Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной работы – определение особенностей системного подхода в управлении через целостный подход к управлению персоналом организации.
Задачи работы:
- определение сущности понятия «система»;
- выявление особенностей построения системы управления на современном предприятии;
- определение способов реализации системного подхода на примере предприятия - ООО «Железка».
Введение 3
1. Сущность системного подхода. Основные понятия системной парадигмы 5
1. Понятие «система» 5
1. 2. Классификация систем и их основная характеристика 10
1.2.1 Основные характеристики систем 10
1. 2.2 Основные закономерности существования и функционирования системы управления 12
2. Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы в конечные результаты 14
2.1 Особенности управления на современном предприятии 14
2.2 Управление как развивающаяся система 20
3. Характеристика конкретной организации как открытой системы. Анализ ресурсов организации и основных результатов ее деятельности. 27
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Содержание
Введение 3
1. Сущность системного подхода. Основные понятия системной парадигмы 5
1. Понятие «система» 5
1. 2. Классификация систем и их основная характеристика 10
1.2.1 Основные характеристики систем 10
1. 2.2 Основные закономерности существования и функционирования системы управления 12
2. Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы в конечные результаты 14
2.1 Особенности управления на современном предприятии 14
2.2 Управление как развивающаяся система 20
3. Характеристика конкретной организации как открытой системы. Анализ ресурсов организации и основных результатов ее деятельности. 27
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Предприятия, которые предоставляют услуги населению или производят определенные группы продукции, организовываются по принципу системного подхода к их управлению.
Эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций.
Постоянно усложняющиеся социально– экономические процессы, особенно в условиях рыночной экономики, требуют, в целях повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, новых подходов и методов к созданию систем управления.
Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций.
В современных условиях основой построения систем управления является развитие таких наук, как кибернетика, математика, экономика, исследование операций с одновременным применением бурно развивающихся средств вычислительной техники.
Задачи работы:
- определение сущности понятия «система»;
- выявление
особенностей построения
- определение
способов реализации
Методы исследования:
- анализ
учебной и справочной
- синтез полученной информации;
- создание собственных умозаключений и выводов.
Термин «система» греческого происхождения и означает «целое, составленное из отдельных частей». В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «система».
Определения данного понятия изложены в работах А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, Л. фон Берталанфи и других исследователей.
В соответствии с понятием Р. Акоффа, система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей.
На основании определений понятия «система» можно выявить те закономерности, которые прослеживаются во всех основных определениях данного понятия. Система представляется как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними.
При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:
- информация;
- информационные ресурсы;
- элементы;
- подсистемы;
- связи;
- информационные ресурсы внешней среды;
- информационные ресурсы внутренней среды;
- структура;
- функция;
- целевая функция.
Рис. 1.1 Основные понятия системы
На основании вышесказанного необходимо более детально определить сущность основных понятий.
Информация – это сведения, обобщения, знания, данные, которыми обмениваются люди, непосредственно сами люди и те технические устройства, которые работают на людей.
Понятие «информация» состоит из двух аспектов:
Рис. 1.2 Основные аспекты информации
Содержательный аспект информации для любого предприятия заключается в изучении маркетинговой информации, а материальный аспект заключается в преломлении данной информации на финансовую основу (составление бюджета предприятия и т.д.).
Информационные ресурсы, представляют собой знания, сведения, данные, которые получены в результате развития науки и практической деятельности людей и используются в общественном производстве и управлении как фактор, повышающий эффективность производственных процессов.
Элемент – это неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.
Подсистема – это выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы.
Подсистемы, выделенные на одной горизонтальной линии, являются подсистемами одного уровня, деление системы на подсистемы разного уровня называется иерархией.
Если говорить о предприятиях, то необходимо сначала исследовать основные элементы внешней среды организации, а затем переходить к изучению и исследованию внутренней среды.
Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Любая связь, между какими – либо двумя элементами, в соответствии с ее направленностью от одного элемента к другому, является выходом первого из них и в то же время входом второго. Если говорить о связях между подсистемами управления персоналом на предприятиях, то они являются сбалансированными и вытекающими одна из другой. Без подбора, отбора и найма персонала невозможна последовательная работа с кадровым составом предприятия, т.к. его просто напросто не будет. Без кадров невозможно функционирование подсистемы переобучения и аттестации сотрудников организации и т.д.
