Сущность и содержание системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Глобализация экономики приводит всех к тому, что в систему международного разделения труда и ресурсов вовлекаются десятки тысяч малоизвестных друг другу конкурирующих между собой компаний самых разных размеров. Все они настроены агрессивно и эгоистично по отношению друг к другу, преследуют свою выгоду, но вместе с тем, именно благодаря их действиям друг против друга мировая экономика развивается, несмотря на энергетические проблемы. Происходит гигантское взаимопроникновение активов разных компаний в мировом масштабе. К сожалению, с ростом сложности и наукоемкости продукции одновременно растут риски снижения качества продукции, которые каждый успешный предприниматель обязан учитывать в своей инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………… 3
I Сущность и значение качества………………………………………………………. 4
II Сущность и содержание системы менеджмента качества. Инвестиционные стандарты……………………………………………………………………………………….. 7
III Что такое ISO?............................................................................................................. 9
VI Пути достижения эффективной и сертифицированной СМК………………….. 10
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

СМК.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………… 3

I Сущность и значение качества………………………………………………………. 4

II Сущность и содержание системы менеджмента качества. Инвестиционные стандарты……………………………………………………………………………………….. 7

III Что такое ISO?............................................................................................................. 9

VI Пути достижения эффективной и сертифицированной СМК………………….. 10

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список используемой литературы……………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глобализация экономики приводит всех к тому, что в систему международного разделения труда и ресурсов вовлекаются  десятки тысяч малоизвестных  друг другу конкурирующих между  собой компаний самых разных размеров. Все они настроены агрессивно и эгоистично по отношению друг к другу, преследуют свою выгоду, но вместе с тем, именно благодаря их действиям друг против друга мировая экономика развивается, несмотря на энергетические проблемы. Происходит гигантское взаимопроникновение активов разных компаний в мировом масштабе. К сожалению, с ростом сложности и наукоемкости продукции одновременно растут риски снижения качества продукции, которые каждый успешный предприниматель обязан учитывать в своей инновационной деятельности. Среди инструментов снижения таких рисков наибольшим спросом пользуются системы менеджмента качества (СМК), создающие дополнительные экономические выгоды, и их сертификация третьим лицом, пользующимся авторитетом у потребителей. Конечно, даже в этих видах инструментов существуют немалые риски. Эти риски связаны с тем, каким образом предприниматели получают сертификаты. Если они приобретают сертификаты по принципу «вы высылаете документы - мы немедленно высылаем вам нужный сертификат», то тогда они своими руками закладывают в свои проекты огромные риски игнорирования рынком их продукции и, как следствие, развала своего бизнеса.

Наиболее важным прорывным событием в этом сегменте глобальной конкуренции, тесно связанным с международной  интеграцией активов, является проникновение систем управления качеством в финансовую деятельность организаций и возрастание их роли в капитализации организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Сущность и значение качества

 

Что следует понимать под качеством?

С точки зрения мирового сообщества и глобального рынка это означает, что качество – это когда покупатель в любой стране мира, взвешивая «за» и «против», доволен, а еще лучше – восхищен конкретной продукцией, независимо от того, где и кем эта продукция была произведена. При этом, для любого предприятия качество – это возможность осуществлять свою деятельность в условиях глобальной конкуренции, направленную на экономический успех и дополнительные источники денежных доходов, а значит – и на благополучие его сотрудников и акционеров. Если качество – это благо для потребителей, компаний и общества в целом, то его отсутствие – это их общая неудовлетворенность. В стратегическом плане снижение качества – это почти неизбежный крах предприятия из-за потери рынка. Финансовый крах предприятия – это потери налогов в бюджете для государства. Поэтому в тех странах, где рынок медленно насыщается продукцией высокого качества, возникают большие проблемы с инфляцией, ростом экономики и социальной напряженностью в отношениях между властью и населением.

Многие экономисты ежегодно в своих  докладах на ВЭФ констатируют, что, чем меньше распространение СМК  среди предприятий, тем больше предприятий, выпускающих продукцию низкого  качества. Если таких предприятий  в стране достаточно много –  неминуем кризис экономики, и приводят конкретные примеры таких кризисов, поглотивших значительные ресурсы. Таким образом, качество – это благо, для всех живущих на земле и поэтому оно имеет огромное значение для общества в целом. Вот почему во всем мире во второй половине ХХ века науке о качестве уделялось столь пристальное внимание. Нам же остается только овладеть этими знаниями и научиться применять их на практике на благо себе и России. Именно на этом и базируется стремление любого бизнеса к более высокому качеству как к основному условию конкурентоспособности.

Путь к этому совершенству основан  на принципе «я создаю такую систему  управления качеством, которая в  принципе исключает возникновение  дефектов в продукции». Он учитывает, что в стандартах системы ИСО 9000 используется, как правило, метод Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле над соблюдением нормативных требований. Это метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и достаточной степенью автоматизации производства. Однако заложенный в основу принципа Тейлора элемент принуждения совершенно неэффективен в условиях дефицита рабочей силы. Этот путь предусматривает создание в организации системы менеджмента качества продукции или услуг (СМК).

СМК создается для того, чтобы  исключить или на много снизить  вероятность появления дефектов в поставляемой продукции или  в услугах и за счет этого уменьшить  оттоки денег из организации на профилактические и ремонтные работы.

Что дает предприятию сертификация СМК?

Сертификация систем менеджмента  качества является добровольной процедурой, подтверждающей соответствие системы  тем или иным стандартам. Наибольшее распространение получила сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000. Однако степень доверия к системе зависит не столько от ссылки на ее соответствие стандартам ИСО 9000, сколько от компетентности, объективности и авторитета органа, проводившего сертификацию системы, уровня его аккредитации, а также от готовности сертифицируемой организации выполнять свои обязательства, вытекающие из аудита.

