Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «инновационный менеджмент».
2. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность инновационного менеджмента………...………………………....5
1.1 Основные понятия…………………………………………………………...5
1.2 Инновационный процесс………………………………………..…………...7
1.3 Введение в инновационный менеджмент…………………………….……..9
1.4 Особенности развития современного менеджмента……………………....14
2 Общая характеристика предприятия………………………………….........20
2.1 Краткая характеристика исследуемой организации………………… …...20
2.2 Перспективы развития ОАО «БАТЭ» и основные проблемы, стоящие перед ним………………………………………………………………………....23
3 Совершенствование управления на ОАО «БАТЭ»……………………...….25
3.1 Анализ проблем, стоящих перед ОАО «БАТЭ»……………………….….25
3.2 Анализ показателей предприятий, переданных в холдинг «Автокомпоненты»……………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)
  • процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза логического и исторического;
  • проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий [2.76-83].

Процессный  подход описывает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с данным подходом управление – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. Каждая функция в свою очередь представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий [7.17].

Таким образом, процесс  управления есть сумма всех функций (прогнозирования и планирования, организации, координации, регулирования, контроля).

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией [2.85]. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время [2.85]. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Методологию ситуационного  подхода обосновывают как четырех шаговый процесс [2.86-89]:

1. Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность  (понимание процесса управления, системного анализа, методов планирования  и т.д.).

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные.

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший  отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, ситуационный подход расширяет практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

Указанные подходы направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области — именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок — таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Исследователи выделяют основные тенденции современного этапа  развития теории управления. Первая связана  с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической  базе организаций в плане управления ею [3.112]. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления [3.114]. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция —  интернационализация менеджмента  и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления [3.115]. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства  исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что  сегодня сформировалась новая парадигма  управления. Она обозначается, как  «тихая управленческая революция», а  ее ключевыми чертами являются следующие [6.187]:

1. Отказ от управленческого  рационализма классических школ  менеджмента, состоящего в убеждении,  что ключ к успеху управления  лежит в правильном воздействии  на внутренние факторы организации.  Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в  управлении теории систем позволило  не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

3. Ситуационный подход  к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис — вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной  ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире [4.138].

Влияние глобализации вызвало  необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

Так, с позиций стратегического  менеджмента для компаний сегодня  очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в  системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Исследователи утверждают, что границы современного менеджмента больше не совпадают с государственными границами [5.139]. Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.

По мнению большинства исследователей, в сфере производственного менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных производителей способствовала снижению уровня издержек и более гибкому взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой [4.142]. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

Одной из наиболее сильных  тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений [4.146]. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их [4.148].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика предприятия

 

2.1. Краткая характеристика  исследуемой организации

 

Открытое акционерное общество «Борисовский завод автотракторного электрооборудования» (ОАО «БАТЭ») — специализированное предприятие по проектированию и производству стартеров и генераторов для двигателей грузовых и легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники и спецтехники.

Юридический адрес: Республика Беларусь, г.Борисов, УЛ.Даумана,95

Доля рынка БАТЭ в странах  СНГ, в том числе в России – 48%. На экспорт предприятие реализует 86% своей продукции. В 2010 году объем производства здесь составил 238,4 млрд. белорусских рублей. В 2015 году БАТЭ намерено увеличить объем производства в два раза до 510 млрд. белорусских рублей. Это будет осуществлено за счет модернизации моделей стартеров и генераторов. Организуется производство новых видов продукции: моторедукторов стеклоочистителя, электростеклоподъемников, вентиляторов. Осваивается новое производство строительных материалов.

Борисовский завод автотракторного  электрооборудования — одно из валообразующих предприятий Беларуси. Основная продукция  БАТЭ — стартеры и генераторы для легковых и грузовых автомобилей. На заводе производится порядка 40 моделей стартеров, 6 моделей генераторов, товары народного потребления. В Россию экспортируется около 86% всей продукции, из которой около половины реализуется как запчасти на вторичном рынке. Продукция БАТЭ представлена на всех автомобильных конвейерах РФ. Основные потребители — АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, в Беларуси — МАЗ и ММЗ. По результатам работы в 2006 г. ОАО «БАТЭ» признано лучшим поставщиком ОАО «АвтоВАЗ».

Продукция БАТЭ характеризуется  высоким качеством и надёжностью  в эксплуатации. С 1 января 2002 года на предприятии внедрена система качества ISO 9001.

Существует возможность делового сотрудничества с ООО «Торговый Дом «БАТЭ», в части реализации продукции производства ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования» – ведущего предприятия по разработке и производству стартеров и генераторов и других предприятий машиностроительного комплекса Республики Беларусь.

В ассортименте компании широко представлены запасные части для отечественных грузовых и легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники и спецтехники:

- стартеры, генераторы, запчасти  к ним производства ОАО «Борисовский  завод автотракторного электрооборудования»;

- автомобильные, тракторные, комбайновые двигатели и запасные части к ним производства ОАО «Минский моторный завод»;

- турбокомпрессоры, компрессоры,  насосы, фильтры производства ОАО  «Борисовский завод «АГРЕГАТОВ»;

- механизмы рулевого  управления, насосы гидроусилителя руля производства ОАО «Борисовский завод «АВТОГИДРОУСИЛИТЕЛЬ»;

За пять лет работы компанией создана региональная товаропроводящая сеть, включающая более 250 контрагентов, достигнуто эффективное  взаимодействие с потребителями, оптимизированы схемы доставки продукции.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента