Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и содержание стратегического менеджмента. Миссию, цели и стратегию фирмы, на примере организации «ООО «ДИ-Лайн».
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента.
Изучить миссию, основные цели и стратегию фирмы.
Дать характеристику деятельности предприятия ООО «ДИ-Лайн».
Проанализировать внешнею и внутреннею среду организации ООО «Ди-Лайн».
Рассмотреть стратегию развития предприятия ООО «Ди-Лайн».
Введение: 3
Глава 1: Теоретические основы стратегического менеджмента. 5
1.1. Сущность и содержание стратегического менеджмента. 5
1.2. Стратегическое планирование и стратегическое управление……......9
Глава 2: Анализ стратегического менеджмента на предприятии ООО « ДИ-Лайн». 12
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Ди-Лайн». 12
2.2 Миссия и цели организации ООО «ДИ-Лайн». 14
2.3. Анализ внешней среды предприятия. 18
2.5. Анализ внутренней среды предприятия. 22
2.6. SWOT-анализ организации. 27
2.7. Стратегия развития предприятия ООО «ДИ-Лайн». 30
Заключение: 32
Список литературы: 33
Спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Конкуренция на мебельном рынке России профессиональная и очень жесткая. Это и гонка новых технологий, и оптимизация бизнес-процессов, и снижение издержек на производство и логистику, и разработка новых сервисных услуг и т. д. В конкурентной борьбе выиграет та компания, которая сумеет сделать заказчику предложение, от которого тот не сможет отказаться.
Способность покупателей диктовать свои условия в компании выражается как:
- продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;
- осуществление доставки и монтажа;
- предоставление товарного кредита.
Поставщики исходных для изготовления продукции материалов, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Влияние поставщиков в мебельной отрасли обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними. В настоящее время на рынке представлено большое количество производителей и поставщиков сырья и материалов для мебельного производства, что позволяет производителям мебели сделать выгодный контракт на поставку сырья и материалов.
Наиболее значимыми из рассмотренных сил для предприятия ООО «ДИ-Лайн» являются: угроза появления новых конкурентов, соперничество между имеющимися конкурентами и угроза появления товаров и услуг-заменителей.
Результатом проведенного анализа макросреды и непосредственного окружения является определение благоприятных и неблагоприятных для организации факторов внешней среды.
Таблица 2. Благоприятные и неблагоприятные для организации факторы внешней среды.
№ |
Благоприятные факторы (возможности, opportunities) |
Неблагоприятные факторы (угрозы, threats) |
1. |
Появление новых стандартов в технологиях, оборудовании, материалах. |
Экономический кризис. |
2. |
Появление новых товаров. |
Рост мировых цен на сырье и материалы. |
3. |
Государственное регулирование отрасли. |
Изменение в налоговом законодательстве |
4. |
Финансовые условия инвестирования на рынке капиталов. |
Уровень безработицы. |
5. |
Демографический рост. |
Изменение уровня инфляции, процентной ставки и курса иностранной валюты. |
Анализ внутренней среды организации заключается в обследовании основных функциональных зон организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон, характеристике их состояния и тенденций развития.
Для анализа внутренней среды выделяют пять функциональных сторон организации:
1) К особенностям технологических инноваций на предприятии можно отнести:
- разработку и внедрение технологий хранения сырья для производства мебельной продукции, позволяющих увеличить срок хранения без потери качества;
- применение ресурсосберегающих технологий, характеризующихся максимально полезным выходом продукции и минимумом отходов на основе современных методов обработки;
- совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла, как минимум, без потери качества продукции;
- разработку и внедрение собственных упаковочных линий, отвечающих специфике производимых продуктов;
2) В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения. В компании «ДИ-Лайн» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании. На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности. Компания имеет высокую деловую активность и постоянно расширяется.
3) Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.
4) Сначала определяется, из какого сырья будет изготавливаться корпусная мебель. Выбирая необходимое сырье и материалы для производства, проводится анализ поставщиков сырья, чтобы выбрать наиболее выгодный и экономичный вариант поставки сырья и материалов. Необходимо учитывать месторасположение поставщика, так как при большой удаленности от производства увеличиваются транспортные расходы. Для выбора наиболее экономичного варианта транспортировки рассматриваются различные виды транспорта. Работая с одним поставщиком, всегда следует иметь в запасе еще две или три компании, с которыми можно начать сотрудничать в случаи изменения условий поставок сырья и материалов основным поставщиком. Учитывая существующую конкуренцию на рынке корпусной мебели, делается упор на качество выпускаемой продукции. Поэтому в первую очередь особое внимание уделяется оборудованию, которое позволяет производить качественную продукцию.
5) Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии наблюдается стабильный рост. За неполный текущий 2011 год он составляет 32% от итогов 2010 года. Объем оборотных средств вырос на 60%. Особое внимание при изучении коммерческой деятельности фирмы привлекли данные по закупочной стоимости продукции, ее динамика, организация складского хозяйства и методы формирования оптимального запаса на складах фирмы. Так введение контроля издержек значительно сократило стоимость накладных расходов, что благоприятно отразилось на себестоимости продукции, а введение два года назад принципа «торговля с колес» позволило, одновременно с увеличением объема оборотных средств, сократить объемы товарных запасов на складах. Однако имеющиеся производственные мощности используются не полностью, что влечет перерасход средств на их содержание, но создает благоприятную ситуацию для роста компании. Проблема качества продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии товара на предприятии-изготовителе. А дальнейшая работа по данному товару с данным предприятием-изготовителем ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно. Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.
