Сущность и содержание стратегического менеджмента. Миссия, цели и стратегия фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и содержание стратегического менеджмента. Миссию, цели и стратегию фирмы, на примере организации «ООО «ДИ-Лайн».
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента.
Изучить миссию, основные цели и стратегию фирмы.
Дать характеристику деятельности предприятия ООО «ДИ-Лайн».
Проанализировать внешнею и внутреннею среду организации ООО «Ди-Лайн».
Рассмотреть стратегию развития предприятия ООО «Ди-Лайн».

Содержание работы

Введение: 3
Глава 1: Теоретические основы стратегического менеджмента. 5
1.1. Сущность и содержание стратегического менеджмента. 5
1.2. Стратегическое планирование и стратегическое управление……......9
Глава 2: Анализ стратегического менеджмента на предприятии ООО « ДИ-Лайн». 12
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Ди-Лайн». 12
2.2 Миссия и цели организации ООО «ДИ-Лайн». 14
2.3. Анализ внешней среды предприятия. 18
2.5. Анализ внутренней среды предприятия. 22
2.6. SWOT-анализ организации. 27
2.7. Стратегия развития предприятия ООО «ДИ-Лайн». 30
Заключение: 32
Список литературы: 33

Файлы: 1 файл

Курсовая по работы по дисциплине.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Кафедра         _________________________

 

Дисциплина   Стратегический менеджмент

 

 

 

 

 

                            Курсовая работа

 

 

 

 

 

         Студентки  группы________________

         Сахарновой Натальи Викторовны

         Тема: «Сущность и содержание стратегического менеджмента.

         Миссия, цели и стратегия фирмы»

 

 

 

 

                                                              Проверил____________________

                                                              Дата         ____________________

                                                              Оценка    ____________________

   

 

 

 

 

                                  Санкт-Петербург 2012

                                         Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Введение

 

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент — это эффективное  управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

В жесткой конкурентной борьбе и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможностей для бизнеса, открываемых  достижениями науки и техники, а также развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического менеджмента.

Существует множество определений  стратегии, но их можно свести к одному – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих её позиции на рынке и повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

Сегодня каждая успешная компания разрабатывает  собственную систему стратегического  менеджмента, непрерывно ее совершенствует, инвестирует в нее большие средства, рассматривая ее как важную часть своего неосязаемого капитала – интеллектуальных активов.

         Актуальность стратегического менеджмента определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией, бизнеса требуют применения менеджерами методов и инструментов стратегического менеджмента.

Цель курсовой работы – изучить сущность и содержание стратегического менеджмента. Миссию, цели и стратегию фирмы, на примере организации «ООО «ДИ-Лайн».

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента.
  2. Изучить миссию, основные цели и стратегию фирмы.
  3. Дать характеристику деятельности предприятия ООО «ДИ-Лайн».
  4. Проанализировать внешнею и внутреннею среду организации ООО «Ди-Лайн».
  5. Рассмотреть стратегию развития предприятия ООО «Ди-Лайн».

Объектом исследования является организация ООО «Ди-Лайн». Предметом –  управление развитием данного предприятия.

В первой главе в курсовой работе рассмотрены и изучены теоретические основы сущности и содержания стратегического менеджмента.

Вторая глава посвящена анализу стратегического менеджмента  на предприятии ООО « ДИ-Лайн». Определены миссия, цели и стратегия, данной организации.

Для решения поставленных задач была изучена и проанализирована учебно-методическая литература и периодические издания.

Глава 1: Теоретические  основы стратегического менеджмента.

1.1. Сущность и содержание стратегического менеджмента.

 

Стратегический менеджмент — область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.

Стратегический менеджмент решает основную задачу рыночной экономики  – поддержание баланса между  организацией и внешней средой.  
Единой стратегии для всех организаций не существует из-за уникальности внутренней среды.

Стратегический менеджмент – система  решений и действий, применяемых  для формирования, разработки и реализации стратегии, которая должна обеспечить наилучшее, т.е. конкурентоспособное  соответствие между внешней средой фирмы и ее потенциалом.

Основная задача стратегического  менеджмента – приведение существующего  потенциала организации в соответствие с требованиями внешней среды  для обеспечения конкурентоспособности  организации.

Сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

- В каком положении оно хотело  бы находиться через три, пять, десять лет?

- Каким способом достигнуть  желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры  должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для  ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

В основе стратегического менеджмента  лежат стратегические решения, к числу которых можно отнести:

  • реконструкцию предприятия;
  • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
  • организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
  • выход на новые рынки сбыта;
  • приобретение, слияние предприятий1.

Стратегическое управление — это  процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Целью же стратегического менеджмента  является достижение долговременного  конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации.

Управление в стратегическом аспекте – это управление, направленное на разработку и реализацию плана развития фирмы (стратегического плана). Процесс разработки плана называется стратегическим планированием.

Содержанием стратегического менеджмента  являются:

- определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды фирмы;

- анализ ее внутренней обстановки;

- выбор и разработка стратегии  на уровне стратегической зоны  хозяйствования (СЗХ) фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

- проектирование ее организационной  структуры;

- выбор степени интеграции и  систем управления;

- управление комплексом "стратегия  - структура - контроль";

- определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной связи  результатов и стратегии компании;

- совершенствование стратегии;  структуры управления.

Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 1.

 

 


1.2 Стратегическое планирование  и стратегическое управление.

 

          Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Прежде всего, стратегия  большей частью формулируется и  разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме  определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации2.

Стратегическое планирование является частью процесса стратегического управления. Для выяснения взаимосвязи стратегического управления и стратегического планирования изобразим схематически процесс стратегического управления (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

На рисунке 2 этапы стратегического планирования выделены жирной рамкой.

Они включают: (1) выбор миссии, (2) целей организации, (3) оценку и анализ внешней среды, (4) исследование сильных и слабых сторон деятельности предприятия, (5) анализ стратегических альтернатив, (6) выбор стратегии.

Информация о работе Сущность и содержание стратегического менеджмента. Миссия, цели и стратегия фирмы