Свот-анализ магазина "Синтез"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Соответственно термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две характеристики – необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии. Недостаток такой ситуации в том, что, не отличая стратегические решения от тактических и оперативных, руководители предприятия не уделяют подготовке и анализу стратегических решений того внимания, которого они заслуживают

Содержание работы

1. Сущность стратегии предприятия…………………………………………………...………….3
1.1. Понятие и содержание стратегии предприятия…………………………………………….3
1.2. Структура и элементы стратегии……………………………………………………………7
1.3. Роль стратегии в жизни предприятия………………………………………….…………..10
2. СВОТ-АНАЛИЗ МАГАЗИНА «СИНТЕЗ»………………………………………...………….12
2.1. Общая характеристика магазина «Синтез»………………………………….…………….12
2.2. Анализ внешней среды деятельности…………………………………………..………….12
2.3. Анализ слабых, сильных сторон, возможностей и угроз………………………...………15
2.4. Матрица СВОТ-анализа……………………………………………………………...……..18
2.5. Стратегия компании на основании СВОТ-анализа……………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование - Сущность стратегии организации (ООО Синтез).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Проведение  Администрацией города Апатиты работы по формированию торгового реестра Мурманской области. Создание и ведение торгового реестра может помочь ООО «Синтез» вести торговую деятельность, а именно упростить поиск новых партнеров по бизнесу, снизить издержки обращения за счет организации прямых поставок и сокращения числа посредников.

  Экономическая среда 

В настоящий  момент экономическая среда деятельность магазина «Синтез» достаточно благоприятна. Основные последствия финансового  кризиса, оказавшие негативное влияние  на деятельность магазина (рост закупочных цен на продукты питания) преодолены. При этом нужно отметить, что кризис оказал и положительное влияние на магазин. Многие покупатели в 2008 – 2009 году переориентировались с покупок в дорогих продуктовых магазинах на бюджетные небольшие продовольственные магазины.

Инфляция, курс рубля, процентные ставки, влияющие на деятельность ООО «Синтез», в 2012 году были достаточно стабильны и  существенно  не отличались от уровней предыдущего  года.

Из последних  экономических факторов, повлиявших на деятельность магазина можно выделить: необходимость повышение розничных цен на спиртосодержащую продукцию и табачные изделия (в связи с ростом акцизов на нее).

Важное значение при анализе экономической среды  имеет анализ развития предпринимательства  в городе Апатиты.

Численность субъектов предпринимательства составила на конец 2012 года составила 2161 человек (рост к плановому показателю на 0,8%). Снижение показателя по сравнению с 2011 годом на 7,5% вызвано отказом предпринимателей от занятия предпринимательской деятельностью в связи со значительным повышением страховых взносов в ПФР. На 1,8% к уровню 2011 года сократилась численность работников, занятых в сфере МСП.

Не смотря на снижение численности работников в  сфере предпринимательства, доля занятых  на малых и средних предприятиях в среднесписочной  численности работников всех  предприятий и организаций, расположенных на территории  города, составила 29,2% (2011 год – 27,6%).

Сумма налогов, уплаченная субъектами предпринимательства  по специальным режимам налогообложения (ЕНВД) в бюджетную систему в 2012 году составила 38,2 млн. руб., что на 8,5% выше запланированных объемов.

Таким образом, сфера малого и среднего предпринимательства  в Апатитах в настоящий момент является привлекательной, в дальнейшем можно ожидать улучшения предпринимательского климата в городе, что может позволить магазину «Синтез» активно развиваться.

Социально-культурная  среда

Социально-культурная среда не оказывает существенного  влияния на деятельность магазина. При этом некоторые факторы социально-культурной среды должны быть проанализированы в целях защиты от их негативного влияния в будущем.

Один из наиболее важных элементов социально-экономической  среды – демографический фактор.

В целом демографическая  среда по городу Апатиты характеризуется  негативными моментами. Население города Апатиты постепенно снижается, но при этом в настоящее время темпы снижения стабилизировались на низком уровне.

