Сущность и содержание системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Глобализация экономики приводит всех к тому, что в систему международного разделения труда и ресурсов вовлекаются десятки тысяч малоизвестных друг другу конкурирующих между собой компаний самых разных размеров. Все они настроены агрессивно и эгоистично по отношению друг к другу, преследуют свою выгоду, но вместе с тем, именно благодаря их действиям друг против друга мировая экономика развивается, несмотря на энергетические проблемы. Происходит гигантское взаимопроникновение активов разных компаний в мировом масштабе. К сожалению, с ростом сложности и наукоемкости продукции одновременно растут риски снижения качества продукции, которые каждый успешный предприниматель обязан учитывать в своей инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………… 3
I Сущность и значение качества………………………………………………………. 4
II Сущность и содержание системы менеджмента качества. Инвестиционные стандарты……………………………………………………………………………………….. 7
III Что такое ISO?............................................................................................................. 9
VI Пути достижения эффективной и сертифицированной СМК………………….. 10
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

СМК.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения Ф. Патерсона, аудитора с многолетним стажем, резкое снижение числа организаций, обладающих правом проводить оценку соответствия – один из немногих способов добиться кардинального улучшения в работе систем аккредитации и сертификации. Все без исключения аудиторские организации в своей работе обязаны следовать принципам профессиональной этики, отчислять достаточные денежные средства в резервы для погашения рисков, повышать свой капитал, иначе сертификат соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 потеряет всякий смысл.

В России ведущим органом сертификации традиционно считается ВНИИС-СЕРТ-СК при Всесоюзном научно-исследовательском  институте сертификации. Кроме этого, в России наиболее активно действуют  всемирно известные органы сертификации, аккредитованные для сертификации в большинстве развитых стран Bureau Veritas Quality International (Франция); Uet Norske Veritas (Норвегия); Lloyd Register (Великобритания); SGS (Швейцария); TUV-CERT (Германия).

Но, к сожалению, для многих российских предпринимателей по-прежнему остается тайной информация, какой рыночной капитализацией обладают зарегистрированные в России дочки этих авторитетных в Европе брэндов и какие финансовые резервы они способны создать для покрытия сертификационных рисков. Если такая информация отсутствует, то в США, например, деятельность такого органа сертификации для компаний в США может быть не признана. К сожалению, в России этой ситуации способствует положение с сертификационным правом и Законы РФ. Обычно в Европе и в США знания этих интегрированных показателей позволяют довольно точно вычислить уровень финансовой ответственности органа сертификации за выданные предпринимателям сертификаты соответствия.

К тому же, мало кто догадывается, что  каждый международный орган сертификации даже с самым лучшим в мире брэндом в России по сути дела является компанией, зарегистрированной в России, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. К этому следует добавить, что каждый международный орган сертификации должен обладать листом международной аккредитации, подробно раскрывающим информацию о тех странах, в которых Правительства или Парламенты делегировали на определенных условиях ему свои полномочия по сертификации, классификации, надзору и инспектированию продукции и производств организаций, осуществляющих конкретные виды деятельности. Анализ перечисленной информации вполне может дать объективное и правильное суждение об ответственности органа сертификации, как перед клиентами, так и перед органами аккредитации.

Но здесь тоже, конечно, нужно  знать меру. Эта мера заключена в поддерживании разумного баланса между формой и содержанием сертификации. Можно совершенно правильно выдержать форму выбора органа сертификации и его аккредитации на должном уровне с учетом многолетней работы на рынке. Но при этом его сотрудники могут не обладать достаточно высокими профессиональными знаниями относительно, например, производственной и одновременно финансовой сферы деятельности организации, поставляющей уникальную продукцию или оказывающей уникальные услуги. Кроме того, многие даже очень авторитетные аудиторы скептически относятся к инновациям в сфере СМК. И тогда, несмотря на авторитет органа сертификации, результат деятельности СМК будет негативным. Для устранения этого барьера понадобится нанимать аудитора со стороны, который будет требовать повышенные тарифы и выговаривать всяческие условия. Естественно, что в этом случае можно пригласить такого аудитора непосредственно, а уж он сам решит, какая организация будет выдавать сертификат.

Сколько стоит СМК?

Ответ на этот вопрос зависит от большого числа факторов. К ним в первую очередь относятся: размеры предприятия; численность персонала; готовность (эффективность) существующей СМК: сертифицируемые виды деятельности; выбор органа сертификации и часовые тарифы сертификации.