В процессе производственной деятельности между сотрудниками ООО «ДИ-Лайн» и его структурными подразделениями, управляющей и управляемой подсистемами устанавливаются производственные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Совокупность элементов и звеньев системы управления, установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчиненности) образует структуру управления. Если рассматривать линейные полномочия в ООО «ДИ-Лайн», то можно сказать следующее.
Директор фирмы имеет все полномочия, связанные с управлением текущей деятельностью предприятия: заключение договоров, решение финансовых вопросов, прием и увольнение сотрудников, оценка деятельности предприятия и работников, решения о поощрениях и наказаниях работников по представлению главных специалистов.
Заместитель директора по производству подчиняется непосредственно директору, в своем подчинении имеет руководителя технического отдела, тот в свою очередь – руководителей цехов. Заместитель директора по производству осуществляет оперативное руководство над основным производством хозяйства, обеспечивая выполнение планов производства. Аналогичным образом линейные полномочия распределяются в производственном и коммерческом подразделениях предприятия.
Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий должен строго регламентироваться. На предприятии ООО «ДИ-Лайн функциональными полномочиями обладают заместитель директора по экономическим вопросам, заместитель директора по производству, заместитель директора по коммерческим вопросам и начальник отдела кадров. Они дают указания работникам, какие мероприятия или действия необходимо выполнять, как, когда и в какой последовательности.
К недостаткам управления ООО «ДИ-Лайн, в настоящее время, можно отнести:
- чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителей и, как следствие, перегрузка последних (невозможность выполнять свои функциональные обязанности);
- сохранившаяся высокая концентрация полномочий по принятию решений у руководства сочетается с рядом специфических моментов — отсутствием долгосрочной стратегии, конфликтом менеджеров и собственников, нежеланием допускать инвестора на предприятие и др.;
- отсутствие информационной поддержки предприятия, в частности его коммерческой и финансовой деятельности;
- отдельные аспекты единой службы работы с персоналом либо отсутствуют, либо разнесены по функциональным подразделениям с различными уровнями подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом и отдел организации труда и заработной платы);
- отсутствие службы управления изменениями, которая должна в каждый момент времени обеспечивать ориентацию предприятия на требования внешней среды;
- формальная работа жизненно важных финансово-экономических служб, слабо развитые аналитические и плановые службы.
Полученные результаты анализа функциональных зон предприятия ООО «ДИ-Лайн представлены в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости.
Таблица 6. Сильные и слабые стороны организации.
№ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
Достоверный мониторинг рынка |
Сбои в снабжении |
2. |
Отлаженная сбытовая сеть |
Недостатки в рекламной политике |
3. |
Широкий ассортимент продукции |
Средний уровень цен |
4. |
Высокий контроль качества |
Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) |
5. |
Высокая рентабельность |
Не полная загруженность производственных мощностей |
6. |
Рост оборотных средств |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
7. |
Высокая квалификация персонала |
Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
8. |
Хорошая мотивация персонала |
|
9. |
Достаточная известность |
Списки слабых и сильных сторон организации, внешних возможностей и угроз используются для формирования матрицы SWOT.
В процессе построения матрицы проводится совместное изучение внешней и внутренней среды организации, устанавливаются связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними благоприятными и неблагоприятными факторами. Результаты SWOT-анализа используются при разработке стратегий организации.
Таблица 3. Матрица SWOT.
Благоприятные факторы внешней среды (возможности, opportunities)
1.Улучшение уровня жизни населения 2.Развитие информационной отрасли 3.Изменения моды 4.Снижение налогов и пошлин 5.Снижение безработицы 6.Совершенствование 7.Финансовые условия инвестиро |
Неблагоприятные факторы внешней среды (угрозы, threats)
1.Появление принципиально нового товара 2.Рост темпов инфляции 3.Ужесточение законодательства 4.Скачки курсов валют 5.Ухудшение политической обстановки 6.Национализация бизнеса 7.Рост мировых цен на сырье и готовую продукцию | |
Сильные стороны (strengths)
1.Достоверный мониторинг рынка 2.Отлаженная сбытовая сеть 3.Широкий ассортимент продукции 4.Высокий контроль качества 5.Высокая рентабельность 6.Рост оборотных средств 7.Высокая квалификация персонала 8.Хорошая мотивация персонала 9.Достаточная известность |
I. «Сила и возможности»
- выход на новые
рынки, увеличение - достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; - квалификация персонала,
контроль качества, неудачное поведение
конкурентов и развитие - четкая стратегия
позволит использовать все возм |
II. «Сила и угрозы»
- усиление конкуренции,
политика государства, - появление конкурентов
вызовет дополнительные - известность защитит от товаров-субститутов и добавит преимуществ в конкуренции; - достоверный мониторинг
уловит изменения вкусов |
Слабые стороны (weaknesses)
1. Сбои в снабжении 2.Недостатки в рекламной политике 3.Средний уровень цен 4.Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) 5.Не полная загруженность производственных мощностей 6.Неучастие персонала
в принятии управленческих 7.Недостаточный контроль
исполнения приказов и |
III.«Слабость и возможности»
- плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента, добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг; - неучастие персонала
в принятии решений и |
IV. «Слабость и угрозы»
- появление новых конкурентов,
низкий уровень сервиса и - неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; - непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов; - неполная загруженность
производственных мощностей |