Тактическое и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы являются построение стратегии развития предприятия на примере ОАО «Котласский химический завод».
Задачи работы:
•определение понятия планирования и его роли в структуре менеджмента;
•изучение основ, методов и этапов стратегического и тактического планирования;
•выявить общее и различное этих двух видов планирования;
•разработать стратегию фирмы и план её реализации.

Файлы: 1 файл

курсовая-.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Миссия (в широком понимании) – это философия и предназначение, смысл существования организации; (в узком понимании) - утверждение, раскрывающее отличие данной организации от ей подобных.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик, достижение которых является для  нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

  • Генерация и анализ стратегических альтернатив достижения целей;
  • Изучение стратегических альтернатив (известно 4 основных вида):

Стратегия ограниченного  роста – наиболее привлекательна для фирм с хорошим портфелем  заказов. Данная стратегия применяется, когда производство и реализация  продукции налажены, предприятие  получает стабильную прибыль и нет причин рисковать.

Стратегия роста –  рекомендуется для развивающихся  фирм, пытающихся предложить на рынке  новые товары и услуги.

Стратегия сокращения –  заключается в сокращении или  переориентации компании, не выживающей в сложившихся условиях рынка, а так же может выражаться в полной ликвидации предприятия.

Сочетание различных  видов стратегии – обычно этим способом пользуются крупные фирмы.

  • Разработка плана развития хозяйственного портфеля;

Составление Матрицы BCG, по которой происходит сравнение темпа роста отрасли и доли рынка, занимаемой каждым продуктом. Это позволяет предприятию определить степень рентабельности этих производств и принять важные решения относительно финансовой поддержки наиболее перспективных из них.

  • Реализация и контроль стратегического плана.
  • Разработка вспомогательных планов
  • Составление  бюджетных планов.

Бюджет - представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, так же представленных количественно.4

 Количественные показатели позволяют руководителю увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организации.

  • Оценка стратегии путем сравнения результатов с целями;

Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

Стратегическое планирование можно использовать как управленческий процесс создания и поддержания  стратегического соответствия между  целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование служит основой для составления оперативного плана, цели которого более конкретны, ситуационные, а значит, пересматриваются в связи с изменениями внешней и внутренней среды предприятия.

 

 

 

2.3 Тактическое планирование

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. 5

Основными компонентами формального планирования будут  тактика, политика, процедуры и правила.

Руководство вырабатывает краткосрочные планы, согласующиеся  с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии  называются тактикой. Вот некоторые из характеристик тактических планов:

  1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
  2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
  3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
  4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляется очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

После составления долгосрочных и тактических планов руководство  должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, что бы избежать дезориентации  и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени.             По словам Штейнера и Майнера: «Политику можно рассматривать в качестве «Кодекса законов», который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия... Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента».6

Для руководства управленческими  действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Когда для достижения цели требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила.

 Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единственной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Стоит помнить, что претворение  в жизнь и стратегических, и  тактических планов невозможно без  организации эффективного контроля достигнутых результатов.

 

 

 

2.4 Сравнительный анализ элементов

оперативных и стратегических планов

При разработке планов на каждый очередной год функциональной деятельности организации факторы внешней среды рассматривают изменяющимися в определенных, известных менеджерам пределах, что учитывается при осуществлении оперативного планирования (рис. 2.1, блок 2).


Циклы ежегодного планирования и уточнения планов не могут быть эффективными и результативными  для организации, если они не связаны  со стратегическими планами организации.

Стратегическое планирование и  стратегические планы отличаются от ежегодных тем, что если в годичных планах основную роль играет исходное состояние, то при стратегическом планировании весь процесс  следует начинать с формулирования того желаемого «образа» (плана) организации, которого целесообразно и необходимо достичь.

При стратегическом планировании необходимо учитывать возможность значительных и различных изменений во внешней среде. Возникает необходимость учесть, что и как должно изменяться во внутренних факторах, чтобы организация была в состоянии реализовать свои стратегические планы. Требуется не просто реагировать на возможные изменения в рыночных условиях, а стремиться упреждать негативное воздействие событий. Необходимо учитывать и потребность в нововведениях. Все вышеперечисленное должно согласовываться с той «миссией» организации, которую она реализует и собирается реализовывать на рынке производимых ею товаров или услуг.

Основные элементы стратегического  планирования можно представить  в виде ряда основных блоков (рис. 2.2).

