Тактическое и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы являются построение стратегии развития предприятия на примере ОАО «Котласский химический завод».
Задачи работы:
•определение понятия планирования и его роли в структуре менеджмента;
•изучение основ, методов и этапов стратегического и тактического планирования;
•выявить общее и различное этих двух видов планирования;
•разработать стратегию фирмы и план её реализации.

Файлы: 1 файл

курсовая-.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Для любой организации, действующей в условиях рынка, актуальны сегодня проблемы выживания и обеспечения непрерывного развития.

Если в пролом многие компании могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.

Сущностью проблемы, затронутой в данной работе, является ответ на вопрос: «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?»

Ответ на поставленный вопрос включает в себя не только необходимость проведения анализа и оценки среды, прогнозирования её изменений, но так же создание системы управления, которая постоянно поддерживала бы соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации. Поэтому решением на наш взгляд является создание четкой и проработанной системы стратегический и тактических планов.

Эта тема стала актуальной для российских фирм сравнительно недавно. Поэтому научная литература не успела насытиться ее разработкой и изучением, а на практике  она не всегда легко осуществима.  Исходя из этого, теоретическим значением данной работы является детальное раскрытие темы стратегического и тактического планирования. Эти понятия рассмотрены на примере взятого нами предприятия, в чем заключается и большое практическое применение.

Основной целью работы являются построение стратегии развития предприятия на примере ОАО «Котласский химический завод».

 

Задачи работы:

  • определение понятия планирования и его роли в структуре менеджмента;
  • изучение основ, методов и этапов стратегического и тактического планирования;
  • выявить общее и различное этих двух видов планирования;
  • разработать стратегию фирмы и план её реализации.

В качестве объекта данного  курсового проекта выступает ОАО «Котласский химический завод».

Работа состоит из трех глав. Первая посвящена планированию в целом, были выявлены его основные задачи и принципы, роль и значение. Во второй главе рассмотрены  два основных вида планирования (стратегическое и тактическое), дана их краткая характеристика, приведены основные этапы и методы. Третья глава – это практическая часть работы, в которой на примере ОАО «Котласский химический завод», с опорой не теоретическую часть, происходит разработка основных этапов стратегического и тактического планирования.

Для написания работы были использованы различные источники информации. В основном это учебные и практические пособия по менеджменту российских и зарубежных авторов таких как: Виханский О.С., Вершигора Е.Е., Зайцев А.Г. и Соколова М.И., Томпсон А.А. и Стрикленд А. Дж., Мескон М., Альберт М., и Хедоури Ф.;  а так же статьи  из ежемесячных изданий:  Журнал Управление Компанией, Журнал управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

1.  Планирование: роль, определение, основополагающие принципы

 

    1. Планирование в структуре менеджмента

Нет необходимости доказывать, что эффективная деятельность любой организации практически невозможна без заранее тщательно отработанной системы планов и управленческих решений.

Результативная работа в области планирования стала  возможна благодаря хорошо обоснованным и практически проработанным положениям, которые и сформировали теорию планирования.

Систему планирования целесообразно  вначале рассмотреть с позиций  взаимосвязи с менеджментом. Проще  всего это сделать, опираясь на их определения.

Менеджмент — совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда.1

Планирование — процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Конечным итогом (результатом) данного процесса могут быть документы (планы), оформленные по определенной форме, призванные обеспечить организованную, целенаправленную деятельность конкретной системы.2

Из приведенных определений  следует, что менеджмент является средством, используемым на протяжении всего времени функциональной деятельности организации. Планирование и планы относятся к определенным, четко обозначенным и ограниченным отрезкам времени в жизнедеятельности рассматриваемой системы.

Становится очевидным, что планы и планирование представляют собой только определенные элементы менеджмента.

Доказано, что планирование представляет собой изначальную  и особо важную, специальную функцию  в работе менеджеров организации, независимо от иерархического уровня и специфики  работы любого уровня. Планы представляют собой целую систему отдельных документов, позволяющих обосновать и организовать работу как всей организации,  так  и  ее  частей   по  всем  специфичным  направлениям, первую очередь следует рассмотреть систему планов и планирования, связанных с различными сроками.

 

1.2 Понятие планирования

Планирование следует  рассматривать как важнейшую  функцию управления любой экономической  системой, в том числе экономикой рыночного типа, поскольку формирование рыночных отношений связано с  развитием предпринимательской деятельности, стратегического менеджмента и систем планирования.

Планирование - это определение целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов его достижения, разработка программ деятельности различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Планирование деятельности предприятий  имеет множество задач, вот некоторые из них:

  • Обеспечение целенаправленного развития организации;
  • Координация деятельности структурных подразделений;
  • Создание объективной базы для эффективного контроля;
  • Мотивация трудовой активности работников;
  • Информационное обеспечение работников организации;

Методология планирования включает в себя совокупность принципов  и методов планирования.

Принципы планирования отражают основные правила организации системы планирования и требования к процессу принятия плановых решений.

