Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:03, курсовая работа
Основной целью работы являются построение стратегии развития предприятия на примере ОАО «Котласский химический завод».
Задачи работы:
•определение понятия планирования и его роли в структуре менеджмента;
•изучение основ, методов и этапов стратегического и тактического планирования;
•выявить общее и различное этих двух видов планирования;
•разработать стратегию фирмы и план её реализации.
Основными целями управления являются:
Основные задачи управления:
Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации
Для упрощения анализа рассмотрим следующие основные пять функций:
1.Маркетинг: ОАО «Котласский химический завод» в настоящий момент занимает около 50% рынка производства синтетических смол и консервных лаков. При этом вся продукция обладает достаточной конкурентоспособностью. Поэтому в дальнейшем с этой точки зрения фирма может увеличивать долю рынка.
В целом фирма производит и предлагает различные виды услуг и продукции. Руководство компании постоянно заботится о повышении качества продукции, и к настоящему моменту качество товаров и услуг соответствует всем предъявляемым к ним требованиям. Планируется расширение ассортимента выпуска полиэфирных лаков и эмалей.
Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.
2.Финансы: При анализе функции финансов остановимся на следующих областях:
3. Производство:
Имеющиеся производственные мощности используются не полностью, что влечет перерасход средств на их содержание, но создает благоприятную ситуацию для роста.
Очень существенным показателем являются постоянные поставщики, с которыми предприятие успешно работает на протяжении многих лет.
Технологии ОАО «Котласский химический завод» находятся на высоком уровне, но нельзя забывать, что необходимо постоянно следить за появлением новых разработок. Для повышения качественных и скоростных характеристик необходима частичная замена оборудования и технических средств. Так как современные технологии предъявляют все более высокие требования к техническому оснащению и оборудованию. Внедрение же прогрессивных информационных технологий дает возможность повысить качество и получить преимущество перед конкурентами.
5. Кадры:
В компании ОАО «Котласский химический завод» особое внимание уделено найму работников. Он осуществляется при помощи специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.
На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Так же следует отметить четкую систему мотивации работников (премирование, вручение грамот и памятных презентов и д.р.). Однако заметим, персонал не принимает участия в принятии управленческих решений.
Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.
От руководителя и персонала зависит развитие организации. В кампании работают опытные, образованные и перспективные специалисты. Всего в организации работает 115 специалистов. Высшее образование имеют 15% работников, 3 % имеют два высших образования. Средний возраст работников 29 лет, что свидетельствует о сбалансированном сочетании в структуре персонала опытных работников и молодых специалистов. Число мужчин составляет 68%.
5. Культура и имидж организации: Как и большинство российских компаний ОАО «Котласский химический завод» не имеет специально разработанной системы норм и правил поведения людей в организации. Единственным правилом при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение всех заданий и доброжелательное отношение к коллегам.
В организации существует четкая система коммуникации, прослеживается обратная связь в коммуникационном процессе.
Но заметен недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений, система контроля не структурирована.
Предприятие имеет линейно-функциональную структуру
Таблица 1 Сильные и слабые стороны организации
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
1 |
Налаженная система коммуникаций |
Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
2 |
Отлаженная сбытовая сеть |
Недостатки в рекламной политике |
3 |
Широкий ассортимент продукции |
Средний уровень цен |
4 |
Высокий контроль качества |
Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) |
5 |
Высокая рентабельность |
Не полная загруженность производственных мощностей |
6 |
Рост оборотных средств |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
7 |
Высокая квалификация персонала |
|
8 |
Хорошая мотивация персонала |
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы (рис.3.1)
Рис. 3.1 Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются экономика, политика, рынок, конкуренция, технология, социальное поведение и международное положение.
Оценим основные внешние
факторы применительно к ОАО «
Так же изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию и д.р.- заставляет повышать цены на всю продукцию.
Оценка фактора : - 20
2. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ОАО «Котласский химический завод» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства, г. Котласа и г. Коряжма, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ, законодательства по защите прав потребителей, трудового кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
Оценка фактора: - 10
3. Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства, но для данного предприятия значение ее не велико, так как завод практически не имеет конкурентов как на Российском рынке.
Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации.
Изменения в демографической ситуации, происходящие в России, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность нашего предприятия. В целом влияние этого фактора не велико. +20
4. Социальные факторы. Изучение социальной составляющей направлено на то, чтобы уяснить влияние на ОАО «Котласский химический завод» таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Из этих факторов социального окружения для нашей организации критическими будут являться: ценности, разделяемые людьми, а так же демографическое положение в городе. Если ценности, культура, имидж ОАО «Котласский химический завод» не будут соответствовать представлению потенциальных клиентов - успеха не будет. Так как предприятие имеет благоприятный имидж и достаточное количество положительных отзывов - то можно говорить о высокой оценке этого фактора: +30
5.Технологические факторы. Этот фактор имеет достаточно большое значение. Анализ технологической внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и повышения качества выпускаемой заводом продукции. Предприятие не успевает идти в ногу с НТП, многие производственные процессы протекают «по старинке», что снижает качество продукции и увеличивает время производства. Значение фактора очень велико, на этот можно делать большие ставки: +30
6. Конкурентные факторы (анализ непосредственного окружения):
Покупатели: Официальным дилером Котласского химического завода является ЗАО «Деметра», которому принадлежит контрольный пакет акций.
Клиентами предприятия являются постоянные потребители. Крупнейшим из них является Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» (г. Коряжма).
С одной стороны, ОАО «Котласский химический завод» имеет постоянных клиентов, что уменьшает расходы на маркетинг и сбыт. С другой стороны, новых потребителей найти достаточно трудно, т.е. практически невозможно расширить рынки сбыта на территории России.
У предприятия два
пути: либо искать потребителей за рубежом,
либо расширять ассортимент
Основные рынки сбыта находятся на территории России: Московская Кировская, Ростовская, Пермская области, Краснодарский край и др.В июне 2000 года был заключен контракт с Украиной на поставку продукции с фирмой ООО «Элексхим».
Клиенты Химзавода являются стабильными потребителями, т.к. в настоящее время нет строительства предприятий, изготавливающих консервную тару.
Кроме производства лаков и смол ОАО «Котласский химический завод» реализует товары народного потребления, т.е. осуществляет розничную торговлю в четырех магазинах и столовой.
Поставщики: на сегодняшний день степень влияния поставщиков на функционирование предприятия крайне незначительно и это объясняется наличием огромного числа поставщиков, которые являются между собой конкурентами, что делает возможность диктовать им свои наиболее выгодные условия.
Конкуренты: Анализируя ситуацию на нашем рынке приходим к выводу, что фирмы есть два основных конкурента: Санкт-Петербургское предприятие «Пегмент» и ОАО «Котовский лакокрасочный завод» (г. Котовск Тамбовской области).
Преимуществом ОАО «Котласский химический завод» перед конкурентами является более высокое качество продукции. Однако цены конкурентов несколько ниже.
Информация о работе Тактическое и стратегическое планирование