [14,c.188].

     Укрепление имиджа предприятия  является немаловажным фактором  конкурентоспособности организации. Сильный имидж предприятия и его товаров является подтверждением того, что предприятие обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг. Добавленная ценность измеряется с помощью опросов путем изучения восприятия потребителями товаров и их преимуществ; другими словами, это субъективные убеждения потребителей. Выбирая марку (производителя), потребитель заявляет о своем статусе, демонстрируя окружающим свой стиль жизни, интересы, ценности и уровень благосостояния. Создание сильной торговой марки может дать следующий экономический эффект:

  • потребители готовы заплатить за нее высокую цену;
  • торговая марка помогает расширить долю рынка, т.е. увеличить объем продаж, поскольку ее стремятся продавать розничные торговцы и с готовностью покупают потребители; у нее больше возможностей для дальнейшего роста;
  • в силу лояльности потребителей она приносит стабильно более высокую прибыль, поскольку снижает риски, последующие маркетинговые расходы, успешнее преодолевает неожиданно возникшие препятствия;
  • обеспечивает более высокую норму возврата инвестиций, что принципиально важно для инвесторов;
  • у нее высокие защитные барьеры и высокие возможности развития;
  • создает благожелательное отношение к предприятию всех заинтересованных групп: помогает найти новых работников, акционеров, обеспечить общественную и государственную поддержку.

     Становится очевидным, почему сильный имидж предприятия и производимых им товаров является важнейшим стратегическим преимуществом предприятия. Создание и поддержание сильного имиджа требует больших расходов, длительного времени, возникает противоречие между необходимостью постоянно иметь достаточно высокую прибыль и долгосрочными инвестициями в имидж, не дающими быстрой отдачи. Но надо понимать, что если однажды предприятие уступит рыночные позиции, то вернуться на них будет крайне сложно, практически невозможно.

     Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Поэтому необходимо совершенствование рекламной деятельности предприятия, так как «реклама – двигатель торговли».

     Повышение квалификации рабочих  является немаловажным путем  в повышении конкурентоспособности  предприятия. Высоко квалифицированные специалисты повышают уровень производства и качества продукции, вследствие чего повышается конкурентоспособность предприятия.

     Важнейшим фактором достижения  высокого уровня конкурентоспособности  остается концентрация производства, что повлияет на сокращение  тенденции к образованию гигантских  промышленных объединений. Наряду  с концентрацией уровень конкурентоспособности  будет определяться такими факторами, как развитие производства новых  видов продукции и стимулирование  становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения  роста затрат на исследовательские  и опытные разработки, рекламу  и маркетинг. Интерес представляет  анализ конкретных шагов и  действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в «борьбе за лидерство».

     Это, прежде всего, относится к  постоянному обновлению ассортимента  выпускаемой продукции, безостановочной  разработке и быстрому освоению  новых образцов изделий и одновременному  наращиванию производительности  труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов  издержек и затрат. Особое место  занимает обеспечение стабильного  роста качества и надежности  новых изделий при одновременном  снижении цен на новые виды  продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом товаров, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность – выше. Для решения этой задачи предполагается осуществить целый комплекс технических, и организационно-управленческих мероприятий.

Информация о работе Сущность и элементы конкурентоспособности предприятия