При этом следует  отметить, что на деятельность магазина «Синтез» в большей степени оказывает  влияние не общая демографическая обстановка в городе, а в большей степени демография в районе улицы Дзержинского.  Именно здесь проживает около 95% клиентов магазина. Необходимо отметить, что район расположения магазина «Синтез» это густонаселенный («спальный») район города. Численность населения в этой районе стабильна и в будущем не будет подвержена существенным изменениям.

Среди культурных факторов, влияющих на деятельность магазина «Синтез» следует отметить рост интереса к закупкам продуктов питания  в крупных сетевых магазинах самообслуживания (эта мода приходит из крупных городов). Данный фактор создает определенные угрозы для развития деятельности ООО «Синтез».

Научно-техническая  и технологическая среда

Руководство достаточно осторожно относиться к всевозможным новинкам и инновациям в сфере организации торговой деятельности. Об этом свидетельствует отсутствие в магазине многих технических новшеств: оборудования для получения дополнительной информации о товаре с помощью штрих-кода и т.д. Кроме того, редко обновляется торговое оборудование (только в случае крайней необходимости). В целом в магазине используется устаревшее оборудование: кассовые аппараты, весы, холодильные установки. В связи с этим в магазине достаточно высоки потери от порчи продуктов, а также потери времени на упаковку и взвешивание товаров.

Даже оборудования для расчета с покупателями безналичным  способом (с помощью пластиковых  карт) в магазине «Синтез» было установлено  не так давно в 2012 году.

Необходимо  отметить, что в 2011 году руководство  рассматривало вариант перехода магазина на систему самообслуживания, но  по причине большой стоимости перепрофилирование магазина, а также недостаточных торговых площадях, руководство отказалось от данных планов. Таким образом, следует отметить, что в магазине «Синтез» не уделяется достаточного внимания технологическому развитию.

 

2.3. Анализ слабых, сильных сторон, возможностей и угроз

 

Итак сформулируем основные сильные стороны магазина «Синтез»:

1) Продажа в  магазине только свежих и качественных  продуктов. Данная сильная сторона является неотъемлемым элементом стратегии магазина. Данное преимущество магазина «Синтез» обусловлено позиций собственников магазина и наличием системы жесткого контроля за реализуемым товаром со стороны руководства магазина.

2) Благоприятный имидж у покупателей. Данная сильная сторона обусловлена во многом предыдущим пунктом. Хорошее отношение со стороны покупателей позволяет магазину постепенно увеличивать торговый оборот и привлекать новых клиентов.

3) Наличие в  ассортименте продаваемых товаров свежих хлебобулочных изделий, выпечки и кондитерской продукции, производства ОАО «Апатитыхлеб». Данная сильная сторона существенно отличает магазин «Синтез» от многих аналогичных магазинов и позволяет иметь достаточно большой пласт постоянных клиентов.

4) Четко выстроенная  организационная структура и  наличие эффективной стратегии  работы с персоналом. Согласно  приведенному анализу система  работы с персоналом выстроена  достаточно эффективно: активно  ведется работа по отбору персонала,  оказывается внимание материальному стимулированию труда и системе мотивации.

5) Стабильное  финансовое положение. Магазин  в течение последних пяти лет  работы имеет положительный размер  прибыли и уровень рентабельности. Данные показатели меньше, чем  у крупнейших продуктовых магазинов города Апатиты, но при этом их уровень остается устойчивым и стабильным на протяжении длительного периода времени.

6) Большое количество  поставщиков. Несмотря на отсутствие  четко выстроенной работы с  поставщиками, их количество достаточно  большое для продуктового магазина, что позволяет избежать многих рисков, связанных с неблагоприятным изменением закупочных цен.

Сформулируем основные слабые стороны магазина «Синтез»:

1) Не очень  удачное расположение

Магазин располагается  на улице Дзержинского, в стороне от наиболее крупных потоков населения города Апатиты (улиц, Ферсмана, Бредова). Кроме того в непосредственной близости располагаются крупные сетевые продуктовые магазины «Семья» и «Яблочко». Это ограничивает возможности расширения клиентской базы.

2) Отсутствие  выстроенной стратегии в работе  с поставщиками. Данная слабая  сторона деятельности магазина  может привести к существенным  проблемам как в области работы  с покупателями (многие покупатели  остаются недовольными отсутствием  тех или иных товаров в определенные промежутки времени), так и в финансовом положении магазина (снижение выручки по причине отсутствия некоторых товарных позиций).

