Сущность стратегического управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Это направление получило признание во всём деловом мире. Важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Крупные компании рассматривают мир как единое целое, где стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция таких компаний, как Mars, Siemens, Sony, Procter & Gamble, L’Oreal и многих других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров крупных компаний можно, только действуя аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию в конкурентной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность стратегического управления организацей……………..5
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией..5
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления……….9
Глава 2. Анализ системы стратегического управления на предприятии «ООО Таурин» (Франшиза Оранж Фитнес,сети Strata Partners)…………………….18
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………..18
2.2 Управленческое обследование сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….20
2.3 Анализ опасностей и возможностей деятельности организации………22
Глава 3. Исследование возможностей разработки и реализации стратегии организации……………………………………………………………………..27
3.1 Создание системы стратегического управления…………………………27
3.2 Разработка и реализация маркетинговой стратегии……………………29
Список используемой литературы……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 144.11 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность стратегического управления организацей……………..5

1.1 Сущность, функции и задачи стратегического  управления организацией..5

1.2 Классификация  стратегий в теории стратегического  управления……….9

Глава 2. Анализ системы стратегического управления на предприятии «ООО Таурин» (Франшиза Оранж Фитнес,сети Strata Partners)…………………….18

2.1 Организационная  характеристика предприятия………………………..18

2.2 Управленческое  обследование сильных и слабых  сторон хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….20

2.3 Анализ  опасностей и возможностей деятельности  организации………22

Глава 3. Исследование возможностей разработки и реализации стратегии организации……………………………………………………………………..27

3.1 Создание  системы стратегического управления…………………………27

3.2 Разработка  и реализация маркетинговой стратегии……………………29

Список  используемой литературы……………………………………………33 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы «Стратегическое управление организацией в условиях рынка» бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное  и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно  используемое в странах Запада, как  база ведения управленческих процессов  организации в условиях рынка. В  настоящее время в хозяйственной  практике России механизм стратегического  менеджмента переживает период становления.  

Это направление  получило признание во всём деловом  мире. Важной предпосылкой развития стратегического  менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Крупные компании рассматривают  мир как единое целое, где стираются  национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция таких компаний, как Mars, Siemens, Sony, Procter & Gamble, L’Oreal и многих других продается во всех странах  мира и является важным фактором конкуренции  на национальных рынках. Противостоять  натиску товаров крупных компаний можно, только действуя аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию в конкурентной среде.

Таким образом, у директоров российских компаний растет понимание важности стратегического  управления, развитию которого мешает отсутствие системы сбора и анализа  информации о внешней среде. Кроме  того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно  отличаются от принятой ранее системы  планирования и известно о них  пока сравнительно мало. Большая часть  отечественных производителей только подходит к пониманию того, что  называют стратегическим менеджментом.

Стратегический  менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики  внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым хочется подчеркнуть следующую особенность российского управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность стратегического  управления организации.

1.1 Сущность, функции и задачи стратегического  управления организацией

Стратегическое  управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы  и системы действий по достижению долгосрочных целей организации  в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная  обязанность которого состоит в  определении предпочтительных направлений  и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном  распределении ресурсов, использовании  всего того, что дают организации  конкурентные преимущества.

Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. «В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась  идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой»

Теория  стратегического планирования и  управления была развита американскими  исследователями и консультационными  фирмами, далее этот аппарат вошел  в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а  в настоящее время все более  востребован российскими бизнесменами.

Как отмечают специалисты в области стратегического  менеджмента В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1)  в каком положении предприятие находится в настоящее время;

2)  в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет; 

3) каким  способом достигнуть желаемого  положения?

Прежде  чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  менеджмента связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию.

Стратегическое  управление на предприятии выражается в следующих функциях:

1)  планирование стратегии;

2)  организация выполнения стратегических планов;

3)  координация действий по реализации стратегических задач;

4)  мотивация на достижение стратегических результатов;

5)  контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование  стратегии включает в себя:

     1-  прогнозирование:

о  анализ внешних (внутренних) факторов;

o  определение возможностей развития;

o  оценка риска;

o  обоснование стратегии.

     2-  разработку стратегии:

o  формирование мисси;

o  оценка перспектив;

o  формирование стратегии;

o  увязка стратегий по СБЕ (стратегические бизнес-единицы).

     3-  бюджетирование:

o  стоимостная оценка;

o  распределение ресурсов;

o  составление бюджета.

Организация выполнения стратегических планов включает:

1.  формирование потенциала фирмы;

2.  согласование стратегии и системы управления с выбранной стратегией;

3.  создание корпоративных культур, поддерживающих стратегию.

Координация действий по реализации стратегии заключается  в следующем:

а)  согласование решений отдельных уровней, подразделений;

б)  последовательная консолидация целей;

в)  объединение стратегий СБЕ

Мотивация, как функция стратегического  управления, представляет собой систему  стимулов, побуждающих к достижению стратегических результатов, а также  совокупность методов.

Контроль  состоит из следующих действий:

– непрерывное  наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

– заблаговременное определение опасностей;

– выявление  отклонений, возможное исправление  ошибок 

Задача  менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пяти взаимосвязанных частей. На рисунке 1 показана взаимосвязь задач стратегического  управления.

Рис. 1. Пять задач  стратегического управления

Стратегическое  управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями  и угрозами внешней среды, в которой  он действует.

1.2 Классификация  стратегий в теории стратегического  управления

Стратегии можно классифицировать по разным признакам  с целью более четкого понимания  сущности этого сложного и многогранного  понятия.

С точки  зрения иерархии управления стратегии  можно подразделить на:

• корпоративную;

• деловую;

• функциональную;

• операционную (линейную).

Корпоративная стратегия состоит в том, как  диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных  отраслях, а также в действиях  и подходах, направленных на улучшение  деятельности групп предприятий, в  которые диверсифицировалась компания.

Деловая стратегия концентрируется на действиях  и подходах, которые связаны с  управлением, направленным на обеспечение  успешной деятельности в одной специфической  сфере бизнеса. Сущность деловой  стратегии состоит в том, чтобы  показать, как завоевать сильные  долгосрочные конкурентные позиции.

Функциональная  стратегия относится к плану  управления текущей деятельностью  отдельного подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, распределение, финансы, кадры  и т.д.) или ключевого функционального  направления внутри определенной сферы  деятельности.

Операционные  стратегии определяют, как управлять  ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных  задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Все перечисленные  стратегии являются комплексными и  охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления.  

Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга, решения  в данном случае обычно принимаются  советом директоров корпорации. Деловая  стратегия находится в ведении  генеральных директоров и руководителей  предприятий, тогда как по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах (менеджеры низшего звена управления).

Информация о работе Сущность стратегического управления организацией