Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:03, курсовая работа
Основной целью работы являются построение стратегии развития предприятия на примере ОАО «Котласский химический завод».
Задачи работы:
•определение понятия планирования и его роли в структуре менеджмента;
•изучение основ, методов и этапов стратегического и тактического планирования;
•выявить общее и различное этих двух видов планирования;
•разработать стратегию фирмы и план её реализации.
Миссия (в широком понимании) – это философия и предназначение, смысл существования организации; (в узком понимании) - утверждение, раскрывающее отличие данной организации от ей подобных.
Цель – это конкретное
состояние отдельных
Стратегия ограниченного роста – наиболее привлекательна для фирм с хорошим портфелем заказов. Данная стратегия применяется, когда производство и реализация продукции налажены, предприятие получает стабильную прибыль и нет причин рисковать.
Стратегия роста –
рекомендуется для
Стратегия сокращения – заключается в сокращении или переориентации компании, не выживающей в сложившихся условиях рынка, а так же может выражаться в полной ликвидации предприятия.
Сочетание различных видов стратегии – обычно этим способом пользуются крупные фирмы.
Составление Матрицы BCG, по которой происходит сравнение темпа роста отрасли и доли рынка, занимаемой каждым продуктом. Это позволяет предприятию определить степень рентабельности этих производств и принять важные решения относительно финансовой поддержки наиболее перспективных из них.
Бюджет - представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, так же представленных количественно.4
Количественные показатели позволяют руководителю увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организации.
Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
Стратегическое планирование можно использовать как управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование служит основой для составления оперативного плана, цели которого более конкретны, ситуационные, а значит, пересматриваются в связи с изменениями внешней и внутренней среды предприятия.
2.3 Тактическое планирование
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. 5
Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и правила.
Руководство вырабатывает краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Вот некоторые из характеристик тактических планов:
После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, что бы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. По словам Штейнера и Майнера: «Политику можно рассматривать в качестве «Кодекса законов», который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия... Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента».6
Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
Когда для достижения цели требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единственной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.
Стоит помнить, что претворение в жизнь и стратегических, и тактических планов невозможно без организации эффективного контроля достигнутых результатов.
2.4 Сравнительный анализ элементов
оперативных и стратегических планов
При разработке планов на каждый очередной год функциональной деятельности организации факторы внешней среды рассматривают изменяющимися в определенных, известных менеджерам пределах, что учитывается при осуществлении оперативного планирования (рис. 2.1, блок 2).
Циклы ежегодного планирования
и уточнения планов не могут быть
эффективными и результативными
для организации, если они не связаны
со стратегическими планами
Стратегическое планирование и стратегические планы отличаются от ежегодных тем, что если в годичных планах основную роль играет исходное состояние, то при стратегическом планировании весь процесс следует начинать с формулирования того желаемого «образа» (плана) организации, которого целесообразно и необходимо достичь.
При стратегическом планировании необходимо учитывать возможность значительных и различных изменений во внешней среде. Возникает необходимость учесть, что и как должно изменяться во внутренних факторах, чтобы организация была в состоянии реализовать свои стратегические планы. Требуется не просто реагировать на возможные изменения в рыночных условиях, а стремиться упреждать негативное воздействие событий. Необходимо учитывать и потребность в нововведениях. Все вышеперечисленное должно согласовываться с той «миссией» организации, которую она реализует и собирается реализовывать на рынке производимых ею товаров или услуг.
Основные элементы стратегического планирования можно представить в виде ряда основных блоков (рис. 2.2).
Анализ основных блоков процессов оперативного и стратегического планирования показывает не простое увеличение их числа и усложнение самого процесса планирования, но и изменение акцентов с внутренних факторов на внешнюю среду. Это и объяснимо. Факторы внешней среды неуправляемы менеджерами, отличаются большей сложностью, чем внутренние факторы, разной степенью подвижности значительной степенью неопределенности. Подобное усложнение факторов требует обоснованного прогноза и выбора результативной стратегии в существующей на рынке конкурентной среде. В процессе ежегодного планирования уточняют избранные стратегии для долго временных планов и стремятся привести стратегические планы во все большее соответствие с реальным воздействием факторов внешне и среды. Очевидно, что чем большая производительность разрабатываемых в организации планов, тем значительнее роль факторов внешней среды и степень зависимости от них предстоящей деятельности организации.
3. Разработка основных этапов стратегического планирования
на примере ОАО «Котласский химический завод»
29 декабря 1978 года
был пущен в эксплуатацию
Открытое Акционерное Общество «Котласский химический завод» учреждено в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года на базе госпредприятия «Котласский химзавод». Местонахождение общества – 165651, Россия, Архангельская область, город Коряжма.
Общество является юридическим
лицом. Общество имеет печать
со своим наименованием,
Уставный капитал общества составляет 28301 рублей. Он формируется путем выпуска обыкновенных акций в количестве 28301 штука, номинальной стоимостью 1 рубль. Основной пакет акций принадлежит ЗАО «Деметра» г. Москва, 28 % - у работников предприятия, остальные акции находятся у мелких держателей. Дивиденды выплачиваются ежегодно.
Основное производство направлено на выработку синтетических смол и лакокрасочных материалов. Предприятие является одним из немногих в России производителем данной продукции и это обуславливает достаточно низкую конкуренцию на данном рынке.
ОАО «Котласский химический завод» осуществляет следующие виды деятельности:
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экспорт производимой собственной продукции, импорт оборудования, строительных материалов, а также другие виды деятельности, не запрещенные законом.
Основной целью деятельности Общества является:
Имущество ОАО «Котласский химический завод» формируется за счет принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, готовой продукции, сырья, части прибыли, полученной от реализации продукции и амортизационных отчислений.
Одним из самых существенных решений при разработке стратегии является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.
Миссия предприятия представляется нам как: «Удовлетворение потребности рынка химической и пищевой промышленности в качественной и доступной по ценен продукции».
Цели предприятия формируются и устанавливаются на основе миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.
Краткосрочные цели:
Информация о работе Тактическое и стратегическое планирование