3) Отсутствие  системы самообслуживания. Данная  система является конкурентным  преимуществом многих продовольственных магазинов города Апатиты. Она позволяет экономить время покупателям, упрощает выбор продуктов питания при покупках и позволяет снизить затраты труда продавцов в магазине. Кроме того, в настоящий момент существует определенная мода (особенно среди молодежи) на покупку продуктов исключительно в магазинах самооблуждивания.

4) Использование  в магазине старого оборудования. Так в настоящий момент в  магазине используются холодильные  камеры, срок работы которых превышает  10 лет, многие стеллажи, полки  для выкладки товаров потеряли первоначальный вид и, соответственно, ухудшают имидж магазина в глазах покупателей.

5) Отсутствие  внятной маркетинговой стратегии.  Несмотря на то, что активная  маркетинговая стратегия не столь  значима для небольшого продуктового  магазина как для организаций других сфер, грамотно выстроенная рекламная кампания и меры стимулирования спроса могла бы стать ощутимым преимуществом магазина.

6) Небольшое  торговое помещение. Данный фактор  не способствует расширению ассортимента  предлагаемых товаров, а значит, не позволяет привлекать новых клиентов и создавать активную конкуренцию крупных продуктовым магазинам города Апатиты.

Проанализируем  основные возможности магазина «Синтез»:

1) Возможность  расширения потенциального рынка  сбыта. Привлечение новых клиентов для магазина «Синтез» один из основных способов дальнейшего развития.

2) Возможность  расширения деятельности магазина. Реализация этой возможности  предполагает как расширение  торговых площадей (за счет выкупа  или аренды соседних помещений на первом этаже дома, где располагается магазин ситез), так и расширение ассортимента предлагаемых товаров: введение новых товарных групп и углубление имеющихся.

3) Возможность  улучшения финансового потенциала. Данная возможность предполагает  как повышение основных финансовых показателей деятельности магазина, так и привлечение дополнительных внешних финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для дальнейшего развития магазина (например субсидии в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Апатиты).

4) Возможность  снижения конкуренции. Реализация  этой возможности может быть  осуществлена как усиление позиций  самого магазина «Синтез», так  и за счет появление препятствий  в деятельности основных конкурентов  (например, в настоящий момент выстраиваются дополнительные барьеры для уличной торговли продуктами и торговли через киоски с целью усиления за качеством реализуемых в торговых точках продуктов питания).

Проанализируем  основные угрозы магазина «Синтез»:

1) Появление  вблизи магазина новых конкурентов (торговых точек, реализующих продукты питания и имеющих конкурентные преимущества: большой выбор предлагаемых товаров, более низкие цены, передовые технические системы (системы самообслуживания). Так например, возможно появление продуктового магазина в здании бывшего магазина «Фрегат». Кроме того в ближайшем будущем следует ожидать расширения сети представительств крупных федеральных и региональных сетей на рынке продовольственных товаров города Апатиты.

2) Риск непродления  аренды торгового помещения. В настоящий момент для работы магазина «Синтез» арендуется помещение. Арендное соглашение рассчитано до 2015 года. При этом существует, хотя и незначительный, риск, что в дальнейшем ООО «Синтез» не сможет продлить аренду данного помещения.

3) Появление  новых кризисных явлений и,  как следствие снижение покупательского  спроса, что является важнейшим  факторов в обеспечение эффективной  деятельности магазина «Синтез». Несмотря на то, основные стадии  мирового финансового кризиса  преодолены, многие эксперты говорят о возможности повторения неблагоприятных событий в экономике.

4) Растущая требовательность  покупателей и поставщиков. Тот  фактор, что магазин «Синтез»  не стремиться своевременно внедрять  передовые технологии торговли  может в будущем привести к снижению спроса, в связи с переориентацией потребителей (в большей степени молодых) на другие торговые точки города.