Каждый из этих факторов существенно влияет на следующие составляющие суммарной стоимости:

 

●     стоимость обучения (консультаций) персонала;

●     стоимость проектирования (разработки) СМК;

●     стоимость внедрения  СМК;

●     стоимость сертификации (затраты на регистрацию);

●     стоимость наблюдательных аудитов (почасовая оплата аудиторов).

 

Стоимость проектирования и внедрения  зависит оттого, какую часть работы предприятие готово выполнить само, а какую часть доверяет внешним  консультантам. Срок проектирования существенно зависит от размеров предприятия и может составлять от одного до трех месяцев.

Срок внедрения более длителен. По мнению представителей большинства  органов сертификации, СМК должна успешно проработать после ее проектирования в течение 9-12 месяцев, и только после этого может быть представлена к сертификации. Поэтому в данный период нецелесообразно постоянное присутствие консультантов на предприятии.

Стоимость сертификационного аудита определяется разными органами сертификации по-разному. В любом случае она зависит от количества дней или часов, проведенных аудиторами на предприятии.

Часто заказчик заинтересован в  создании системы менеджмента качества у подрядчика и ее сертификации на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. Поэтому, в последнее время, обязательным условием при участии в тендерах на выполнение, например, строительно-монтажных работ является наличие системы менеджмента качества и ее сертификация.

Какие направления деятельности можно  сертифицировать?

Для предприятий имеется возможность сертифицировать практически все направления деятельности.

Необходимо отметить, что пока не подлежит сертификации финансовая сторона  деятельности предприятия, так как  считается, что она прямым образом  не влияет на качество продукции, что, как показала практика, совершенно неверно. Поэтому руководство организации добровольно решает сертифицировать финансовую деятельность организации согласно положению стандартов ISO 9000, касающемуся управления ресурсами. Новые стандарты, обсуждаемые в настоящее время в ISO, уже предоставляют такую возможность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России практически не встречаются  проекты создания СМК без задачи ее последующей сертификации. Для  отечественных предприятий, судя по всему, более важен сам факт получения сертификата, чем использование функциональных возможностей системы. Это объясняется тем, что в большинстве случаев сам сертификат остро востребован рынком: например, заказчик требует сертификат; он нужен, чтобы выиграть крупный тендер и т. д. Часто встречаются разумные компромиссы. Многие руководители понимают, что, создавая действующую систему, нужно извлечь максимальную выгоду из ее функционирования.

В большинстве случаев предприятия  сначала сертифицируют свой персонал, а затем его силами создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели; поддержка экспорта продукции; стабилизация позиций на отечественном рынке; участие в конкурсах и тендерах; продвижение собственной торговой марки. С уверенностью можно предположить, что уже в недалеком будущем СМК превратится из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке. Причем уже сейчас многие предприятия внедряют СМК как в операционной, так и в финансовой деятельности.

Признание СМК в качестве нематериального актива (НМА) также имеет значение для роста рыночной стоимости компании. Именно этим отличаются СМК третьего поколения от СМК второго поколения, которые, как правило, охватывают только производственную деятельность предприятия. Этот вид актива способен обеспечить денежные поступления в компанию не только за счет рассмотренных выше факторов, но и за счет роста доверия к компании на фондовом рынке и, как следствие, роста капитализации компании. Практика показывает, что если СМК не учитывать на балансе организации, то тогда они способны на 6-8% увеличивать доходы компании, а если признавать СМК как актив на балансе организации, то тогда дополнительные денежные доходы могут возрастать на 20 – 30 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Бажанов Ю. Менеджмент качества  в массовом производстве/ Ю. Бажанов, В Нечаев, И. Титов// Стандарты и качество. - 2008. - №7. - С. 64-65

2. Бакума С. Роль высшего руководства  в создании и развитии системы  менеджмента качества/ С. Бакума, А. Политко// Стандарты и качество. - 2009. - №4. - С. 72-75

3. Гладков В. Менеджмнет качества: процессный подход/ В. Гладко// Проблемы  теории и практики управления. – 2008.- №10. – С. 100-106

4. Камышев А.И. Подходы к повышению  эффективности СМК / А.И. Камышев // Методы менеджмента качества. – 2009. - №6. – С. 10-14

5. Новоселов М. Маркетинг качества / М. Новоселов // Стандарты и  качество. - 2009. - №6. - С. 90-92

6. Овчинников В. Почему компании, использующие СМК, имеют больше шансов выжить в условиях обострения глобальной конкуренции / В. Овчинников// Управление качеством. - 2008. - №9. - С. 30-36

7. Свиткин М.З. Менеджмент качества  и обеспечение качества продукции  на основе международных стандартов  ИСО/ М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. – СПб.: ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.

 

 

 




Информация о работе Сущность и содержание системы менеджмента качества