Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, контрольная работа
Глобализация экономики приводит всех к тому, что в систему международного разделения труда и ресурсов вовлекаются десятки тысяч малоизвестных друг другу конкурирующих между собой компаний самых разных размеров. Все они настроены агрессивно и эгоистично по отношению друг к другу, преследуют свою выгоду, но вместе с тем, именно благодаря их действиям друг против друга мировая экономика развивается, несмотря на энергетические проблемы. Происходит гигантское взаимопроникновение активов разных компаний в мировом масштабе. К сожалению, с ростом сложности и наукоемкости продукции одновременно растут риски снижения качества продукции, которые каждый успешный предприниматель обязан учитывать в своей инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………… 3
I Сущность и значение качества………………………………………………………. 4
II Сущность и содержание системы менеджмента качества. Инвестиционные стандарты……………………………………………………………………………………….. 7
III Что такое ISO?............................................................................................................. 9
VI Пути достижения эффективной и сертифицированной СМК………………….. 10
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………………15
Инвестиционные стандарты
Этот опыт основан на двух способах повышения рыночной капитализации активов компании. Первый способ требует от компании приложения больших усилий к освоению персоналом инвестиционных стандартов как основных регуляторов капитализации компаний. Для этого персонал нужно обучить и сертифицировать его компетентность. Кроме того, первый способ требует внедрения в компании систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям стандарта ISO 9001:2000 и способствующих повышению вероятности будущих экономических выгод, поступающих в компанию. Но зато этот способ самый верный и в разы повышает капитализацию компаний и, одновременно, снижает издержки компаний, связанные с привлечением инвестиций.
Второй способ для тех, кто не любит считать и экономить издержки. Он избавляет компании от необходимости разбираться в инвестиционных стандартах, внедрять СМК, проводить сертификацию и обучение персонала. Но этот способ одновременно создает компании уйму хлопот и затрат времени и денег, с которыми нужно считаться при выборе многочисленных посредников, осуществляющих капитализацию компании и имеющих часто в качестве собственной основной цели присвоение чужой собственности в обмен на ее капитализацию.
Здесь действует основное правило, которое заключается в том, что кто капитализирует, тот и присваивает собственность. К этому следует добавить то, что приходится нанимать множество разных высокооплачиваемых специалистов, таких, как высококвалифицированные юристы и бухгалтера, аудиторы и менеджеры всех уровней, владеющие инструментами повышения капитализации компаний. Конечно первый способ привлекательнее для владельцев и инвесторов. Но в этом случае предприятие достигнет успеха в своей капитализации только тогда, когда одновременно будет выполнять требования пяти групп международных стандартов.
Требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, любой предприниматель рассматривает эту систему, прежде всего как источник денежных доходов, поступающих в организацию вследствие того, что:
● например, за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов в продукции, в результате общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль в виде денежного дохода;
● или, например, повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями в продукции, снижаются затраты на управление;
● или предприятие становится более «прозрачным» для руководства, в связи с этим повышается точность и качество управленческих решений по инвестициям с помощью инвестиционных стандартов;
● улучшается имидж компании
в глазах заказчика, повышается уровень
надежности и доверия к компании
со стороны потенциальных
Можно привести массу других примеров в работе, свидетельствующих о высокой вероятности получения денежных доходов вследствие использования СМК. Но для этого нужно уметь признавать и учитывать СМК как нематериальный актив на бухгалтерском балансе. Те, кто этого не делают, рискуют проиграть конкурентам в капитализации компании и в привлечении внешних ресурсов.
III Что такое ISO?
ISO (International Organization for Standartization) - Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ISO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.
Принцип разработки стандартов ISO довольно прост. Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты (как правило, это производители продукции или услуг, нуждающиеся в их интеграции с другой продукцией или услугами). Эти организации формируют базовые требования к стандарту и передают их своим национальным (но странам) представителям в ISO. В ISO решается вопрос о целесообразности разработки новых стандартов, и после положительного его решения определяется технический комитет, которому предстоит разработать проект стандарта. Проект стандарта рассылается в адрес комитетов-членов ISO для изучения и оценки. После положительных итогов голосования он принимается как стандарт ISO.
Что такое ISO 9000?
Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000— семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.
Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 года и затем периодически обновлялся. Он содержал стандарты ISO 9000-9004, а также словарь терминов и определений ISO 8402.
В 1994 году вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает почти 25 стандартов, номера начинаются с 9000 и 10000. Эта серия широко использовалась до настоящего времени.
Что такое ISO 9000:2000?
ISO 9000-2000 - семейство стандартов, относящихся
к качеству, опубликованных 15 декабря
2000 года и используемых в
Семейство ISO 9000-2000 состоит из следующих стандартов.
● ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь» — представляет собой введение в СМК, а также словарь терминов и определений.
● ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» — устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель СМК, основанную на процессах (см. рис.).
● ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества».