Информационные
ресурсы внешней среды – это
множество элементов любой
Информационными ресурсами внешней среды любого предприятия являются:
- статистические данные;
- информация радио и телевидения;
- конъюнктурные сборы;
- специальная и периодическая литература;
- материалы выставок и конференций;
- интервью, встречи и переговоры;
- компьютерные информационные сети (онлайновые каналы, Интернет).
Принятие правильных решений предполагает наличие соответствующей информации.
Информационную систему предприятия определяют как совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств, для сбора, накопления и обработки данных, которые необходимы для осуществления маркетинговой деятельности предприятия.
Развитая система внутренней информации на предприятии, включает в себя следующие основные элементы:
- информацию, о внутренних возможностях предприятия для эффективного их использования, при формировании определенных усилий организации;
- информацию, о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений деятельности предприятия на рынке данного вида услуг;
- информацию, о результатах деятельности (исследований), проводимых с целью получения дополнительных данных;
- систему
обработки информации (с использованием
современных технологий для
Роль внутренней информации, заключается в следующем:
Рис. 1.3 Роль внутренней информации для деятельности предприятия
Структура – это совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие. У каждой подсистемы определенного уровня существуют соподчиненные подсистемы.
Функция – это целенаправленный набор действий, операций или процедур. Функции системы обычно представляются в виде набора некоторых преобразований, которые делятся на две группы.
. Классификация – это научный метод, который заключается в дифференциации всего множества объектов и последующее их объединение в определенные группы на основе какого – либо признака. При общем подходе к классификации систем, выделяются следующие основные признаки:
- по происхождению;
- по объективности существования;
- по взаимодействию с окружающей средой;
- по действию во времени;
- по обусловленности действия;
- по степени сложности.
Рис. 1.4 Признаки классификации систем
Можно рассмотреть также признаки классификации, используя табличную форму.
Таблица 1.1
Классификация систем
Признаки систем |
Виды систем |
По происхождению |
Естественные и искусственные |
По объективности существования |
Материальные и идеальные |
По взаимодействию с окружающей средой |
Открытые и закрытые |
По действию во времени |
Статические и динамические |
По обусловленности действия |
Детерминированные и вероятностные |
По степени сложности |
Простые, сложные и особо сложные |
Система управления на предприятии является открытой, т.к. она имеет связь с внешней средой.
Системы, в зависимости от времени действия, делятся на статические и динамические.
Система
управления на предприятии
является статической, т.к. постоянна
в выполнении своих основных функций,
но при изменении условий
По степени сложности система управления на предприятиях является сложной.
Основными закономерностями систем управления являются:
- целостность;
- неаддитивность;
- эмерджентность;
- синергизм;
- обособленность;
- совместимость;
- адаптивность.
Рис. 1.5 Основные закономерности систем
Целостность системы характеризуется рядом свойств и особенностей. Многогранность целостности отражается с помощью таких понятий, как наличие у всей системы общей цели, дифференциации, интеграции, симметрии, асимметрии. Система перестает быть таковой, если она теряет хотя бы одно из приведенных свойств целостной системы. Эффект от системы в целом больше, чем эффект от суммы эффектов отдельных элементов или подсистем.
Эмерджетность, означает появление у системы эмерджетовых свойств, которые не присуще составляющим ее элементам. Она является одной из форм проявления диалектического принципа перехода количественных изменений в качественные. Эмерджетность, в социально– экономических системах, весьма, разнообразна. На макроуровне с эмерджетными свойствами связаны такие явления, как социальный престиж, реализация крупномасштабных мероприятий. Интересы системы, которые связаны с усилением позитивных и ослаблением негативных эмерджетных эффектов, называются эмерджетными интересами.
Обособленность, означает закономерность систем или подсистем, которая заключается в некоторой изолированности систем или подсистем от взаимодействия с другими системами или подсистемами в общей иерархии построения систем. Она проявляется, прежде всего, за счет принятия решений, которые касаются только определенной системы, не предусматривающей интересы более высокой системы.
К числу
важнейших закономерностей
Под адаптивностью
понимается закономерность, которая
связана с приспособлением
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что знание закономерностей, которыми обладают системы, позволяет исследователям заранее предсказать форму их поведения при каких – либо изменениях в окружающей среде. При этом процесс проектирования новых систем управления может быть существенно сбалансированным.