5) Неблагоприятные  демографические изменения. Несмотря  на то, что, как было замечено  ранее, снижение населения города  Апатиты в последние годы замедлилось в будущем возможны дальнейшие негативные явления, связанные с оттоком населения из нашего города, снижения рождаемости, а значит, в отдаленной перспективе данный риск может привести к снижению спроса на продукты питания.

 

2.4. Матрица СВОТ-анализа

 

На основании  выявленных сильных, слабых сторон, а  также угроз и возможностей для  магазина «Синтез» составим СВОТ-матрицу, в которой рассмотрим следующие  поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы).

Таблица 1

Матрица СВОТ-анализа

 

Возможности

1) Возможность расширения  потенциального рынка сбыта

2) Возможность расширения  деятельности магазина

3) Возможность улучшения  финансового потенциала

4) Возможность снижения конкуренции

Угрозы

1) Появление вблизи  магазина новых конкурентов и  активизация региональных и федеральных  сетевых магазинов

2) Риск непродления  аренды торгового помещения

3) Появление новых  кризисных явлений

4) Растущая требовательность  покупателей и поставщиков

5) Неблагоприятные демографические  изменения

Сильные стороны

1) Продажа в магазине  только свежих и качественных  продуктов

2) Благоприятный имидж  у покупателей

3) Наличие в ассортименте  продаваемых товаров свежих хлебобулочных  и кондитерских изделий

4) Четко выстроенная  организационная структура и  наличие эффективной стратегии  работы с персоналом

5) Стабильное финансовое  положение

6) Большое количество  поставщиков

Поле СИВ

  • Возможность расширения рынка сбыта может быть реализована за счет продажи в магазине свежих и качественных продуктов, благоприятного имиджа магазина, а также наличию в продаже свежих хлебобулочных и кондитерских изделий
  • Возможность расширения деятельности магазина может быть реализована за счет стабильного финансового положения
  • Возможность улучшения финансового потенциала можно реализовать четко организованной структуры и наличие эффективной стратегии работы с персоналом и наличию большого количества поставщиков
  • Возможность снижения конкуренции может быть реализована за счет благоприятного имиджа магазина, наличию в продаже свежих хлебобулочных и кондитерских изделий

Поле СИУ

  • Риск появления новых конкурентов можно избежать за счет продажи в магазине свежих и качественных продуктов, благоприятного имиджа магазина, а также наличию в продаже свежих хлебобулочных и кондитерских изделий
  • Риск непродления аренды можно снизить за счет стабильного финансового положения
  • Риск появления новых кризисных явлений можно сократить за счет стабильного финансового положения, эффективной работы с персоналом
  • Растущие потребности покупателей можно удовлетворить за продажи в магазине свежих и качественных продуктов, а также наличию в продаже свежих хлебобулочных и кондитерских изделий
  • Неблагоприятные демографические изменения можно компенсировать за счет благоприятного имиджа магазина.

Слабые стороны

1) Не очень удачное  расположение

2) Отсутствие выстроенной  стратегии в работе с поставщиками.

3) Отсутствие современных  технических систем 

4) Использование в  магазине старого оборудования

5) Отсутствие внятной маркетинговой стратегии

6) Небольшое торговое  помещение

Поле СЛВ

  • За счет реализации расширения потенциального рынка можно компенсировать не очень удачное расположение
  • За счет реализации возможности расширения деятельности можно решить проблему небольшого торгового помещения, отсутствия технических систем
  • За счет улучшения финансового потенциала можно решить проблему использования в магазине старого оборудования, отсутствия современных технических систем  и небольшого торгового помещения
  • За счет реализации возможности снижения конкуренции можно решить проблему неудачного расположения

Поле СЛУ

  • Внедрив новые технологии  и разработав грамотную маркетинговую стратегию можно снизить риск появления новых конкурентов
  • Увеличив размеры помещения можно снизить риск непродления аренды
  • Выстроим систему взаимоотношений с поставщиками и разработав грамотную маркетинговую стратегию, можно снизить последствия возникновения новых кризисных явлений
  • Внедрив новые технические системы и избавившись от старого торгового оборудования можно снизить риск растущей требовательности покупателей и поставщиков
  • Разработав грамотную маркетинговую стратегию, можно снизить риск неблагоприятных демографических изменений

Информация о работе Свот-анализ магазина "Синтез"