Существует распространенное среди  российских предпринимателей наивное  заблуждение, что любая компания, заслужившая (или просто купившая) сертификат соответствия имеет неоспоримый приоритет перед другими компаниями в конкуренции на мировых рынках продукции (товаров или услуг). Поэтому многие предприниматели, получившие сертификат, выражают великое удивление, когда после международной и убедительной сертификации предприятия их потенциальные заказчики составляют многостраничный вопросник, обращенный к ним. На этот вопросник руководству предприятия зачем-то нужно дать исчерпывающие ответы, касающиеся детализации работы СМК и результатов в области качества продукции. И сделать это нужно, несмотря на высокий авторитет международного органа сертификации, выдавшего сертификат.

Более того, многие заказчики после  изучения ответов на вопросы настаивают на проведении повторного аудита сертифицированной  организации силами представителей заказчиков с тем, что убедиться в том, что ответы на вопросы имеют достаточно доказательную базу и отражают в полной мере действительность. Почему это происходит? Как утверждают американские академические специалисты по менеджменту Ч. Корбет и Д. Кирх, «нужно понять, что выданный организации международным аудитором сертификат соответствия требованиям МС ISO 9001:2000 в реальности:

 

1. Только способствует росту  уверенности заказчиков продукции  или услуг в том, что производитель  продукции не купил сертификат как красивую обертку для вывешивания на стену, а взял на себя и твердо выполняет определенные обязательства:

 

●     постоянно повышать свою конкурентоспособность за счет роста качества своей продукции;

●     способствовать удовлетворению потребителей качеством продукции;

●     расширять рыночные возможности (освоение новых международных  рынков);

●     повышать имидж фирмы  в глазах потребителей ее капитализацию  за счет нематериальных активов, связанных  с качеством управления и продукции.

2. Только позволяет надеяться  на повышение в течение определенного  времени (обычно до повторного  аудита) культуры менеджмента и  уровня управляемости, также улучшения:

●     последовательности в  достижении целей;

●     мотивации и вовлеченности  персонала;

●     использования времени  и ресурсов.

3. Только дает шанс снижения  в финансовой отчетности организации  числа источников оттоков денежных  средств путем экономии издержек, связанных с отчислениями в  резервы, обнаружением и устранением  дефектов в продукции, а также экономии затрат на производство и применение продукции, в том числе за счет:

●     снижения уровня брака;

●     уменьшения количества ошибок переделок, рекламаций, претензий;

●     экономии эксплуатационных затрат;

●     снижения отчислений в резервы на покрытие рисков СМК.

 

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России (да и не только в  России) сложились два разных стереотипа сертификации систем менеджмента качества (СМК) предприятий. Первый стереотип  преобладает среди многих российских предпринимателей и основан на убеждении руководителя предприятия в том, что, получив любым путем (или просто купив) от одной из авторитетных международных компаний заветный сертификат соответствия лучшим мировым стандартам, к такому предприятию немедленно выстроится очередь новых заказчиков и в компанию начнут поступать значительные денежные потоки. К сожалению, это приводит к банальной торговле сертификатами и к недоверию инвесторов к этим сертификатам. Особенно большие масштабы такая деятельность, дискредитирующая полезность сертификации предприятий, приобрела в России.

Второй стереотип основан на признании производителями продукции  сертификатов как обязательств перед  потребителями, касающихся строгого соблюдения лучших мировых стандартов и снижения вследствие этого количества дефектов в продукции или оказываемой услуги. Второе отношение более правильное, поскольку обеспечивает реальное уменьшение оттоков денежных средств из кассы предприятия за счет экономии затрат на исправление дефектов в поставляемой продукции или ошибок, допущенных при оказании услуги. Именно благодаря таким правильным действиям руководства предприятия по созданию и эксплуатации СМК появляются новые заказчики и успех бизнеса возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Сущность и содержание системы менеджмента качества

 

Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК —  это система, созданная на предприятии  для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Такая система менеджмента качества должна исключать или существенно снижать вероятность дефектной продукции. Итак, прежде всего СМК — это система. А любая система, как правило, характеризуется целью, функциями и задачами.

В чем должна заключаться цель разработки СМК?

Определение стратегической цели является слабым местом многих российских проектов СМК. Цель создания системы обычно –  это ответ на вопрос «для чего все  это я делаю?». По крайней мере, цель должна звучать таким образом, что, заняв какую то конкретную нишу на рынке и удешевив свою продукцию, я хочу в течение какого-то времени успешно конкурировать на рынке с другими компаниями, выпускающими аналогичную продукцию и работающими в этой или другой нишах рынка. При этом необходимо не просто декларировать, а обосновать перспективы достижения этой цели с учетом возможных действий конкурентов в области качества продукции. Тех действий, которые направлены на существенный рост конкурентоспособности и капитализации конкурентов и на снижение вероятности появления дефектов в производимой продукции в условиях роста сложности и требований потребителей продукции.

Каковы функции СМК?

Основные функции СМК заключаются  в том, что они объединяют такие  задачи, как прогнозирование, планирование, регулирование (операционную деятельность), координацию, контроль, анализ и учет вероятности появления дефектов и снижения качества продукции. Реализация этих функций обеспечивает качество продукции или услуг предприятия и «настраивает» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). Реализация функций позволяет не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

 

Что такое инвестиционные стандарты?

Распространение деятельности СМК на финансовую деятельность организации – дело новое и непривычное. Но это необходимо делать, поскольку финансы определяют возможности по повышению конкурентоспособности организации. Особенно важное значение имеет правильно организованная инвестиционная политика, обеспечивающая наиболее быстрый рост капитализации компании.

Информация о работе Сущность и содержание системы менеджмента качества