В современных условиях основополагающими принципами являются:

  • научность  планирования   -   использование   инженерных  и   экономических расчетов, системы норм и нормативов, методики и технологии планирования;
  • комплексность   -   план   должен   отражать   взаимосвязь   основных   сфер деятельности предприятия: научно-технической, маркетинговой, производственной, экономической и социальной;
  • информативность   -   все   плановые   решения   принимаются   на   основе объективной информации;
  • гибкость  -  планирование   должно   обладать   способностью   менять   свою направленность    в    соответствии     с    характером    возникших    непредвиденных обстоятельств;
  • точность - все планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени,     которая    требуется     с     учетом     внешних    и     внутренних    условий функционирования предприятия;
  • принцип участия - означает, что каждый работник предприятия становится участником   плановой   деятельности   независимо   от   должности   и   выполняемых функций;
  • оптимальность - план должен ориентироваться на максимальное использование внутренних резервов предприятия, что обусловлено наличием многовариантных путей достижения поставленных целей. Предполагает оптимизацию параметров производственной программы предприятия, ассортиментной политики, затрат, направленных на экономное расходование финансовых ресурсов.

В   зависимости   от   целевой   направленности   планов,   методов   и   подходов, масштаба привлекаемых ресурсов различают:

  • стратегическое  планирование  -  отражает  совокупность  основных  целей предприятия и способов их достижения;
  • тактическое планирование - охватывает более короткий временной горизонт и более ограниченный круг привлекаемых ресурсов;
  • оперативное планирование - заключительный этап процесса непрерывного планирования   работы   предприятия.    Оно   дает   точную   последовательность   и взаимосвязь действий и результатов, ведущих к решению тактических плановых задач. Призвано обеспечить бесперебойную, ритмичную и согласованную текущую работу  всех  подразделений предприятия.  Объектами  оперативного  планирования являются цеха, участки, рабочие места.

Общий, единый план организации  образуется в результате «сложения» и объединения в единую систему всех функциональных специфичных планов и включения друг в друга планов групп в планы подразделения, а планов подразделений — в планы организации. В случае необходимости может разрабатываться план организации, которым потом делится на планы подразделений, а далее и групп.

На основе изученного материала можно сделать вывод, что планирование – это важная функция менеджмента, без осуществления  которой невозможно эффективное  существование организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стратегическое и тактическое планирование

 

2.1 Понятие  стратегического планирования

Организация производства представляет собой целенаправленную координацию (согласование, приведение в соответствие) во времени и пространстве всех материальных и трудовых ресурсов производства, имеющихся или оптимально возможных в определенных конкретных условиях.

Применительно к промышленному  предприятию целенаправленная координация  означает достижение такого соотношения, сочетания, функционирования (действий) всего комплекса основных, вспомогательных и обслуживающих звеньев производства предприятия, при котором обеспечивается эффективное выполнение поставленных перед ним задач, в первую очередь - по выпуску продукции.

Планирование, как средство любой организации, представляет собой постановку целей и определение путей их достижения.

Сам процесс планирования деятельности предприятия состоит  из двух частей - стратегического планирования и планирования маркетинга.

 Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей.

Для всестороннего понимания  концепции стратегического менеджмента  необходимо учитывать шесть факторов:

1. Стратегия — это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, а сама стратегия должна быть проактивной, т.е. упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям.3

2.  Стратегия определяет  назначение организации, ее цели, планы действий и распределение  ресурсов.

3.  Выбор стратегии  означает определение конкурентной  ниши.

4.  В стратегии для  создания конкурентного преимущества  учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности  и угрозы, возникшие во внешней среде.

5. Стратегия логически  обосновывает распределение задач  на высшем и среднем уровне  управления, что обеспечивает координацию  функций и организационную структуру.

6. Стратегию можно считать обоснованием существования организации: в ней должны быть описаны экономические и прочие выгоды, получаемые владельцами компании (акционерами).

Деятельность по стратегическому  планированию связана с постановкой  целей и задач предприятия  и поддержание ряда взаимосвязей между предприятием и внешней средой, которые способствуют достижению его целей, соответствуют его внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Потенциал для достижения целей предприятия в будущем является одним из конечных продуктов стратегического планирования. В дополнение к нему другим конечным продуктом стратегического планирования выступает соответствующая разработанным планом функциональная структура предприятия, обеспечивающая чувствительность и адаптацию к изменению внешних условий.

 

2.2 Этапы осуществления стратегического планирования

Основными результатами стратегического планирования являются:

  • Анализ и оценка внешней и внутренней среды;
  • PEST – анализ (оценка всех факторов внешней среды, с целью выяснения их влияния на организацию; определение границ контроля этих факторов)
  • Анализ внутренней среды, управленческий анализ (методологическая оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон)
  • Комплексный анализ, составление матрицы SWOT (установление цепочек связей между сильными и слабыми сторонами, а так же угрозами и возможностями -  на основе этого происходит выработка стратегии фирмы)
  • Определение миссии и формулировка целей организации (построение     «дерева целей» и критериев эффективности их достижения;

Информация о работе Тактическое и стратегическое планирование