VI Пути достижения эффективной и сертифицированной СМК
Что нужно сделать для создания
эффективной и
Если же говорить о качестве продукта как о его свойстве, то оно закладывается в продукт в процессе его разработки и производства, а оценивается при эксплуатации, т.е. когда продукт уже готов и попадает в руки потребителя. Поэтому качество продукта можно планировать как при разработке самого продукта, так и в процессе его изготовления. Запланированные значения параметров качества называются показателями качества. Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированных показателей качества с действительными. А если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно и управлять.
Контроль качества, например, процесса производства собственно и состоит в том, чтобы, проверяя должным образом подобранные выборочные данные (показатели качества), обнаружить отклонение показателей качества от запланированных (стандартных) их значений. В случае обнаружения такого отклонения производитель ищет причину его появления и после корректировки процесса вновь проверяет соответствие скорректированных показателей качества запланированным их значениям (стандарту). Именно по такому непрерывному циклу осуществляется управление и обеспечение требуемого качества и дальнейшее его улучшение.
Учитывая последовательность прохождения в этом цикле таких важнейших этапов, как план (PLAN), реализация или осуществление (DO), проверка (CHECK) и действия по постоянному улучшению (ACTION), его называют PDCA-циклом или циклом Деминга. Цикл повторяется до совпадения результата с планом (стандартом), который может периодически меняться в соответствии с требованиями потребителей.
В таком циклическом режиме необходимо выполнить следующие действия:
● провести аудит действующей системы; обучить сотрудников;
● разработать или усовершенствовать действующую СМК;
● внедрить СМК;
● сертифицировать СМК;
● поддерживать эффективность функционирования СМК. Необходимо отметить, что формы выполнения этих этапов всецело зависят от потребностей и интересов предприятия.
Как организовать обучение сотрудников?
Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ISO — обязательный этап создания СМК. Он необходим, прежде всего потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддерживать, ни развивать систему. Подготовленный персонал выполняет требование стандартов ISO 9000. Обучение персонала может осуществляться несколькими способами.
Очное обучение с самостоятельной
работой по выполнению квалификационной
работы дает наилучший результат. Заочное
обучение дает свои результаты только
при прохождении
Что нужно сделать для сертификации СМК?
Во-первых, нужно правильно выбрать орган сертификации. Для этого нужно собрать о будущем органе сертификации максимальное количество сведений. Особенно, если он сулит вам неожиданно большие перспективы по развитию бизнеса, как только вы получите сертификат. Здесь существует опасность, что он может оказаться совокупностью друзей и знакомых или просто компанией, сертифицирующей вас бесконтактным способом по Интернет с небольшими затратами, или, наконец, простым посредником, желающим заработать на вас деньги. С таким органом приятно работать, но результаты такой сертификации могут оказаться совершенно не те, которых вы ожидаете. Ведь они должны быть признаны вашими потенциальными заказчиками. Более сложно, но лучше работать с общепризнанными международными органами сертификации. Среди них нужно выбирать те, которые обладают одной неоспоримой интегральной характеристикой – это достаточным профессионализмом в вашей сфере деятельности, капитализацией и масштабностью проведения аудитов.
Во-вторых, нужно перед решением о сертификации СМК провести серию внутренних аудитов силами своих внутренних аудиторов, имеющих категорию признания их компетентности А1 или А2 в части СМК третьего поколения. Когда руководство будет убеждено, что предприятие сделало все что могло в части подготовки к сертификации, желательно силами консультантов провести предварительный аудит — «генеральную репетицию» сертификационного аудита. Практика показывает, что наиболее эффективно такой аудит проводят назначенные руководством организации внутренние аудиторы из числа бухгалтерского корпуса. Многие предприятия идут по иному пути: заказывают сертификационный аудит с целью определения необходимых доработок, но получают сертификат только после повторного сертификационного аудита, так как первый выявляет большое количество ошибок.
В-третьих, нужно учитывать, что сертификация проводится, как правило, следующим образом. Вначале аудиторы органа сертификации знакомятся с документацией системы качества предприятия и формируют отчет по итогам этой работы. Затем согласовывается план сертификационного аудита на предприятии и осуществляется сам сертификационный аудит. В случае положительного решения органа сертификации, основанного на результатах проведенного аудита, предприятие получает возможность внести регистрационный взнос и получить желаемый сертификат.
Обучающая компания привлекается заказчиком для подготовки внутренних аудиторов и подготовки персонала. При этом заказчик может своими силами обучать своих работников и сертифицировать их. Для этого нужно иметь в штате организации внутренних аудиторов, подготовленных обучающими организациями. В среднем число таких аудиторов составляет 2 аудитора на 100 работающих.
Орган сертификации - организация, аккредитованная
соответствующими инстанциями, занимающаяся
сертификацией систем менеджмента
качества на соответствие стандартам
серии ISO 9000, имеющая достаточный
собственный капитал и
Тем не менее, в некоторых регионах сертифицирующие органы откровенно «паразитируют на теле» этой престижной международной организации. В 2005 – 2006 годах генеральный секретарь ИСО неоднократно публично заявлял о существовании фирм, которые без всякой аккредитации занимаются убийственной для ИСО практикой, предоставляя услуги по разработке СМК в одном пакете с сертификатами!
Информация о работе Сущность и содержание системы менеджмента качества