     Анализ основных блоков процессов оперативного и стратегического планирования показывает не простое увеличение их числа и усложнение самого процесса планирования, но и изменение акцентов с внутренних факторов на внешнюю среду. Это и объяснимо. Факторы внешней среды неуправляемы менеджерами, отличаются большей сложностью, чем внутренние факторы, разной степенью подвижности значительной степенью неопределенности. Подобное усложнение факторов требует обоснованного прогноза и выбора результативной стратегии в существующей на рынке конкурентной среде. В процессе ежегодного планирования уточняют избранные стратегии для долго временных планов и стремятся привести стратегические планы во все большее соответствие с реальным воздействием факторов внешне и среды. Очевидно, что чем большая производительность разрабатываемых в организации планов, тем значительнее роль факторов внешней среды и степень зависимости от них предстоящей деятельности организации.

 

3. Разработка основных этапов стратегического планирования

на примере ОАО «Котласский химический завод»

3.1 Общие сведения о  предприятии

  29 декабря 1978 года  был пущен в эксплуатацию Котласский  химический завод – первенец  химической промышленности в  Архангельской области, единственное  в своем роде химическое предприятие в стране.

Открытое Акционерное  Общество «Котласский химический завод» учреждено в соответствии  с  Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации» от 3 июля 1991 года на базе госпредприятия «Котласский химзавод». Местонахождение общества – 165651, Россия, Архангельская область, город Коряжма.

          Общество является юридическим  лицом. Общество имеет печать  со своим наименованием, фирменный  знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

Уставный капитал общества составляет 28301 рублей. Он формируется  путем выпуска обыкновенных акций  в количестве 28301 штука, номинальной  стоимостью 1 рубль. Основной пакет  акций принадлежит ЗАО «Деметра» г. Москва, 28 % - у работников предприятия, остальные акции  находятся у мелких держателей. Дивиденды выплачиваются ежегодно.

Основное производство направлено на выработку синтетических  смол и лакокрасочных материалов. Предприятие является одним из немногих в России производителем данной продукции и это обуславливает достаточно низкую конкуренцию на данном рынке.

ОАО «Котласский химический завод» осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство синтетических смол, консервных лаков и эмалей;
  • производство, разработка, реализация товаров, строительных и      отделочных материалов;
  • производство, разработка, переработка и реализация товаров промышленного назначения и народного потребления;
  • оказание научно-технических, инженерных, посреднических и коммерческих услуг по заказам юридических и частных лиц;
  • рекламно-издательская деятельность;
  • организация маркетинга продукции, работ, услуг;
  • создание магазинов, кафе, столовых;
  • проведение лизинговых операций;
  • торгово-закупочная деятельность;
  • осуществление природоохранных мероприятий;

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экспорт  производимой собственной продукции, импорт оборудования, строительных материалов, а также другие виды деятельности, не запрещенные законом.

  Основной целью  деятельности Общества является:

  • извлечение прибыли в интересах учредителя Общества;
  • удовлетворение общественных и личных потребностей;
  • расширение рынка товаров и услуг.

Имущество ОАО «Котласский химический завод» формируется за счет принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, готовой продукции, сырья, части прибыли, полученной от реализации продукции и амортизационных отчислений.

3.2 Миссия и цели ОАО «Котласский химический завод»

 

Одним из самых существенных решений при разработке стратегии является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.

Принципы деятельности ОАО «Котласский химический завод» представляются нам следующими:

  • обеспечение выпуска качественной продукции;
  • обеспечение устойчивого и рентабельно  работающего производства;
  • защита и забота о работнике предприятия;
  • соблюдение законодательства Российской Федерации, Архангельской области и Котласского района;
  • обеспечение экологически безопасного производства.

Миссия предприятия  представляется нам как: «Удовлетворение потребности рынка химической и пищевой промышленности в качественной и доступной по ценен продукции».

Цели предприятия формируются  и устанавливаются на основе миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Долгосрочная цель ОАО «Котласский  химический завод»: Сохранить лидирующие позиции на рынке производства синтетических смол, консервных лаков и эмалей, а так же и закрепится на рынке производства ингибридов коррозии для нефтегазопромышленности, увеличить прибыль и минимизировать издержки.

Краткосрочные цели:

  1. Разработать план реализации на будущий год;
  2. Составить программу модернизации оборудования;
  3. Разработать маркетинговые мероприятия для достижения целей;
  4. Составить программу развития предприятия на ближайшие годы;
  5. Запуск производства полиэфирных лаков и эмалей.

Информация о работе Тактическое и стратегическое планирование